«Сто раз сказано было: работайте прозрачно, деньги большие выделяются, проект практически носит общенациональный характер. Нет, воруют сотнями миллионов, сотнями миллионов», – только что сказал Путин на совещании с членами правительства. Когда президент произносил эти слова, присутствующие министры хмуро глядели в пол.
КАК знать – боялись – не начитался ли минувшим вечером президент Путин всяких страшных историй? Например, о том, как Иван Грозный – один из предшественников Владимира Владимировича – боролся с ворами-взяточниками. За 37 лет своего правления приказал публично казнить больше 8 тысяч воров из чиновного люда. Как писал о том прекрасном времени французский посланник при царском дворе некто Арнольд Шемо, «даже местные княжны подарков не берут, ибо каждый день мздоимцев прилюдно разрубают на куски прямо на городской площади».
Но Иван Васильевич гидру космического воровства так и не убил. И уже через двести лет великий русский историк и писатель Николай Михайлович Карамзин так ответил на вопрос: «Как дела в России?» – «Воруют»!
Но как воруют сегодня – не воровали у нас никогда. Вот за что порвали при Иване Васильевиче некоего купца – принял битого гуся, в котором были зашиты медные монеты. А сегодня? Посмотрите, кто сидел за столом, когда Путин горько признался, что воруют «сотнями миллионов». Татьяна Голикова. Весь её путь при работе в правительствах полон скандалов. Помните, как закупались медицинские томографы в три цены, и какой такой арбидол российские аптеки стали выкладывать при ней на самое видное место? Виновные не найдены. А там не сотни миллионов. Там миллиарды.
Мантуров. Наш постоянный герой. Чего стоила одна эпопея с созданием «Суперджета», куда ухнули, как говорят, 8 миллиардов долларов государственных денег. Это не сотни миллионов. Это почти полтриллиона рублей. Самолёт получился с большими проблемами, от него отказываются заказчики. А Мантуров как ни в чём не бывало сидит на своём месте и уже рассказывает про новый самолёт. И вообще про всё новое – там, где можно открывать гигантское финансирование и пилить, пилить, пилить…
Скворцова. При ней сокращаются сельские больницы, врачи бегут с работы от безденежья, медсестёр оформляют уборщицами. При этом она без конца говорит о росте финансирования здравоохранения. А деньги-то где? Хирурги-то их не видят.
Мутко. Этот загадочный господин прославился летом на затоплении городка Тулун в Иркутской области. Крутился рядом с Путиным, мол, всем, кто лишился жилья, поможем. Но даже гостелеканалы показывают, что в Тулуне уже зима, а домов нет. А виноват губернатор. А Мутко – нет бы в ватничке побегать по Тулуну, а он в Кремле сидит с задумчивым лицом. И там не сотни миллионов, а миллиарды.
Перечислять можно до бесконечности. Работа практически всех министров сегодня помимо тех, кто сидит на нефтегазе, – это бесконечная цепь упущенных возможностей. Это нескончаемая череда идей, на которые выбиваются государственные деньги. Вспомним: создание отечественных авиалайнеров, сверхтяжёлой ракеты-носителя, собственной операционной системы, собственного смартфона и нанотехнологий. Ничего этого нет. А денег затрачено на сотни миллиардов, а то и триллионов рублей. Последняя идея – искусственный интеллект (ИИ), где главным почему-то выступает банкир Герман Греф. Значит, на самом деле это всего лишь механизм по автоматическому откачиванию денег у населения. Поскольку управлять искусственному интеллекту у нас почти нечем. Всё импортное: и машины, и оборудование. Но у них есть свой производитель и свой ИИ. Но как удобно этими загадочными симулякрами морочить голову начальству!
Посмотрите – Греф-то, он же не математик и не технарь, который хоть что-то должен понимать в ИИ. Он опять же юрист. Посмотрите: Рогозин – он и не технарь, и не производственник, и не строитель, он – журналист-международник. Как воровали на Восточном при экс-главе «Роскосмоса» экономисте Комарове, так и сегодня воруют. Потому что настоящие технари и строители нашему правительству не нужны. Им и воровать-то стыдно будет. Вот их и отогнали от бюджета и государственных дел на пушечный выстрел.
Наш классический пример – бывший Генеральный конструктор РКК «Энергия», где делали ракеты-носители «Союз», Виталий Лопота. После своего назначения в 2007 году восстановил РКК, ни одного аварийного пуска, предприятие рассчиталось с долгами. А сам В.А. Лопота прервал коррупционную деятельность ряда лиц, которые обворовывали нашу космическую отрасль ещё со времён раннего президентства Б. Ельцина. Речь шла о ворах, присваивающих себе оплату за запуск наших уникальных ракет-носителей. В результате получил уголовное дело и радиомаяк на ноге, чтобы не смог отлучиться из дома без ведома следователей.
ТАК кому сегодня В. Путин говорит о том, что на строительстве космодрома Восточный воруют сотни миллионов? Рогозину с Мантуровым и Силуанову? Они и так об этом хорошо знают. Но сделать ничего не могут. Это как в фильме «Бесприданница»: «Я не могу-с! Я слово дал купеческое!»
Увы, но у большинства граждан страны пассаж о том, что воруют сотни миллионов, вызвал скорее не приступ негодования, а больше – недоумения. При царях, с которых мы сегодня начали, были так называемые шуты. Очень опасные и влиятельные господа. У них была одна привилегия – говорить царю правду про воров из царского окружения. И ничего им за это не было. В наше время таких шутов – хоть отбавляй! Даже суперпопулярный рокер Сергей Шнуров регулярно публикует в соцсетях стихи на эту тему. То же самое делают тысячи блогеров и авторов «Ютьюба». Максим Галкин, выступая на гастролях, кроет порядки при царском дворе так, что половина зрителей смеётся, вторая – плачет: неужели мы до такого дожили, что группа проворовавшихся хозяев жизни крутит нами почём зря и только сатанеет от денег? Роль шута давно и упорно выполняет и газета «Аргументы недели». Сказать царю-батюшке суровую правду – святая шутовская обязанность.
Пора бы и обратить на всю эту публику с бубенцами на колпаках внимание. А то царя становится жалко – он бьётся за нас, простых смертных, чтобы жилось лучше и веселее. А бояре слушают его, облизываются и ничего не боятся. Вот и на этом последнем совещании им быстро отлегло. В конце, после упоминания воровства на космодроме Восточный, он вдруг вспомнил об эпидемии гриппа и спросил у тех, кто только что насторожённо сидел и ждал разнос, примерно в таком духе: «А ну, черти, признайтесь мне – кто прививки от гриппа сделал?» И «черти» заулыбались, поняли, что царь их любит и очень заботится об их здоровье!