Дмитрий Булыкин: «С зарплатами футболистов надо что-то делать»
21 января 2020, 20:16 [«Аргументы Недели», Елена КОЗИНОВА ]
Экс-футболист сборной России, посол Чемпионата мира FIFA 2018 Дмитрий Булыкин подарил Государственному музею спорта свои спортивные бутсы. В музейной усадьбе футболу посвящён целый зал. В числе экспонатов там, например, «Золотой мяч» Льва Яшина – единственного вратаря на планете, завоевавшего награду лучшего игрока.
Булыкин выступал в «Локомотиве» и «Динамо», в немецком «Байере 04», бельгийском «Андерлехте», нидерландском «Аяксе». Он рассказал корреспонденту «АН», как относится к высоким зарплатам футболистов, что думает о деле Кокорина и Мамаева и видит ли толк в стадионах, пустующих после ЧМ.
– Дмитрий, отличия между отечественными и западноевропейскими клубами сильные? Что вас удивило, когда стали выступать за рубежом?
– Приведу пример из голландского и бельгийского чемпионатов. Там любят выращивать звёзд и продавать их в топ-клубы. Очень доверяют молодым. В семнадцать-восемнадцать лет ребята уже начинают играть и получать опыт, в двадцать – они мировые звезды. У нас же считается, что это возраст ещё молодой, ты можешь посидеть на скамейке или поиграть за вторую команду. В этом плане, как за границей, мне гораздо больше нравится.
– А наши клубы чем-то лучше?
– Разве что зарплатами и бонусами. А если по голам смотреть, по игре, по интересу зрителей, Европа, конечно, опережает.
– Почему же у российских футболистов такие высокие зарплаты? Топовые игроки получают по несколько миллионов евро в год, в то время как учителя, врачи за всю жизнь такие суммы не зарабатывают...
– Я уже давно говорил, что с нашими зарплатами нужно что-то делать. Когда футболист сидит на скамейке или тренируется спустя рукава и получает огромные деньги, это в корне неправильно. Как минимум пора перейти на бонусную систему: показываешь хороший результат – получаешь достойное вознаграждение.
В таких больших зарплатах заинтересовано очень много людей, они не хотят упускать выгоду. Но со временем, я уверен, ситуация изменится. Сейчас всё чаще говорят: какие доходы приносит спорт, такие на него должны быть и расходы. У нас пока наоборот. Доходы от футбола маленькие, расходы на него огромные.
– Такие несправедливо завышенные зарплаты, по-вашему, могут действовать на игроков развращающе?
– Они так и действуют на многих. В Европе таких проблем нет как раз потому, что там умеют правильно платить зарплату и бонусы. Если ты хорошо играешь и твой клуб добивается высоких результатов, ты получаешь своё. Если сидишь на скамейке, твоя единственная цель – попасть в основу, чтобы начать зарабатывать.
– С российскими футболистами регулярно происходят скандалы. То они алкогольные вечеринки под гимн страны закатывают, то людей избивают... Может, курсы по этике пора вводить?
– Этим должны заниматься клубы: объяснять футболистам, что они публичные личности, у всех на виду. Можно попасться на провокацию. Ведь не каждый это понимает. Всякое случается, и в европейских клубах за проступки наказывают большими деньгами. Если кто-то попал впросак, на его примере покажут всем, что так делать нельзя. Поэтому до серьёзных инцидентов у них, как правило, не доходит. Там на первом месте имидж клуба и имидж футболиста.
– Как вы думаете, Кокорин и Мамаев получили адеватное наказание? Они напали на водителя телеведущей, затем на чиновника Минпромторга и гендиректора «НАМИ». Отсидели год.
– Конечно, наказание очень серьёзное. Всё-таки ребята были готовы всё мирно уладить, заплатить штрафы. Но закон есть закон, он для всех одинаковый. Суд решил, что такое наказание адекватное, и не нам с ним спорить.
– А вообще справедливо, что за поведение вне игрового поля страдает профессиональная карьера игрока? «Краснодар» разорвал контракт с Мамаевым. Хотя он как профессионал хуже не стал, к нему как к человеку вопросы.
– Если руководство клуба посчитало, что это негативно скажется на команде и на клубе, это его решение. Вполне возможно, в контракте прямо прописано: если игрок портит репутацию клуба, следуют штрафные санкции или разрыв контракта.
Ребятам остаётся только восстанавливать собственный имидж хорошей игрой. Получится или нет, мы увидим примерно через год, когда они уже начнут играть в полную силу. Думаю, если проявят характер, больше не повторят ошибок и покажут хороший футбол, всё постепенно забудется.
– С 2005 года в России запрещено продавать пиво на стадионах. Сейчас оно триумфально возвращается на трибуны. Вы как к этому относитесь?
– Положительно. Во-первых, болельщикам так комфортнее. Всё равно многие из них выпивали до матча и потом шли на стадион, теперь они смогут наслаждаться игрой с пивом и хот-догом. Во-вторых, это принесёт дополнительный доход клубам, стадионам и, как в проекте закона написано, даже детскому спорту.
– А всё-таки: футбол и здоровый образ жизни – по одну сторону баррикад или по разные?
– Здесь я только за футболистов готов ответить. Конечно, они пересекаются. Здоровое тело помогает спортсмену как можно дольше добиваться успехов, поэтому убивать его плохими привычками не вариант. Но нарушения режима случаются, все мы люди... Я думаю, главное понимать свой организм: когда можно себе позволить, а когда лучше воздержаться.
В Германии, Бельгии, Нидерландах так вообще пиво применяют для восстановления организма. Баня и пиво там в порядке вещей. Не перед игрой, разумеется, и в разумных пределах.
– Это что же, врачи прописывают? Или психологи?
– Это коллектив прописывает. Если будешь пить воду в коллективе, можешь не влиться в него. И опять же подчеркну, после игры пиво неплохо восстанавливает. В Германии культ пива. В Италии ни один ужин не обходится без вина. И для местных футболистов это не считается нарушением режима. Другое дело, когда они перебарщивают и потом, например, садятся за руль. На этом часто народ попадается, лишается прав, подвергает других опасности.
– Возвращение пива на стадионы на безопасность не повлияет?
– Я думаю, времена, когда оголтелые болельщики устраивали потасовки на стадионах, уже давно прошли. Теперь кругом видеокамеры, зачинщиков и участников легко вычислить. И вряд ли пиво приведёт к чему-то серьёзному. На Кубке конфедераций и чемпионате мира временно приостановили запрет на алкоголь – всё прошло совершенно спокойно.
– Вы были послом чемпионата мира 2018. Чем послы занимались?
– Мы рассказывали про Россию, про то, как будет проходить чемпионат и как на него попасть. Давали сотни интервью иностранной прессе. Важно было делать это в правильных тонах: показать, что стереотипы о России неверны, что это цивилизованная и безопасная страна, готовая проводить мировые соревнования на очень высоком уровне. Чтобы болельщики не боялись сюда ехать. Мы открывали парки футбола, часы отсчёта, стадионы в разных городах.
– Стадионы после ЧМ остались прекрасные. Только не везде от них теперь есть толк. Вот, например, в Саранске построили стадион на 44 тысячи мест и он пустует, потому что на игры местной команды никто не ходит. И зачем было строить такие дорогостоящие объекты в городах, где они не используются, но при этом высасывают деньги из бюджета на содержание?
– Я часто говорил, что лучше было построить меньше стадионов, но с крышами, чтобы можно было их мультифункционально использовать. Построили такие, какие есть. Теперь нужно заинтересовывать людей футболом, чтоб они приходили, заполняли эти стадионы. Думаю, Российский футбольный союз сейчас будет всё для этого делать. Если правильно работать с футбольным клубом, с болельщиками, заполнять стадионы в Саранске, Калининграде вполне реально. Главное, чтобы было на что смотреть, чтоб футбол был хорошего уровня.
ЧМ дал первый мощный импульс развитию футбола. Появилась инфраструктура. В секции пришло много детей. Мальчишки теперь мечтают стать вратарями! Раньше вообще никого в ворота не затянешь. А тут, после того как Акинфеев вытащил пенальти, появилось море желающих стать, как он.
– Вы много общаетесь с детьми в составе благотворительного проекта «Звёздный десант». Расскажете, куда эта команда десантируется и зачем?
– «Звёздный десант» – это группа людей, которая любит спорт, здоровый образ жизни и хочет зажечь им других. Мы выезжаем на спортивные мероприятия, передаём опыт детям – как спортивный, так и жизненный. Посещаем школы, детские дома, проводим забеги, заплывы. В этой команде много моих коллег из футбола и других видов спорта. Всем им небезразлична судьба своих видов спорта и России. И знаете, очень приятно приносить пользу! Тем более что карму никто не отменял.