Аргументы Недели → Интервью № 11(806) 23–29 марта 2022 г. 13+

Врач Александр Шишонин: «Все лекарства – это токсины, яды»

, 19:54

В «АН» №8 была опубликована первая часть беседы известного врача, кандидата наук Александра ШИШОНИНА, из которой читатели узнали, что убийца номер один в мире – гипертоническая болезнь – является вовсе никакой не болезнью, а просто симптомом или неспецифической реакцией организма типа повышения температуры. Такое может случиться по самым разным причинам, и это никакая не катастрофа, а всего лишь способ борьбы организма (с бактериями, например). Однако современной медицине не известно, отчего у человека с возрастом вдруг начинает повышаться давление и с чем организм на самом деле борется. Врачи же при этом рассуждают, как сантехники: раз давление выросло, нужно, чтобы трубы не лопнули, его сбросить. Как же они этого добиваются? Об этом и многом другом – продолжение беседы.

– Итак, ситуация, которая происходит часто. У человека поднялось давление. И перед медициной в полный рост встал «гидротехнический вопрос» – как же нам сбить это давление?

– И медики сели и стали думать: как организм повышает давление и, соответственно, как ему в этом помешать? Заметьте, «как», а не «почему»! Вопрос, почему в организме это происходит, даже не поднимается. Что же происходит при повышении давления? Сжимаются маленькие сосудики – артериолы. Это простая гидродинамика – гладкая мускулатура сосудиков сжала их, сечение труб уменьшилось, объём системы упал, соответственно, общее давление в ней поднялось. Ага! Значит, надо найти препарат, который действует на гладкую мускулатуру сосудов, не давая им сжиматься. Миорелаксант. Поискали и нашли такой препарат, который при помощи отравления расслабляет гладкую мускулатуру.

– Называя вещи своими именами, происходит отравление?

– Конечно! Все лекарства – это токсины, яды. Давайте рассуждать. Человек состоит из клеток. Организм по какой-то загадочной причине даёт команду клеткам гладкой мускулатуры сосудов сжаться. Как же сделать так, чтобы клетки не выполнили команду? Путём угнетения функции клеток! А для этого их нужно немного притравить, пригасив таким образом их жизнедеятельность. То есть частично заблокировать клеточный метаболизм. Что и делает «лекарство». Если передозировать этот клеточный яд, случится коллапс и система вообще не будет держать давление! Поэтому пациента травят очень дозированно, чтобы сразу не убить. Врачи при этом радуются: смотри-ка, давление у клиента подупало, отлично лечим гипертонию!.. Мы сейчас рассмотрели первый механизм повышения давления, который использует организм, – сжатие артериол.

Второй механизм, с помощью которого организм может повысить давление, – увеличить силу сердечных сокращений. Для этого сердце наращивает свою мышечную массу, как качок в спортзале, – происходит гипертрофия миокарда. Если вы когда-нибудь проходили процедуру ультразвукового исследования сердечной мышцы, вам врач наверняка говорил: «О, у вас стенка левого желудочка утолщена, вы гипертоник».

Что же в такой ситуации предлагают сделать сантехники? Раз насос чересчур сильный, давайте его ослабим! Как? Очень просто – назначают токсины (они называются бета-блокаторами), которые угнетают функцию сердечных клеток. Как же работает это хитрое вещество? На клеточных мембранах сердечных клеток есть специальные бета-рецепторы, которые воспринимают химические сигналы организма и преобразуют их в мышечное сокращение сердечных клеток. Человек принял бета-блокатор, заблокировал клеточные рецепторы, и клетки сердца стали плохо управляться, попросту перестали чувствовать сигналы. И вот представьте себе, что подобный токсический удар, угнетающий кардиомиоциты, человек наносит себе каждый день, принимая «лекарства». Спасение сердечно-сосудистой системы идёт полным ходом!

А теперь представьте себе, что такой человек с огромной принимаемой дозой в один прекрасный день не примет своих лекарств, и все его избыточно выросшие в клетках рецепторы одновременно сработают в полную силу! Да он помрёт от гипертонического криза!

Десять–пятнадцать лет назад Американская ассоциация кардиологов провела исследование, показавшее: тот, кто пьёт бета-блокаторы, умирает от инфаркта в среднем чаще, чем тот, кто вовсе не лечится. Зачем же тогда лечиться? А затем, чтобы фармацевтам и врачам было на что жить.

Третий способ организма повысить себе давление – это увеличить возбудимость нервной ткани, управляющей сердцем. Нервная ткань сердца называется пучками Гиса и волокнами Пуркинье, это своего рода подстанции для управления миокардом. Вот нервная ткань этой «подстанции» и становится гипервозбудимой с целью гиперстимуляции мышцы сердца. Но сантехники не дремлют! Они нашли токсины и для этих клеток, чтобы их тоже притравить.

Однако самый варварский способ борьбы медицины с высоким давлением, а точнее, с пациентом – это прописывать ему мочегонное. Когда-то, во времена парусных судов и «Острова сокровищ», врачи при повышенном давлении делали кровопускание, но это варварство, поэтому стали сливать «излишнюю» жидкость из организма через почки с помощью мочегонных. Пусть больной пописает, из него лишняя вода выйдет, в том числе и из крови, вот давление «в трубах» и упадёт.

– Я всегда думал, что мочегонное – это безобидное средство…

– Да как сказать… Если для понижения давления вы сбрасываете не кровь, а воду из крови, то кровь становится гуще, ведь количество кровяных телец не уменьшается. Как вы понимаете, это чревато тромбообразованием. Но разве кардиологи об этом думают, прописывая мочегонные травяные сборы или препараты? Максимум задумаются о том, чтобы сберечь калий, дабы он не уносился из организма с мочой. Но даже если вас не убьёт или не сделает инвалидом тромб, у вас при постоянном приёме мочегонных начнётся постоянная ишемия, то есть недостаточность снабжения тканей кислородом, поскольку густая кровь хуже переносит кислород…

– Что же происходит с несчастным, которого с такой неумолимой решительностью кидаются лечить от гипертонии?

– О, это я называю гипертонической трагедией! Которая разыгрывается в трёх актах. Давайте разберём весь сценарий этого увлекательного спектакля.

Итак. Прописали человеку бета-блокаторы. Бета-блокаторы вышли на сцену и заблокировали клетке бета-рецепторы на мембране. Клетка, естественно, реагирует на химическое вторжение и начинает активно компенсировать потери – наращивает дополнительные рецепторы, беря числом, а не качеством. И у гипертоника опять начинает расти давление. Ему увеличивают дозу, как наркоману, потому как прежняя доза уже не берёт. Клетка в ответ дальше экспрессирует рецепторы, ведь организм – это самовосстанавливающаяся система. Он борется с отравлением! Наступает момент, когда блокаторы уже не берут, и больному прописывают другой препарат – который травит теперь уже клетки гладкой мускулатуры сосудов. То есть сердце прикончили, теперь за артериолы принялись. Вводят в организм блокаторы кальциевых каналов. В ответ на эту химическую атаку клетки артериол начинают производить новые кальциевые каналы. И опять получают возможность сокращаться, перекрывая сечение сосудов и увеличивая гидравлическое давление. В ответ врачи действуют привычным методом – увеличивают дозу.

После чего наступает третий акт трагедии – больному назначают те самые диуретики, то есть убийственное мочегонное…

И что в итоге? В итоге все эти люди всё равно умирают от сердечной недостаточности, потому что сердце уже настолько отравлено, что просто не может больше работать. Инфаркт или ишемический инсульт.

– И снова мы возвращаемся к извечным русским вопросам «кто виноват?» и «что делать?».

– Вот об этом мы и поговорим в следующий раз!.

Продолжение следует...

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram