Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество 13+

200-летие Островского — революционера сцены

, 11:31

200-летие Островского — революционера сцены
Фото: Global Look Press

Сегодня исполняется 200 лет со дня рождения известного русского драматурга Александра Николаевича Островского. Он автор около пятидесяти пьес, которые сегодня составляют основу театральных постановок.

Островский признан реформатором сцены, он страстный исследователь русской жизни и ее социальных аспектов, создатель живого русского языка, вырвавшегося из жестких рамок театральных условностей.

У каждого из великих русских писателей XIX века было выдающееся событие, которое отличало их от других. Грибоедов скончался в Персии, Пушкин и Лермонтов были убиты на дуэли, Тургенев всю жизнь обожал французского вокалиста Виардо, Достоевский отсидел в тюрьме, Гончаров совершил кругосветное путешествие, Толстой покинул Ясную Поляну. В то время как жизнь Островского, казалось бы, прошла без особых событий, без исключительных эпизодов — он просто написал множество шедевров. Его называют «домоседом с бледной биографией». Так ли это на самом деле?

В середине 1800-х годов Москва Грибоедова была воплощением размеренной жизни, с обедами, ужинами и танцами. Идеологические споры имели место, но действия не были заметны. Театральные спектакли не ставились публично. Это был город обычаев и рациональности, а не драматических событий. Именно в это время известный драматург Александр Островский достиг пика своей карьеры, не представив ни одной новой пьесы.

В 1840−1850-х годах в жизни Александра Островского, недоучившегося студента юридического факультета и мелкого чиновника судебного ведомства, произошел неожиданный поворот событий. Несмотря на низкую квалификацию, автор нескольких незначительных публикаций приобрел известность в городе. Вершиной этих событий стала читка Островским своей пьесы «Банкрот» в доме Михаила Погодина на Девичьем поле. Читка проходила в дуэте с Провом Садовским, основателем знаменитой актерской династии. Спектакль слушали такие известные люди, как Погодин, Шевырев, Ростопчина, Максимович и даже Гоголь. Погодин, профессор истории и владелец крупнейшего литературного журнала в Москве, охотно передал критический отдел «Москвитянина» дерзкому дебютанту Островскому. Это событие было бы равносильно тому, как если бы в наше время молодой неизвестный человек получил, скажем, городской телеканал.

Детство и образование писателя Александра Островского

Стартовая позиция Островского была далека от идеала. Его отец был придворным адвокатом из потомственных дворян, а мать — дочерью пономаря. Ему не удалось закончить университет, но он владел семью иностранными языками и мог переводить произведения известных драматургов, в том числе великого Шекспира. Как он это делал?

Оказывается, его отец был не только юристом, но и человеком, разбогатевшим к 1839 году. Его земельные владения в Замоскворечье занимали целый квартал. После смерти первой жены, матери Александра Николаевича, его отец женился вторично на дворянке из шведской русифицированной семьи. Она хотела дать своим детям лучшее образование и с особой тщательностью исполняла материнскую роль для детей мужа от предыдущего брака.

Жизнь дерзкого послушника Островского была отмечена несколькими необычными событиями. Одним из них было то, что журнал «Москвитянин» принял его без колебаний. Жизнь Островского была связана не только с Москвой, но и с Замоскворечьем, районом с уникальной атмосферой, образом жизни, обычаями и людьми, не похожими на тех, кто живет у Москвы-реки и Кремля. Образ жизни, одежда и даже язык, используемый в Замоскворечье, оказали глубокое влияние на характер Островского и его пьесы.

Островский и Замоскворечье

Островский заслужил прозвище «Колумб Замоскворечья» за тот бесценный опыт, который он приобрел как на улицах, так и в судебных учреждениях до начала своей карьеры критика и драматурга. В замоскворецком человеке сочетались находчивость, плутовство, привязанность к традиционным ценностям и понимание современных тенденций.

Район до сих пор сохраняет свой характер. Ордынка, Пятницкая и сеть переулков расположены недалеко от Кремля, но разделены рекой, отсюда и название Замоскворечье. Тверская и Пятницкая находятся почти на одной географической линии, но как по-разному они различаются по «центральности» и «столичности»!

Если пройти километр от Кремля по Тверской на северо-запад, то выйдешь на Пушкинскую площадь, эпицентр московских событий. Но стоит пройти через Красную площадь в обратном направлении по Пятницкой улице, и вы окажетесь у храма Клемента, на углу Сойменного переулка. Здесь нет и намека на урбанистичность или городское величие.

Островский не только теоретизировал, но и, как замоскворецкий житель, чувствовал изменение роли купеческого сословия в России XIX века. Деловые люди быстро зарабатывали деньги, поднимались по социальной лестнице и обретали чувство уверенности, но им все еще не хватало образования и дворянского происхождения. Возвышение купечества сопровождалось падением дворянских домов, и оба этих противоположных события вызвали ряд личных и общественных трудностей.

Конец 1980-х годов ознаменовался появлением «новых русских». Отцы, получив неожиданное богатство, покупали своим детям роскошные автомобили и красные пиджаки, а затем отправляли их в лучшие университеты мира. Таков был счастливый путь русского искусства, сходящегося на родине социальных катаклизмов и новых художественных смыслов — в Замоскворечье. Александр Островский наблюдал и воспевал это явление. В центре этой оси развития русской литературы (не только театра!) — столкновение драмы помещичьего быта и купеческой карьеры с новыми русскими, между которыми вырастает чеховский «вишневый сад». Именно здесь прочно и навсегда запечатлен Александр Островский.

48 киноадаптаций по мотивам а. Н. Островского

С 1911 года в России вышло 48 фильмов по пьесам А. Н. Островского, что делает его рекордсменом по экранизации пьес русских писателей. Островского, что делает его рекордсменом среди русских писателей по количеству экранизаций. Его произведения, насчитывающие до 50 пьес, были поставлены на сцене, причем не менее 20 пьес до сих пор регулярно ставятся.

Почему творчество Островского так популярно? Произведения Островского были адаптированы для телевизионных драм и мультфильмов, что сделало его творчество более доступным для широкой аудитории. Островский — создатель уникального набора пьес. С ним не сравнится ни один русский драматург! Когда он был на пике популярности, ни один театральный сезон не обходился без его новой работы. Его персонажи и сюжеты из одной и той же социальной среды, но бесконечно разнообразные,— просто отражение величия русского репертуарного театра.

Театральные реформы островского: новый взгляд

Аполлон Григорьев назвал реформу театра Островского введением четырех «новых слов»: новости жизни, новости отношения, новости нравов и новости языка. Его пьесы, в которых были представлены подробности обычной московской жизни, завораживали зрителей.  Григорьев утверждал, что Островский подходил к своим персонажам и их обстоятельствам с терпением и вниманием и мог одинаково принимать целый ряд «органических начал». Эта идея была утрачена в более поздних интерпретациях творчества Островского, которые часто фокусировались на сатирических, развенчивающих подходах к его героям и их «реакционным» и «эксплуататорским» нравам.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram