> Как эффективно работать из дома - Аргументы Недели

//Общество 13+

Как эффективно работать из дома

6 апреля 2020, 21:03 [«Аргументы Недели», Анна Шейфер ]

Удаленка, фото: соцсети

Коронавирус перевёл жизнь в онлайн и отправил многих из нас работать из дома. На первый взгляд, удалённая работа – это свобода и комфорт. Однако, по данным опроса сервиса управления бизнесом «Мегаплан», 64% проголосовавших считают работу из дома менее эффективной, чем в офисе. В чём основные сложности удалёнки? И как оставаться продуктивным в новом формате?

Свободный график без понедельников и начальников, работа на любимом диванчике в тёплом пледе и с котом в обнимку – что может быть лучше? Если плюсы дистанционной работы мы видим сразу, то минусы начинаем замечать только в процессе. Бизнес-тренер по планированию и тайм-менеджменту Регина Притула побеседовала с «Аргументами недели» о коварных «ловушках» удалёнки.

Без начальников

Большинство людей привыкли работать под контролем начальника. Его можно любить или ненавидеть, но если он сказал – мы делаем! Мы чётко знаем, что с 9:00 до 18:00 принадлежим работе, остальное время – для нас. Когда мы на удалёнке, то постоянно оказываемся между диваном, телевизором и едой. При этом нет человека, который нас контролирует. В такой ситуации, прежде чем достичь эффективности, нужно научиться выстраивать систему работы, быть самому для себя адекватным начальником. Причём адекватным – здесь главное слово! Есть те, кто ничего не делает, но считает, что он молодец. А есть те, кто очень строг к себе и всегда думает, что поработал плохо, сделал мало. И то и другое демотивирует, часто полностью отбивает желание работать. Заставить себя сесть за компьютер при таком раскладе становится всё сложнее. Нужно уметь хвалить себя за результаты и со здоровой критикой относиться к ошибкам.

Всё по плану

Планирование – основной инструмент, который поможет быть продуктивным. Нужно обязательно составлять план на день и держать его на виду. Важно прописывать его как можно подробнее: указывать даже мелкие дела, чтобы не забыть их. Невозможно составить график дня так, чтобы полностью оторвать работу от остальной жизни. Когда мы ставим временные рамки для каждой задачи, то можем понять, успевают ли все рабочие дела уложиться в определённое время (допустим, вы решили работать сегодня 8 часов). Если нет, то смотрим, что можно перенести на другой день.

Несмотря на очевидную пользу ежедневного плана, он практически бесполезен, если у вас нет графика на длительный период. Для примера, если вы к концу года хотите похудеть и написать книгу, а в графике на день у вас нет ни тренировки, ни приготовления правильной пищи, ни написания хотя бы одной страницы текста – очевидно, что результата вы не получите, а план на день в этом случае – «склерозник» текущих задач. Попробуйте сейчас составить график на месяц карантина. Возьмите свои рабочие задачи и поделите их на 4 недели. Затем недельный объём работ разделите на 5 рабочих дней – вы получите то, что вам нужно успеть за день. Если объём работы получился слишком большим, а сдвинуть дедлайн невозможно – подумайте, что из этого можно поручить другим людям из вашей команды. Ежедневный план лучше составлять с вечера. Во-первых, вы сразу поймёте, во сколько нужно встать. Во-вторых, когда мы весь день погружены в работу и вечером её заканчиваем, в голове есть понимание, как продолжить, что ещё добавить и сделать. Если сразу это не законспектировать, то, скорее всего, с утра вы потеряете эти мысли.

Предупреждён – вооружён

Огромная проблема в том, что на удалённой работе нарушается график. Человек может позволить себе засидеться за фильмом до утра, а на следующий день в рабочее состояние получается прийти только к обеду. Пропадает режим питания. Из-за того, что не нужно никуда выходить, человек перестаёт следить за своим внешним видом: нет необходимости краситься или бриться по утрам, наглаживать костюм или пытаться влезть в узкие джинсы. Вторая проблема – постепенное сужение мировоззрения. В коллективе, например, на планёрке есть прилив новых идей, взглядов. Когда работаешь удалённо, сам с собой, то не видишь других сторон вопроса и в какой-то момент эффективность работы снижается. Ты перестаёшь находить выходы: кажется, что делаешь-делаешь, а результата всё нет. Иногда нужен всего лишь взгляд со стороны. Что же поможет удалёнщику? Ежедневная физическая активность – не только для того, чтобы держать форму. Когда мы двигаемся, начинает работать мозг. Правильное питание и соблюдение режима дня, живое общение и отдых без компьютера придадут сил и настроения.

Если посмотреть на сложившуюся ситуацию с карантином под другим углом, можно найти много нового и интересного. Все, кто работает в сфере услуг, знают – как бы ты ни хотел реализовать проект со своим видением, есть требования заказчика. Вот сейчас Верховный Заказчик рассадил всех (или почти всех) по домам. Наша задача рассматривать это как некое техническое задание нового образца и жить, исходя из текущих реалий, без причитаний и разговоров: о, как же быть!

Сменить угол зрения и принять ситуацию получается не у всех. Для одних карантин – новые возможности, для других – страхи и стрессы. О том, как справиться со сложностями, «Аргументам недели» рассказала клинический психолог Елена Дорош.

Не всё сразу

Чтобы работать удалённо, нужна привычка. Первое время не стоит ожидать от себя той же эффективности, как раньше. Условия изменились, и чтобы адаптироваться к ним, нужно время. Как минимум освоить новые технические инструменты, организовать рабочий процесс. Многие сталкиваются с повышенным стрессом из-за того, что не могут справиться с этим на привычном уровне. Появляется ощущение безуспешности, неудовлетворённости. Это внутреннее давление забирает силы, которые можно было бы пустить в работу.

Разделяй и властвуй

Разделить рабочее время и домашние дела в условиях карантина очень сложно. Не всем удаётся договориться с собой и работать строго отведённое время. А если и получается, то тут важно это время максимально посвящать рабочим задачам. Часто у людей на удалёнке возникает ощущение, что работа занимает всё время и пространство. Чтобы разделение было более чётким, не нужно хвататься разбирать рабочую почту лёжа в кровати с утра. Оставьте рабочие задачи на более продуктивное время. Проснитесь, позавтракайте, посвятите время приятным для себя делам, а потом начинайте работать. Ещё один важный психологический момент: когда человек находится дома, окружающим может казаться, как будто он не работает и всегда доступен для общения. Каждый раз, когда вы на что-то отвлекаетесь, вам нужно потратить эмоциональные и психические ресурсы, чтобы обратно включиться в задачу, которой вы занимались. Здесь очень важно договариваться с семьёй. Можно, например, вешать таблички «работаю-отдыхаю» или придумывать другие сигналы, когда вас можно или нельзя отвлекать. Обсудить это с близкими – обязательно! Они могут воспринять отсутствие отклика как холодность или отвержение.

Настрой себя сам

Неопределённость в мире, ежедневные изменения тоже могут влиять на работоспособность. Тревога и беспокойство связаны с тем, что мы не можем контролировать ситуацию и не знаем, когда это закончится. С такими чувствами помогает справиться планирование близких задач, небольших конкретных дел, в которых мы можем быть уверены. За счёт этого появляется ощущение контроля над происходящим. Поможет поддержка близких. Созванивайтесь, общайтесь в скайпе или просто на уровне воображения представляйте тех людей, от которых идет ощущение тепла, чтобы понимать, что мы все вместе боремся с этим. Психологи ассоциации «EMDR Россия» запустили проект бесплатной психологической помощи. В рамках программы проходят ежедневные прямые эфиры, в которых психологи помогают справляться с чувством тревоги. Ссылку для регистрации на эфир можно найти в шапке профиля Instagram @emdrspb.

В работе дома важен эмоциональный настрой. Хорошо работают телесные техники: создание внешней рабочей обстановки и установки на рабочее состояние. Например, не сидеть, развалившись в растянутой майке, а выпрямиться и надеть рабочую одежду. Исследованиями доказано, что человек в костюме работает продуктивнее, чем в домашней пижаме. А выпрямившись мы запускаем нужные физиологические процессы: мозг начинает больше снабжаться кровью, и мы по-другому себя чувствуем, появляется рабочий настрой.

Время возможностей

Удалённая работа – необходимость брать на себя ответственность и самостоятельно выстраивать рабочий процесс. Это непривычно и сложно. У многих такая свобода вызывает повышенную тревогу и беспокойство. Но этот период можно воспринимать двояко: как некую трудность, и это действительно так, или как возможность для личностного роста. Те, кто сможет с этим справиться, не только вырастут в профессиональном плане, но и обретут внутреннюю зрелость. Такой опыт даст способность выбирать, куда ты хочешь двигаться и как строить свою жизнь.



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте

//Политика

Сенатор Косачев: решение по Украине примут не в Киеве, а в высоких овальных кабинетах

Заместитель председателя Совета Федерации Константин Косачев заявил, что принимать решение по урегулированию украинского конфликта, вероятно, будут не в Киеве, а в "более высоких овальных кабинетах". Политик сделал такое заявление, пояснив, что Украина зависима от западных спонсоров, - передает РИА Новости. По словам Косачева, также возможно, что принимать окончательные решения будут не нынешние украинские лидеры. "Весь пафос лозунгов "ни слова об Украине без Украины" может свестись к тому, что Киев просто уведомят о принятых в более высоких овальных кабинетах решениях", - выразил мнение политик. Будущий спецпосланник США по Украине Кит Келлог ранее заявил, что Дональд Трамп хочет устойчивой договоренности между Москвой и Киевом и сможет добиться ее "в относительно короткий срок". Как отметил Косачев, в какой-то степени это было бы выходом для киевского режима, который может сослаться на то, что ему не оставили выбора.