С 1 января 2024 года в РФ перестанет существовать Чернобыльская зона отчуждения, установленная после аварии на АЭС. Известно, что после трагедии загрязнённые территории разделили на несколько зон. К зоне отчуждения отнесли самые грязные земли. Там находиться было запрещено. На этой территории располагалось 4 поселения. Теперь же они исключены из зоны отчуждения. Но природа совсем не очистилась, а ситуация остаётся весьма сложной.
Доктор технических наук, участник ликвидации аварии на ЧАЭС Владимир Кузнецов высказался по этому поводу довольно резко. По словам учёного, радиоактивные элементы никуда не делись. Территория так и остаётся загрязнённой. Да и ликвидация зоны отчуждения ещё не означает, что туда приедут люди. До возвращения людей ещё очень далеко. В юго-западной части Брянской области есть места, в основном лесистая местность, где загрязнение остаётся очень значительным.
По мнению Кузнецова, статус поменяли для того, чтобы вести там хозяйственную деятельность. Фактически она всё равно ведётся, люди ходят в лес, собирают грибы и даже продают всё это на рынке. В новостях то и дело всплывает информация про санитарные службы, которые обнаружили и забраковали загрязнённую продукцию. Также учёный упомянул, что бросать природу на произвол судьбы тоже нельзя. Сама она уж точно не восстановится. Деревья со временем погибнут, и это приведёт к образованию буреломов.
Кузнецов также ответил на вопросы по поводу причин посещения загрязнённых зон. Он считает, что в первую очередь нужно бороться с лесными пожарами, которые могут возникнуть, к примеру, во время сильной жары или из-за несчастливой случайности. В 2010 году во время аномальной погоды в России в Брянской области загорелись леса, что привело к резкому росту радиационного фона. Во время пожаров в радиоактивных лесах пепел может подниматься аж до стратосферы, а куда его потом унесёт – «одному Богу известно».
Главная проблема как раз в том, что растущие деревья впитывают радиоактивность. Пилить их нужно дистанционно с помощью спецтехники и защиты. После этого нужно захоронить заражённые деревья в специальных могильниках. Сжигать их нельзя ни в коем случае. Над территориями нужен строгий контроль. Запустение – в данном случае, фактор негативный. Кузнецов отметил, что ближе к самому Чернобылю нет непроходимых лесов, в отличие от Брянской области. Да и часть леса там успешно утилизировали.
Доктор рассказал и про ситуацию с распадом. Основными дезообразующими радионуклидами в Чернобыльской зоне заражения являются цезий-137, стронций-90 и в некоторых случаях плутоний-239. У цезия и стронция период полураспада составляет 28 лет. Это значит, что в Чернобыльской зоне произошёл только один акт распада. Для того, чтобы распался весь цезий и стронций на территориях нужно 10 периодов. А значит, ситуация изменится лишь только лет через 300, и это в лучшем случае.
Украинцы даже экскурсии проводили в Чернобыле. И люди вовсю ездили. Хотя доказательств, что это безопасно, нет. Еще один вопрос - куда делась техника, с помощью которой ликвидировали аварию? Вертолеты, автобусы, бетоновозы, пожарные машины. По площади всё это занимало несколько футбольных полей. Многое из этого переплавили, а что-то предприимчивые граждане реанимировали и вернули военным. Как это повлияло на людей, которые работали на этой технике, мы не знаем. А ведь раньше у нас с Украиной не было строгого таможенного контроля. Всю эту радиоактивную дрянь могли ввозить в Россию. Где это все теперь?