За большую черную птицу, ставшую в последние несколько лет постоянным гостем на Байкале, решились взяться всерьез. В негативном смысле. Вслед за Бурятией, решившей в этом году отстреливать бакланов, с инициативой, сформулированной как «регулирование численности», выступили и депутаты парламента Приангарья. Да, пока они призывают «не поддаваться эмоциям», «тщательно изучить тему», но цель их видится однозначной. Баклан становится нежелательным гостем в нашем регионе.
В законодательном собрании Приангарья приступили к разработке мер по регулированию численности бакланов на Байкале и водохранилищах Иркутской области. Как сообщил депутат заксобрания Олег Попов, для этого создана профильная рабочая группа с участием вице-спикера парламента, руководителя комитета по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве и других депутатов.
Большой баклан был повсеместно распространен на Байкале до середины прошлого века. По данным ученых Бурятского госуниверситета, в конце шестидесятых — начале семидесятых годов он перестал гнездиться на берегах озера, из-за антропогенных факторов. В последующие пятьдесят лет встречались только редкие залетные особи. В 2009 году большой баклан был включен в Красную книгу Иркутской области как гнездящийся перелетный вид, численность которого восстанавливается. В 2020 году птица была исключена из Красной книги в силу значительного роста популяции.
По информации, на которую опираются депутаты иркутского заксобрания, в целом на берегах озера популяция оценивается в 40 тысяч птиц. При этом ареал расширяется — бакланы распространяются по Ангаре и уже стали гнездиться на водохранилищах ангарского каскада ГЭС. На Братском водохранилище якобы из-за бакланов отмечено снижение вылова промысловых видов рыб. Так, в 2020 году он составлял 2600 тонн, а в 2021 году — уже 2100 тонн.
Гендиректор одного из региональных предприятий ООО «Братская рыба» Сергей Романов рассказывает, что с 2020 по 2022 год вылов у его компании снизился с 800 тонн до 240 тонн рыбы. Ущерб он оценивает в сумму порядка 50-60 млн рублей. «Мы на протяжении восьми лет работали стабильно, а сейчас из коллектива уходят люди, на предприятии возникают вопросы, как обслуживать займы», — обрисовывает он свое положение.
По его словам, бакланы на водохранилищах — явление массовое. «Один из моих коллег летом наблюдал следующую картину — небо над берегом залива пересекала огромная стая. Птицы летели беспрерывно на протяжении одного часа и десяти минут, тысячи особей. Понятно, что рыба выедается ими в огромных количествах. В еще больших масштабах рыба получает смертельные увечья, баклан из-за инстинктов уничтожает даже то, что не может или не хочет съедать», — добавляет он.
Олег Попов перечисляет еще ряд характерных проблем: «Представители хозяйств жалуются, что из-за этих птиц страдает программа рыборазведения. Выпускаемые в водоемы мальки ценных пород рыб очень быстро уничтожаются бакланами. Помимо этого, из-за помета птицы, насыщенного азотом, высыхает прибрежная растительность — деревья и кустарники».
Александр Иванов, начальник Братского межрайонного отдела контроля, надзора и рыбоохраны поддерживает: «Баклан, по наблюдениям, в геометрической прогрессии размножается. То есть сегодня его прилетело 300, завтра уже 600. Мы работаем на водохранилище, и где у нас стоит теплоход, там и малька до середины июля много, и уже крупная рыба заходит туда. Только появляется баклан — все, там просто ничего нет. Буквально 2-3 недели. Он съедает всё. Он еще и лес губит. К берегу на 300 метров подойти невозможно. У птицы экскременты такие ядовитые, что сжигают растительность».
«Принимать решение на эмоциях сейчас нельзя. Необходимо найти правовой механизм для регулирования численности баклана, чтобы сохранить популяцию рыбы и обеспечить продовольственную безопасность жителей Иркутской области, — вместе с тем считает депутат заксобрания Олег Попов. — Мы обратились к правительству региона за выделением средств на проведение соответствующего научного исследования. Вторая задача — изменить правовой статус птицы, разрешить ее отстрел».
Как объясняет руководитель Братского межрайонного отдела службы по охране и использованию объектов животного мира Иркутской области Артем Валетчик, баклан в Приангарье в настоящее время не относится к видам, разрешенным для охоты. «Для того, чтобы принимать меры, связанные с регулированием его численности, необходимо официально оформить соответствующий перевод, как это сделано в Бурятии».
На опыт Бурятии, где в этом году, была разрешена регуляция численности бакланов, представители иркутских властей и ведомств намерены опираться в дальнейшем. Между тем, в самой республике процесс отстрела птиц пока поставлен на паузу.
Как сообщила руководитель отдела учета и производства объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты Бурприроднадзора, Юлия Андриевская, в этом году не было выделено финансирование на отстрел «из-за экономических обстоятельств, связанных с перераспределением средств в региональном бюджете». По ее словам, вопрос об отстреле баклана на восточном берегу Байкала будет актуализирован весной 2023 года «после того, как проведут подсчет прилетевших особей».
Орнитолог из Иркутска, кандидат биологических наук, зоозащитник Виталий Рябцев призывает не торопить события. «Согласно наблюдениям моих коллег, в этом году бакланов на Байкале и в водохранилищах стало меньше из-за сокращения кормовой базы. Начиная с этого года, птицы предпочитают проводить сезон на Торейских озерах в Забайкалье и водоемах на северо-западе Монголии. Это их традиционные места обитания, которые они были вынуждены покинуть в предыдущие два десятка лет из-за аномальной многолетней засухи. Сейчас озера восстанавливаются и успешно зарыбляются. А из наших мест бакланы в массе исчезнут сами по себе», — прогнозирует он.
Эту же точку зрения поддерживает и доктор биологических наук, орнитолог, профессор кафедры естественнонаучных дисциплин Педагогического института Иркутского госуниверситета Сергей Пыжьянов. В интервью «Российской газете» он заявил, что с задачей регулирования популяции бакланов гораздо лучше парламентариев справится сама природа.
«Бакланы были на Байкале всегда, это традиционный байкальский представитель птичьего мира. Однако по не вполне понятным причинам в середине прошлого века эти птицы исчезли с берегов Байкала. Их не было 40 лет. Самая достоверная причина — нашли лучшие места для гнездования. Для бакланов это обычное дело при нестабильных природных условиях: пересохло болото, значит, нет корма, летят дальше, ищут, где лучше. Связывать снижение численности омуля в Малом море с миграцией баклана никак нельзя. Потому что промысловая рыба исчезла оттуда гораздо раньше, чем появились бакланы. Да и рацион этих хищников в период гнездования на 90 процентов состоит из бычков, ротанов и соровой рыбы», — считает ученый.
По его словам, на Малом море численность баклана пошла вниз:
«Это происходит потому, что птицы встраиваются в экосистему озера. Уже два года мы ведем работу по заданию ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» по мониторингу численности баклана. Так вот, в прошлом году успешность размножения этого вида была близка к нулю, так как гнезда бакланов стали мишенью для чаек. Они поедают яйца и птенцов. Уверен, целенаправленное уничтожение никаких результатов не принесет. Нельзя устраивать бойню на берегах Байкала. Природа сама все расставит по своим местам. Тем более что в традиционных местах гнездовий бакланов период засухи завершился, а там более благоприятные условия, чем на Байкале. Поэтому надо наблюдать, считать колонии, анализировать».
О баклане с точки зрения биологии
Большой баклан величиной с гуся. Достигает веса трех килограммов. Голос — грубое глухое карканье. Крупная темная птица. Длинный клюв с крючком на конце, лапы с перепонками. Общая окраска черная, на спине с бронзовым блеском. Бока головы и пятна на боках под крыльями белые. Кожа около клюва и горло голые, желтого цвета.
Перелетная птица. Держится баклан стаями. Гнездится колониями. Гнездо строит на дереве или земле. В кладке до пяти голубоватых или зеленоватых яиц..
В полете имеет характерную крестообразную форму, так как вытягивает длинную шею, ноги и хвост. Сидит вертикально — часто с раскрытыми крыльями — на дереве или на коряге среди воды. Хорошо плавает и ныряет. Баклан питается исключительно рыбой, ею же выкармливает птенцов. Орнитологи пока не пришли к общему выводу, сколько рыбы съедает один баклан. Цифры разнятся от 300 г до 2 кг в сутки.
Охотники, которые охотились в местах обитания бакланов, не раз видели могучие мертвые деревья, лишенные и листвы, и коры. К гибели деревьев приводит помет бакланов и других рыбоядных птиц, который называют гуано. Азота в нем в 33 раза больше, чем в обычном навозе. Как отмечают знатоки, давно признано, что лучше удобрения в природе нет. Его с успехом применяют в ряде стран Южной Америки.