Шахматы – игра, в которую ещё несколько десятков лет назад умел играть чуть ли не каждый. Но сегодня редко встретишь людей на улице за игрой в шахматы, а ведь это отличный тренажёр для ума. О том, насколько важно вернуть интерес к шахматам, что они развивают и почему ведущие бизнесмены играют в них, «АН» поговорили с Антоном СУЧКОВЫМ, управляющим директором «Игромания» и «Канобу», создателем проекта «Шахматы» в соцсети «ВКонтакте».
– АНТОН Юрьевич, с чего началось ваше увлечение шахматами, чем они вас завлекли?
– Всё было по классической схеме. В первом классе к нам пришёл руководитель шахматного кружка и сумел своим увлекательным рассказом вызвать интерес к игре. Я стал посещать кружок и даже потом выигрывал районные и областные чемпионаты на уровне детей. Все каникулы проходили обычно на шахматных соревнованиях. Тогда это был прекрасный способ социализации, когда ещё не было социальных сетей.
В институте было уже не до шахмат – новые увлечения, да и компьютеры стали появляться. А вернулись они в мою жизнь, когда я переехал в Москву, в 30 лет. Был матч Карлсена и Карякина, который широко освещался, – и тогда я вспомнил, что когда-то же и сам играл!
Ещё одна причина возвращения к шахматам – чисто практическая. Моя работа связана с большим количеством информации, и я стал замечать, что мне не хватает концентрации внимания. А так как мозг – мой основной рабочий орган, его работа для меня критически важна. Когда ты не можешь концентрироваться, то не можешь выдавать глубокие идеи и мысли.
Это проблема современного общества – мы живём в эпоху клипового мышления. Нам тяжело сконцентрироваться дольше трёх минут. Наш мозг состоит из нейронных связей, а когда постоянно потребляет ленты социальных сетей, сложные связи разрушаются и остаются очень простые – поставить и получить лайк. Эмоции плоские, мыслей глубоких особо нет. Мы даже комментарии стали редко писать – не зря на Facebook теперь появилась возможность помимо лайка поставить эмоцию к посту: радуешься, сочувствуешь, разозлён и т.д.
Работа над шахматной доской подразумевает, что ты постоянно создаёшь глубокие нейронные связи. Это один из видов деятельности, который, например, способен предотвращать развитие Альцгеймера и даже восстанавливает больных им. Кстати, недавно ВОЗ заявила о том, что эта болезнь стремительно молодеет, и люди из-за неструктурированного потребления информационного потока уже в 40 лет начинают им болеть.
– Насколько вообще важно в современном мире уметь играть в шахматы и постоянно практиковаться в них?
– Это прекрасный тренажёр концентрации внимания, создания глубоких мыслей и развития своего мозга. Конечно, не стоит ждать, что они научат жизни. Если ты успешен в шахматах – не факт, что ты успешен где-то ещё. Но шахматы в мировых бизнес-школах, элитных английских школах, Гарварде, Стэнфорде – обязательный предмет. Они развивают бойцовские качества. Ты должен постоянно атаковать, защищаться, принимать тысячи решений. Это вообще одно из самых сложных человеческих действий – принятие решения и ответственность за него. Вот ты подвинешь фигуру, и сделать ход назад уже нельзя. Вдобавок шахматы учат принимать поражения, понимать, что это часть большого пути и с этим нужно жить. Что бывают разные стили выхода из ситуаций, и они могут меняться, потому что ты как личность растёшь и твой стиль тоже меняется. Кстати, у Сергея Галицкого (он и сам КМС по шахматам), владельца ФК «Краснодар», в футбольной академии шахматы – обязательный предмет у детей.
Считаю, что свой первый МВА я получил за шахматной доской. С точки зрения бизнеса, просчёта ситуации, стратегического планирования – шахматы мне очень много дали. Второй приход в игру дал колоссальный скачок в терпении – я по натуре достаточно импульсивный человек, прямой и жёсткий, а шахматы постоянно учат спокойному анализу ситуации и вынесению эмоций куда-то далеко за скобки.
Поэтому если наше человечество будет всё так же погружаться в пучины социальных сетей, лайков и репостов, мы разучимся глубоко мыслить и окажемся совсем не там, где бы хотели. Отупеть можно очень быстро.
– Недавно в школах ввели 3-й урок физкультуры, мол, за счёт него сможем сделать детей здоровее физически. А нужен ли такой же спецурок по шахматам?
– Такая инициатива есть давно, но кто будет преподавать? Допустим, введём его. Наверняка у каждого в жизни бывали учителя, из-за которых они не любили какой-то предмет. Но предмет же сам по себе в этом не виноват. Просто попадался странный учитель, который почему-то не любил свой предмет. Я боюсь, что дабы выполнить разнарядку сверху, шахматы будут преподавать те, кто просто знает, как ходят фигуры. И не из любви к делу, а чтобы надбавку к зарплате получить. Вряд ли такой преподаватель сможет привить интерес к шахматам. Вот формат шахматного кружка, который ведёт увлечённый человек, – это хорошо. Всегда с теплом вспоминаю своего первого тренера Фунтова Александра Александровича. Человек, который беззаветно любит шахматы и смог заразить этой любовью тысячи своих учеников. Создать условия для таких энтузиастов – это то, что должны делать Российская шахматная федерация (РШФ) и Министерство образования. Нужна система, при которой дети будут видеть, что шахматы – это один из социальных лифтов и реальный способ попасть на высокие ступени.
Например, в США спорт – не просто спорт. Бедный чернокожий парень знает, что если он будет хорошо играть в баскетбол на площадке во дворе, то сможет попасть в студенческую команду. А она уже обеспечит ему попадание в крутой университет, который его семья никогда в жизни не смогла бы оплатить. Это понятная, работающая модель роста.