В «Аргументах недели» №8 и №11 известный врач, кандидат наук Александр ШИШОНИН рассказал о том, какими варварскими и разрушительными для организма средствами медицина порой пытается «вылечить» гипертонию. Человек – система многопараметрическая. Связей в его теле едва ли не бесконечное количество. И выправляя один параметр – давление, медицина обваливает десятки других параметров. Организм в попытках спастись пытается их скомпенсировать, но стронутая камешком лекарств лавина нарушений в конце концов сносит его здоровье, и человек умирает ровно от того, от чего лечится, – от сердечно-сосудистой катастрофы. При этом через определённое количество лет жить без лекарств он уже не может: отказ от них чреват смертью. Почему бы медикам, вместо того чтобы подсаживать человека на химический протез, не ликвидировать саму причину гипертонии? Ответ прост: эта причина медицине не известна. Но она известна тому же доктору Шишонину, который эту гипертонию успешно вылечивает у 90% обратившихся пациентов вне зависимости от возраста. Сегодня – продолжение беседы.
– Нас уверяют, что при гипертонии непременно нужно принимать таблетки. А что будет, если начинающий гипертоник станет бегать от врачей?
– По счастью, мы живём в мире, где отказ от лекарств пока ещё не чреват наказанием, хотя история с ковидом в некоторых странах, например в Австрии, уже заставляет волосы на голове шевелиться... Я уверен, что гипертоник-отказник проживёт не меньше, чем тот, кого фарминдустрия подсадила на «колёса». Это я заявляю из общих соображений: потому что у человека, не принимающего таблетки, не будет хронической интоксикации, а главное, сам синдром роста давления без лекарственного подстёгивания станет развиваться медленнее: организм не будет всё время стараться опередить лекарство!
Единственное, что угрожает человеку, который таблеток не пьёт, – кризы, когда давление слишком сильно подскакивает, скажем, до 240 на 140. Но сбить такое высокое давление можно, разово приняв таблетку или даже вовсе без лекарства. Достаточно просто отправиться на получасовую-часовую прогулку. И давление упадёт. Можно принять 60–100 капель валокордина, валерьянки или пустырника, чтобы успокоиться, потому как криз всегда сопровождается паникой, и паника как раз не даёт сбросить давление. Я учу пациентов так: если чувствуете, что давление начало расти, сразу предпринимайте какие-то действия, например, пошёл на улицу, полчаса погулял, продышался, руками покрутил, насытил мозг кислородом – и избежал криза. Достаточно один раз победить криз без «скорой» и без таблеток, и перестанешь его бояться.
Я сам могу снять человеку высокое давление за несколько минут. Без таблеток. Просто руками. И это лучшее свидетельство не только того, что таблетки в принципе не нужны, но и тонкий намёк на толстые обстоятельства – на саму причину гипертонии и методы её устранения.
– Заинтриговали. Так в чём же причина гипертонии и что вы делаете руками, для того чтобы снять криз?
– Я просто работаю с шеей, убирая мышечные спазмы, есть для этого специальные техники. И исходя из сказанного, уже можно догадаться, что ключевая проблема повышенного давления как-то связана с шейным отделом позвоночника.
Так отчего же мозг даёт управляющую команду на повышение давления? Почему он заставляет сердце работать сильнее, наращивая сердечную мышцу? Почему зажимает капилляры и тонкие сосуды, чтобы таким образом повысить общее давление в системе, ведь при этом страдает вся периферия, которая снабжается по малым сосудам, – зрение, потенция? Почему мозг начинает задерживать жидкость в организме, не давая ей уходить через почки, чтобы, не дай бог, не упало давление? Почему он перевозбуждает нейроны, посылающие сигнал о сокращении сердечной мышцы?
Причина одна – кислородное голодание: ему не хватает кислорода. Мозг – главный потребитель кислорода в организме. Он жертвует всем, чтобы спасти себя. Ему наплевать при этом на всю периферию, потому что, если погибает управляющий центр, погибает всё.
Почему же кислорода вдруг перестаёт хватать? А потому что в ствол головного мозга, который отвечает за всё, включая автоматику сердечной деятельности, кислород доставляется кровью через позвоночные артерии, которые конструктивно расположены внутри шейных позвонков. И если у человека есть какие-то проявления остеохондроза в виде небольшого сдвига позвонков и спазмов мелких мышц, оплетающих позвонки, просвет артерий частично пережимается. И тогда так называемая ромбовидная ямка, расположенная в основании продолговатого мозга, которая является датчиком кислорода, сигнализирует о том, что кислорода стало поступать меньше. И мозг задействует все ресурсы организма, чтобы повысить давление и протолкнуть-таки через сузившиеся сосуды побольше кислорода с кровью в голову. Вот и всё!
Если вы ликвидируете эти спазмы и выстроите шейные позвонки в штатное положение, открыв кровоток, мозг перестанет давать команду на повышение давления, и оно нормализуется. Как проверить эту гипотезу? Как всегда – практикой, которая, как известно, является критерием истины. И моя многолетняя практика – 15 лет работы и тысячи вылеченных пациентов – эту гипотезу, давно уже ставшую теорией, подтверждает.
Иногда приходят ко мне тучные, отёчные женщины. Разблокируешь такой шею, на следующий раз она заявляет: «Ой, я стала так часто в туалет бегать! И вес быстро теряю!» А это просто организм начал сбрасывать лишнюю воду, которая больше не нужна для повышения давления в гидросистеме.
– Тогда получается, что остеохондроз есть у всех, раз у всех людей с возрастом повышается давление! Почему?
– Стрессы в первую очередь. Мы живём в океане стрессов. А стресс – это физиологический признак опасности. Поэтому при стрессах животное рефлекторно поджимает шею, чтобы в глотку не вцепился хищник. Если стрессы перманентны, в конце концов мышечные «пружины» начинает «заедать», сохраняя в них остаточное напряжение, что усугубляется сидячим образом жизни и головой, вечно склонённой к компьютеру или книге. Спастика накапливается с годами, потихоньку превращая шею в застарелый недвижный пень. Мелкие глубокие мышцы, которые соединяют между собой позвонки и «аккумулируют стрессы» в виде хронических спазмов, порой приобретают твёрдость дерева. В результате нарушается питание связок, начинается их разволокнение, деградированные связки перестают держать позвонки, и те становятся нестабильными. Хрящи межпозвоночных дисков своих сосудов не имеют, они питаются диффузно из мышечной ткани, и если мышца забита, хрящевые «шайбы» тоже начнут разрушаться, отсюда грыжи и протрузии.
Позвонки мало-помалу сдвигаются и частично перекрывают канал позвоночных артерий, где проходят сосуды. А артерии оплетены венками, по которым происходит обратный отток крови от мозга. Гипертония начинается с их придавливания. А если затруднён отток, внутричерепное давление повышается автоматически! И оно уже само по себе начинает препятствовать притоку, запирая его.
Регулировочные отделы мозга кричат сердцу: давай! Не хватает кислорода! Сердце напрягается, а кровь не пробивается через запорное давление в черепе и сбрасывается через байпас аорты в тело, что хорошо, а то бы просто череп лопнул, фигурально выражаясь!.. И всё это не мои придумки, это всё наблюдается приборно – мы разработали методику микроанатомического УЗИ, с помощью которого видно падение скорости кровотока. В норме скорость кровотока составляет 50 см/с, а у некоторых пациентов он 10 см/с – сердце лупит, но продавить не может. Конечно, у такого пациента будут головные боли и прочие проблемы!
Был случай – человека трясёт, давление под 300. К нему периодически приезжает «скорая», делает укол, уезжает, а ему ничуть не легче. И вот он приходит сюда, мы ему делаем УЗИ, а там вообще нет кровотока. То есть человек вот-вот получит ишемический инсульт: у него всё пережато! Я ему делаю коррекцию шеи, каналы открываются, и давление сразу падает до 150 на 90. Вот именно так – с помощью шейно-церебральной терапии, то есть голыми руками, можно снять любой криз – даже тогда, когда уже не работают никакие уколы.
– И что же делать гипертонику, чтобы перестать быть гипертоником? Не все же могут приехать к вам в Москву!
– А вот об этом и о том, что завело современную медицину в тупик, мы поговорим в следующий раз.