Каждый день мы слышим чей-то отчаянный крик о помощи и видим призыв перечислить деньги нуждающимся. Позывы благотворительности то вспыхивают, то затухают, но проблемы просящих все равно остаются. Кто должен помогать ближним, и должен ли?
В середине января в Волгограде случилось чудо. Маленькому Артёму Сармашову, страдающему смертельным заболеванием – спинально – мышечной атрофией, неизвестный благодетель перечислил 140 миллионов рублей, закрыв всю необходимую для лечения сумму в 160 миллионов. Почему панацея стоит так дорого – это тема для другой публикации, но такова на сегодня цена жизни ребенка, страдающего этим недугом. Родители не перестают благодарить неизвестного волгоградского мецената. Собрав огромную сумму в 17 миллионов, они видели, что поток желающих помочь заканчивается, а укол необходимо сделать быстро, пока ребёнок маленький.
Помимо обсуждения самой проблемы, обыватели стали гадать, кто стоит за таким благородным поступком. Собственно, список местных официальных миллиардеров, которым по силам такая «десятина», умещается на ладони одной руки. Сведения о них уже несколько лет подряд выдает нам налоговая инспекция. А может, это был подпольный многомиллионный обладатель состояния или небедный человек, отдавший последнее. Ясно одно – пиар ему был не нужен. Но только ли скромность и желание делать добрые дела, чтобы левая рука не знала, что творит правая, руководили им?
- В регионе немало людей, которые могут выступать такими благотворителями, - считает политолог Александр Сайгин. - Но у нас нет тренда на опубличивание благотворительной деятельности. Её всегда много нужно, и богатые люди боятся, что на одно хорошее доброе дело они получат ещё неимоверное количество подобных запросов, и помощи реально на всех не хватит.
Вдохновленные историей о благородном поступке мецената, в Волгограде собирают средства на укол для 11-летнего Ильи Шахова, страдающего такой же болезнью. Ребенок сейчас в реанимации. В этом случае все способы оправданы, и язык не повернется обвинить родственников, вышедших 2 февраля к панораме «Сталинградская битва», чтобы найти героев, способных спасти мальчика. Откликнется ли неизвестный благотворитель?
- Лично моё мнение, что благотворительность нужно оглашать для того, чтобы общество поняло масштаб подобных запросов, - уверен волгоградский политолог. - У нас начали недавно говорить о том, что с повышенного налога на богатых начнут финансировать уколы для больных детей спинально-мышечной атрофией, но есть ещё куча других заболеваний, лечение которых стоит масштабных денег.
Всем известно, что бизнес сейчас переживает не лучшее время, и у многих предпринимателей болит голова, как им сохраниться, не потерять дело. Тем более, они тоже обеспечивают рабочие места, и на них ответственность за семьи работников.
- Опять же категорически нельзя говорить только о крупных благотворительных историях. У нас колоссальное количество людей, которые занимаются маленькой, но очень необходимой жизненной поддержкой, - приводит пример Александр Сайгин.- За себя могу сказать, что год от года помогаю тем, кто организует ёлки для детей из социально–незащищенных семей. Устроитель праздников Светлана Селезнева делает акцию «Снежный ангел», и стараюсь ей оказать поддержку. В течение года – приютам для животных. Еще тем, кто занимается правозащитной деятельностью, этим людям сейчас втройне нужно помогать.
Конечно же, самый очевидный выход – такую ответственность должно на себя взять государство. Но много мест на планете, где есть такое идеальное устройство? К тому же, государственная машина тяжела на подъем и повороты, и вся надежда на отзывчивых людей, для которых это будет каждодневной, еженедельной или ежемесячной привычкой.
- Было бы хорошо, если бы эта помощь была с обратным ответом. Если бизнес, например, вносит свой клад в помощь нуждающимся и социально-незащищенным, то и эти люди должны тоже свою толику вкладывать в развитие общества, - считает Александр Сайгин.- Например, перестань разбрасывать мусор, или займись экологией, или тоже как-то помоги ближнему. У нас, к сожалению, это пока только в одну калитку, что порождает социальное иждивенчество, а не социальную ответственность. Тем не менее, с этим всем нужно работать сегодня активно, по крайней мере, до тех пор, пока у нас есть такие большие финансовые перекосы. И капитализм по-другому не умеет. Это социальная ответственность бизнеса, в первую очередь и для того, чтобы в будущем банально не повесили на ближайших столбах те, кому они когда-то отказали в помощи.