Что стоит за чистыми дорогами в Иркутске?
№ () от 29 октября 2019 [«Аргументы Недели Иркутск», Александр Потапов ]
Прогнозы синоптиков сулят иркутянам на следующей неделе снега, похолодания, а вслед за ними и начало прихода зимы. Вместе с тем уже сейчас можно сделать прогноз и на еще одно явление, имеющее социальную основу. Как только на улицах начинают расти сантиметры снега, в социальных сетях появляются вопросительные комментарии относительно уборки тротуаров и проезжей части. Корреспондент «АН» встретился со специалистом предприятия, непосредственно отвечающим за содержание улиц Иркутска, и получил ответы на злободневные вопросы.
Город и район — почувствуйте разницу
Андрей Наифантьев, начальник производства МУП «Иркутскавтодор», работает в этой сфере уже порядка 10 лет. Рассказывает, что специалисты, занятые на содержании дорог в зимний период, теорию о глобальном потеплении не разделяют. Большой объем работы на их долю выпадает вне зависимости от того, снежной была зима или нет, теплой или холодной. При этом любопытно, что наибольшая загруженность выпадает на период, когда в городе уже почти растаял весь снег — на апрель, во время месячника по санитарной очистке.
Первый снег в этом сезоне выпал в начале прошлой недели. «Экзамен прошли нормально. Начали работать еще в ночь, подсыпать дороги песко-соляной смесью. Результат наглядно был виден с утра: на контрасте его ощутили водители, живущие за городом. Трассы вокруг Иркутска были заледеневшие, а в самом городе — не скользили, — объясняет разницу Андрей Наифантьев. — К примеру, микрорайон Березовый, относящийся к Иркутскому району, на несколько часов превратился в очаг аварийности. В самом же областном центре в ДТП попали водители, либо не успевшие сменить летнюю резину, либо не соблюдавшие скоростной режим, а вот дорожные условия причиной аварий не стали».
К сезону готовы
Уже сразу после ноябрьских праздников синоптики обещают снег, после которого установится круглосуточная минусовая температура воздуха. К наступающей зиме МУП «Иркутскавтодор», с их профессиональной точки зрения, готов во всеоружии. «В нашем парке 111 единиц техники, которая была заранее переоборудована на зиму, прошла ремонт и техническое обслуживание. Это комбинированные дорожные машины, автогрейдеры, роторные очистители, снегопогрузчики, уборщики тротуаров. Техника равномерно распределена по левобережной и правобережной частям города. Помимо этого, ежедневно в каждом из округов на работу готовы выйти до 70 человек «живой силы», — перечисляет Андрей Наифантьев.
Техника в зимний период задействована круглосуточно. В те дни, когда не идут осадки, она направляется на участки ручной уборки, где помогает с вывозом снега.
На данный момент МУП подготовил порядка 5 тыс. тонн инертных материалов — песок, щебень мелкой фракции и поваренная соль. Весь этот объем размещен на четырех складах хранения — по одному в каждом из округов Иркутска. Такая схема позволяет оперативно оснащать улицы. Заготовленных материалов хватит на несколько первых снегопадов. Всего за сезон, в зависимости от погодных условий, расходуются десятки тысяч тонн инертных материалов. В прошлую, малоснежную зиму, например, «ушло» порядка 25 тыс. тонн. А в позапрошлую, богатую на снегопады, — более 40 тыс. тонн.
Как это работает
Работа по очистке города от снега начинается еще до того, как первая снежинка упадет на дорогу или тротуар.
«Мы в постоянном режиме изучаем прогнозы погоды — суточные, часовые. Заранее распределяем технику по районам, чтобы машины с песко-соляной смесью были наготове еще до того, как город начнет заваливать. Обработка дорог стартует в момент начала снегопада, — излагает цепочку действий начальник производства МУП «Иркутскавтодор». — У нас разработаны маршруты для посыпки улиц — в первую очередь техника направляется на главные городские магистрали и места с повышенной аварийностью: улицы с большим перепадом высот, мосты. Такие участки посыпаются как минимум дважды. Затем обрабатываются второстепенные и все остальные дороги».
Специалист отмечает, что часа-полутора хватает на то, чтобы «закрыть» основные магистрали. Весь город целиком обрабатывается не дольше трех часов. Параллельно ведется очистка тротуаров, сначала с них выметается снег, затем участки с накатом подсыпаются песком. Снег с улиц по возможности вывозится круглосуточно, однако в центральной части города, где наиболее оживленное движение, а также много припаркованных автомобилей, это удается делать только в ночное время.
Для того чтобы полностью очистить улицы после крупного снегопада, необходимо порядка двух рабочих дней. Меньше времени уходит на подсыпку дорог и подметание, больше — на вывоз снега. Его направляют на специализированный снегоотвал, расположенный во Втором Иркутске.
О чем спрашивают люди
Практически после каждого снегопада иркутяне в социальных сетях начинают задаваться вопросами в адрес городских властей. Большинство запросов относятся всего лишь к двум темам.
Скользкие тротуары. «Согласно условиям контракта на содержание, дороги и тротуары должны быть черными, то есть такими же, как и летом. Правда, снегопады бывают разной интенсивности, продолжительности — в некоторых местах на тротуарах даже после отсыпки и сметания остаются накаты. Они устраняются довольно быстро, в ручном режиме с помощью лопат, но только после того, как снег закончился. У нас не бывает такого, чтобы на каком-то участке люди скользили несколько дней подряд», — объясняет Андрей Наифантьев.
Снежная каша на дорогах. «Так называемая «каша» всегда образуется после выпадения большого объема осадков. Это следствие естественной реакции между песко-соляной смесью и снегом, который начинает таять, рыхлиться. Возможно, это не эстетично выглядит, но рыхлый снег не прилипает к асфальту, что способствует безаварийному движению на дорогах, — говорит специалист. — Без реагентов в наших климатических условиях с повышенной влажностью снег вместо «каши» превращался бы в толстый слой наката с соответствующими последствиями для водителей. Образовавшийся на дорогах рыхлый снег долго не лежит, мы его разметаем, как правило, за два-три часа».
Соль на дорогах портит автомобили. Отчасти это так, соль действительно может способствовать коррозии кузова. «Нужно понимать, во что превратятся дороги, если не использовать подсыпку. Для наглядности зимой достаточно заехать в Ангарск, Усолье-Сибирское или другой небольшой населенный пункт. Съезжаешь с трассы, заворачиваешь в город и… попадаешь в глубокую снежную колею на любой улице. Иркутяне от такой картины отвыкли еще с «девяностых», — наглядно поясняет Андрей Наифантьев.
А как у других?
Сотрудники МУП «Иркутскавтодор» регулярно изучают опыт других регионов, в частности Москвы и Санкт-Петербурга. «Есть некоторые отличия. Там, например, коллеги используют технику, которая пока до нас не добралась — это так называемые дорожные пылесосы, очищающие края дорог от скопившегося снега и инертных материалов. Мы используем связку двух машин — одна собирает снег и отсев и закидывает в кузов другой. В крупных городах также используют немного другие реагенты, относящиеся к новому поколению. Они выпускаются в виде гранул, довольно эффективны, особенно при низких температурах, но и стоят дороже песко-соляной смеси. «Иркутскавтодор» сейчас изучает варианты для приобретения такого реагента», — отмечает специалист.
Есть и отличия, на которые МУП «Иркутскавтодор» повлиять не в силах. Речь идет о культуре поведения за рулем иркутских водителей. На предприятии вынуждены отмечать, что нередки случаи, когда автомобилисты специально подрезают и поджимают снегоуборочную технику, не дают нормально работать специалистам, устраивают скандалы: «Люди спешат по делам, некоторые бывают раздражены задержками. А ведь мы работаем в первую очередь для того, чтобы наши дороги были безопасными».