В ночь с 17 на 18 января 1960 года на Итуруп обрушился злой океанский шторм с зарядами снега и порывами ураганного ветра. Экипаж небольшой вспомогательной баржи «Т-36», состоявшей всего из четырех матросов местного гарнизона: Асхата Зиганшина, Ивана Федотова, Филиппа Поплавского и Анатолия Крючковского получил приказ «Срочно взять на борт дизельное топливо, трехдневный запас воды продовольствия, спустить баржу на воду, принять груз с рефрижератора в океане и доставить его на берег».
Налетевший порыв ветра мгновенно оборвал крепивший суденышко к пирсу трос и «Т-36» как утиный пух швырнуло в чёрное месиво волн Охотского моря. Баржу понесло в открытый океан… Работавшая слабосильная радиостанция вышла из строя сразу после того, как Зиганшин отправил на берег сообщение о ЧП! Экипаж остался без связи.
Во время дрейфа «Т-36» пропорола борт о невидимый риф, трюм и машинное отделение стали заполняться водой. Вскоре захлебнулся маломощный двигатель, и абсолютно неуправляемое суденышко потащило далее в бушующую темень. Баржу с людьми вынесло на просторы Тихого океана.
Тем временем «Т-36» силами Тихоокеанского флота уже искали. Поиск осложнялся ураганной погодой, почти нулевой видимостью и огромными волнами. Поднятые в воздух самолеты морской авиации оказались бессильны: их радары не смогли засечь в приблизительном квадрате бедствия «Т-36» никаких плавсредств. Через несколько суток поиски были прекращены: по всем признакам на берегу сочли, что «Т-36» трагически погибла, так как по своим мореходным качествам она просто технически не могла выжить в той обстановке. Фамилии четверых моряков занесли в соответствующие документы, их близким были подготовлены трагические сухие сообщения. Впоследствии выяснится, что береговые службы и не могли обнаружить терпящую бедствие баржу, так как «Т-36» злыми течениями океан в нарушение всех правил мировой гидрографии уносил совсем в другую сторону.
День 23 февраля (в океане «Т-36» находилась уже более месяца!) экипаж встретил безрадостным известием о том, что именно в этот день на борту окончательно закончилось продовольствие. Техническая вода была выпита еще ранее. От жажды моряков спасали дожди. Вместо еды стали использовать остатки моторного солидола: каждому – по чайной ложке в день. Но и эти запасы катастрофически таяли. В ход пошли кожаные ремешки от часов, их резали на кусочки и варили на чудом сохранившейся в рубке печке-буржуйке. В ту же похлёбку позже были отправлены и пошинкованные на ломтики голенища кирзовых сапог, и брючные ремни, и меха случайно оказавшейся на борту чьей-то гармони.
Наступил март. Чудом державшаяся на плаву баржа, ободранная и снаружи и изнутри, была единственным спасением для горстки изможденных, заросших людей, уже уповавших только на Бога. Сил на то, чтобы выходить на палубу, уже практически не было. Моряки сменяли друг друга, выползая наверх на четвереньках. 27 марта Филипп Поплавский шепотом доложил Зиганшину о том, что слышал ночью в небе гул моторов. Над «Т-36» кружил американский военный самолёт! Вскоре над «Т-36» зависли два вертолёта с американского авианосца «Кирсардж», который возвращался с боевой службы на базу в Сан-Франциско. Это было спасением! На 49-й день.
Американские медики, обследовав наших моряков, долго не могли поверить, что перед ними – живые люди! Степень их истощения зашкаливала за нормы предельной дистрофии, но это были живые советские моряки! В конце марта подлечившиеся в американском госпитале и успевшие твёрдо отказаться от предложенного им политического убежища наши моряки вернулись в СССР. Ребят наградили орденами Красной Звезды.
Подробнее читайте в материале «Аргументов недели».