> «АК им. С.В. Ильюшина»: тенденции российского авиастроения - Аргументы Недели

//Общество 13+

«АК им. С.В. Ильюшина»: тенденции российского авиастроения

№  () от 8 сентября 2020 [«Аргументы Недели », Владимир Леонов ]

Фото М. Лысцева / ТАСС

Можно сказать и по-другому: «Самолёты или квадратные метры?» То, что задумали рулевые нашей аэрокосмической промышленности, иначе как диверсией не назовёшь. Ну разве есть только ещё знаменитое сталинское «вредительство». Печально, но факт – на словах мы о-го-го, а на самом деле? Водородная боеголовка в кармане ничего не гарантирует. В том числе Луну, Марс, пассажирские самолёты с межконтинентальной дальностью и военно-транспортные потрясающей воображение грузоподъёмности. А вот по этим проектам и планам бьют изо всех сил именно те, кто за них отвечает. Перед страной, государством, президентом, в конце концов. Продолжается пир мебельщиков, музыкальных продюсеров и квазижурналистов. Жируют ребята. Всем кризисам и санкциям назло!

На «Ильюшине» ждут бульдозеры

Похоже, «Ильюшину» с приходом очередного варяга на царство наступает «кирдык». Всё уже было подготовлено предыдущим руководителем Юрием Грудининым, но человек проворовался. И за дело взялся его преемник Сергей Ярковой, сохранивший пост первого вице-президента Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК) и одновременно назначенный управляющим директором ПАО «Ил». Под чутким руководством этих деятелей практически уничтожено опытное производство, директивно освобождаются здания на территории «Авиационного комплекса им. С.В. Ильюшина». Жилые и офисные высотки и так уже подошли вплотную к забору фирмы и по всем признакам готовы продолжить наступление. Уже предписано покинуть лабораторный и стендовый комплекс.

Только не очень понятно, как это согласуется с громкими заявлениями президента ОАК Юрия Слюсаря о создании перспективных типов авиационной техники. Например, перспективного авиационного комплекса военно-транспортной авиации – ПАК ВТА. Техническое задание заказчик уже выдал. По сути, этот самолёт повторит проект Ил‑106, который, по планам, должен был полететь ещё в 1997 году с мощнейшими инновационными двигателями НК-92. По последней информации, двигатели для ПАК ВТА требуемой тяги в 24 тонны вроде бы появятся к 2025 году. Самолёт с грузом 80 тонн будет иметь дальность свыше 5000 км. В СМИ часто появляется информация, что у него планируют сделать фюзеляж овального сечения, но на «Ильюшине» об этих «новациях» и слышать не хотят, будут проектировать «классику». ЦАГИ им. Жуковского придерживается того же мнения. Сейчас этот проект стал особенно актуален, последний сверхтяжёлый стратегический Ан-124 «Руслан» был построен в 2004 году, конструкторское бюро «Антонов» осталось в Киеве. Восстанавливать его производство в Ульяновске – задача сверхсложная и бессмысленная, самолёт делали в кооперации. Сказки про самолёт «Ермак» грузоподъёмностью 240 тонн не более чем фантастические мечты ура-патриотов. Главному заказчику, а это, естественно, Минобороны, такая грузоподъёмность попросту не требуется.

Под ударом оказались два огромных цеха, один стоит в центре территории «Ильюшина», второй практически выходит на Ходынку. Тот, что в центре, – сборочный цех, здесь строили первые, опытные экземпляры Ил-18, Ил-62. Позже крышу нарастили, самолёты-то росли в размерах – Ил-76, Ил-86, Ил-96. Во втором корпусе располагалась лаборатория статических испытаний. Лучшая во всём Советском Союзе. Мощнейший фундамент и пол, её строили под тяжёлый транспортник Ил‑76. Тут проводили испытания, не привлекая стендовую базу ЦАГИ. Но сегодня, после закрытия аэродрома и застройки Ходынки, «Ильюшин» вынужден обращаться к коллегам. И, соответственно, за это платить. Ильюшинцы с содроганием ждут, когда подгонят бульдозеры, смешают всё бесценное оборудование с землёй. Железа там, говорят, немерено – в основании зданий на несколько метров вглубь плюс мощнейший потолок.

По слухам, на территорию авиационного комплекса положила глаз супруга министра промышленности и торговли Дениса Мантурова, она развивает сеть косметологических клиник. Что за напасть от этих супруг! И ладно бы, у одного Мантурова. Имя им – легион.

Воронежских ракетчиков смешают с землёй

ПРОМЫШЛЕННУЮ площадку Воронежского механического завода и КБХА планируют перенести из города куда подальше. Точнее – в Масловку, за десятки километров. А освободившиеся территории отдать под застройку. Московский коллектив архитекторов предложил новый генеральный план Воронежа, и там вместо мехзавода КБХА расположена жилая зона. Тут без главы «Роскосмоса» Дмитрия Рогозина явно не обошлось. Вместо производства – компьютерный центр, который, видимо, заменит сегодняшних конструкторов ракетных двигателей, включая главного. Ситуация очень схожа с разгромом Ракетно-космического центра им. Хруничева в Москве.

Совершенно непонятно, как с такими подходами наша страна должна конкурировать в космической гонке с США и Китаем. К слову, Китай 4 сентября осуществил запуск своего первого многоразового корабля. 6 сентября экспериментальный космический аппарат многоразового использования «Чанчжэн-2F» благополучно вернулся на Землю, сообщило агентство Синьхуа. Подчёркиваются мирные цели исследования космического пространства. Изображения вернувшегося с орбиты корабля пока отсутствуют в открытых источниках, но специалисты предполагают, что это может быть космический самолёт с возможностью посадки на взлётно-посадочную полосу. Так что на это ответит Рогозин? Распишем ракеты и корабли под гжель и хохлому.

Процесс или результат?

Реформаторы и оптимизаторы, видимо, считают, что конструкторы и инженеры переедут куда-нибудь и снова начнут ударно создавать самолёты. При том, что коренных ильюшинцев на фирме уже и так кот наплакал, знаменитая школа проектирования уничтожается на глазах. Сотрудники старшего поколения уже без содрогания смотрят в сторону улицы. Допустим, придут молодые конструкторы, а у кого они наберутся опыта?

Для информации – с 1933 года ОКБ, а впоследствии «АК им. С.В. Ильюшина» вплоть до 2014 года руководили всего три человека: собственно Сергей Владимирович Ильюшин до 1970-го, следом его ученик, дважды Герой Соцтруда Генрих Новожилов (с 1970 по 1997 год) и Виктор Ливанов до 2014-го. А дальше началась свистопляска, через фирму прошёл целый сонм генеральных: Юрий Юдин, Сергей Сергеев, Сергей Вельможкин, Алексей Рогозин, Юрий Грудинин и Сергей Ярковой... Правда, Ярковой был генеральным совсем недолго, сейчас он имеет статус управляющего директора, а верховное руководство осуществляет сам Юрий Слюсарь, генеральный директор ОАК, специалист по «фанере».

В отрасли появилась разрушительная тенденция – главное процесс, а не результат. Деньги идут, зарплата капает. А то, что сроки строительства самолётов переносятся из месяца в месяц, то, как в анекдоте про лошадь, не доскакавшую до финиша: «Ну извини, ну не смогла...»

Почему-то среди руководителей «Ильюшина» появилось много выходцев из РСК «МиГ». Всё же создавать и строить лёгкие «ястребки» и тяжёлые транспортные самолёты и пассажирские лайнеры – большая разница. Многострадальный и ещё более многозатратный «Сухой Суперджет 100» тому наглядный пример, этот пассажирский лайнер проектировали и строили конструкторы знаменитой истребительной фирмы. А сегодня на «Ильюшине» первый зам управляющего директора – миговец, директор по программе ПАК ВТА – тоже. Странная тенденция. Раньше считалось, что, прежде чем стать руководителем, нужно пройти ряд этапов, узнать и прочувствовать производство на собственной шкуре. Сегодня могут назначить кого угодно, буквально человека с улицы. Главное – чтобы свой, лояльный начальству. Готовый исполнить любой, самый идиотский и абсурдный приказ.

31 августа уволили коренного ильюшинца, первого заместителя генерального директора АК «Ильюшин» Владимира Тихонова, который отвечал за производство и коммерцию. По-хамски. В 12:00 принесли приказ об увольнении, а в 14:00 к нему в кабинет пришли люди выносить мебель. Не дали доработать до конца дня. С 1948 года этот кабинет был закреплён за директорами по производственной деятельности. В легендарном кабинете теперь будет сидеть зам по финансам Л. Курзанова. Следом расстались с Юрием Юдиным таким же образом, с выносом мебели.

Тем временем на ильюшинской базе в Жуковском строится опытный Ил-114. Сотрудники нехорошими словами поминают главу ОАК Юрия Слюсаря – кто его тянул за язык докладывать В. Путину, что в сентябре самолёт поднимут? Слепленному в спешке полуфабрикату в небе не место. А с нормальной зарплатой для рабочих вопрос так и не решён, фактически имеет место итальянская забастовка, работа «от и до». На лёгком военно-транспортном Ил-112 в Воронеже в ближайшие дни начнётся наземная отработка для подготовки к испытательным полётам. Но в двигателе ТВ7‑117СТ конструкторы по сей день не уверены, на «Климове» их замечания, можно сказать, игнорируются. В Жуковском летает восстановленный бывший аэрофлотовский Ил-96-300. На нём отрабатывают новое оборудование, которое будет установлено на новую версию этого широкофюзеляжного лайнера Ил-96‑400, которую собирают на ВАСО в Воронеже. Работы – море. Но кто будет доводить дело до конца? Варяги?

Память

УШЁЛ ИЗ ЖИЗНИ СОЗДАТЕЛЬ САМОГО МАССОВОГО ОТЕЧЕСТВЕННОГО МАГИСТРАЛЬНОГО ПАССАЖИРСКОГО АВИАЛАЙНЕРА

4 сентября в возрасте 95 лет скончался старейший сотрудник «Туполева», заслуженный конструктор России Александр Сергеевич Шенгардт. С 1948 года он был участником работ над большинством успешных и знаковых проектов отечественного авиастроения – Ту-104, Ту-114, Ту-124, Ту‑134, стратегических ракетоносцев и дальних бомбардировщиков Ту-16, Ту-22, Ту-95. Он был главным конструктором реактивного бестселлера Ту‑154. Этот самолёт летает и сегодня. Крепкая, очень красивая и комфортная машина. Многие считают, что её можно было оснастить новыми современными двигателями, и она бы не потеряла актуальности и сегодня. Именно этот самолёт впервые в мире продемонстрировал возможность полётов на сжиженном природном газе и водородном топливе под названием Ту-155. Коллектив «Аргументов недели» выражает соболезнования родным, близким, друзьям и коллегам Александра Шенгардта. Вечного полёта!



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте