В первом материале цикла (см. «АН» №27 от 17.07.2019) было рассказано об узаконенном Конституцией и целым сонмом различных международных соглашений фактически колониальном статусе нашей как бы империи. Под прикрытием 15-й статьи Основного закона о главенстве международного права над национальным фактически ликвидирована российская высокотехнологичная промышленность. Страна прорубила не форточку, но широченные ворота иностранным радиоэлектронным товарам и полупроводникам, готовя лишь специалистов для их продажи и обслуживания.
Вслед за промышленностью пришла очередь российского среднего и высшего классического образования. Придуманная транснациональными корпорациями IT-направления всемирная цифровая экономика и хайп вокруг искусственного интеллекта, неуклюжие телодвижения нашего правительства, которые своими нацпроектами просто отдадут триллионы рублей западным корпорациям, окончательно закрепят наше отставание от цивилизации. Уничтожение же образования лишит нас надежды попробовать вырваться из полупроводникового капкана.
Штаны пропьём, но мир не опозорим
Российские официальные лица любят повторять, что наша страна «неукоснительно следует общепризнанным принципам и нормам международного права и условиям международных договоров». Когда такая честность идёт во благо стране, то вопросов нет. Но правительство Дмитрия Медведева суицидально продолжает выполнять эти обязательства, даже когда это противоречит национальным интересам страны.
– В 2000 году Россия присоединилась к Окинавской хартии, а в 2003 году – к Женевской декларации принципов построения глобального информационного общества. Одним из важных условий этих международных договоров являлось изменение программ начальных и средних школ для обеспечения возможности пожизненного обучения с уклоном на развитие навыков использования массовых зарубежных интернет-технологий. В том же 2003‑м Россия присоединилась к Болонскому процессу, взяв на себя обязательства по созданию единого европейского пространства высшего образования. В связи с этим в рамках «программы Грефа» были введены ЕГЭ, профильная старшая школа, двухуровневое высшее образование и ряд других нововведений. Тем самым было положено начало трансформации унаследованной от СССР национальной системы образования России на основе наднациональных критериев, – говорит академик РАН Владимир Бетелин.
Кстати, воплощал эти «наднациональные» идеи Владимир Филиппов, министр образования в те годы. Сейчас он рулит ВАК, овеянной скандалами с плагиатом.
– Даже в нацпроект «Образование» с триллионным бюджетом заложено два противоположных вектора: воспитание предлагается осуществлять «на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций»; образование же, напротив, будет строиться на принципах «обеспечения глобальной конкурентоспособности» и «вхождения в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования». Кажется, всё красиво, но надо чётко понимать, что главное – не форма, а содержание, не скорость роста, а направление. В «десятке сильных» нас признают равноправными, только если мы будем соответствовать их преимущественно англосаксонским критериям. Если же мы станем вырабатывать собственные, то в их «десятку» мы точно не попадём. Нельзя строить суверенную систему образования для суверенной страны – если критерии чужие, – подчёркивает доктор экономических наук Василий Симчера.
При этом собеседники «АН» напомнили, что национальная по содержанию советская система образования, особенно технического, никогда не ориентировалась на чужие критерии успешности, однако Запад и Восток с руками отрывали наших специалистов. Без всяких там Болонских систем и признания дипломов. Просто полученные ими знания были качественно выше без всяких рейтингов. До сих пор в российском обществе, несмотря на всю пропаганду, не доверяют купленным образованию и диплому, успеху, достигнутому любыми путями. На вопрос: «вам шашечки или ехать?» серьёзные русские люди всегда ответят: «ехать!» А вот российские начальники скажут: «шашечки»…
Выгони козла
Есть такой анекдот: «Когда у мужика всё было плохо, ребе посоветовал ему взять в дом козла. Через некоторое время, когда настал вообще край и плюс воняло козлом, ребе сказал: «Выгони козла!» Дышать стало легче, и жизнь показалась не такой уж и плохой». Так же произошло с российским образованием. В 1990-е его практически перестали финансировать, учителя и преподаватели днём учили, вечером торговали на рынках, а некоторые и собой. Бюджет был нищ. В начале нулевых, возможно, случайно совпали два события. «Тот самый» бывший комсорг и коммунист Герман Греф сочинил программу «развитие России до 2010‑го», и внезапно подорожала нефть. В страну пошли нефтяные миллионы, и образование вздохнуло чуть-чуть глубже. Под небольшое увеличение финансирования и протащили записанную в программе Грефа образовательную реформу. В частности, пресловутый ЕГЭ. Кстати, именно в той далёкой программе были заложены стратегические цели образования для наших детей – «зачем учить географию, кучер довезёт!». Именно в те годы, 20 лет назад, закладывались основы учебного процесса для нынешних митрофанушек.
– Дальнейшая трансформация унаследованной от СССР системы образования была неизбежна, поскольку она не соответствовала «общепризнанным принципам» либеральной экономики. Действительно, её основная цель заключалась в том, чтобы формировать в обществе «культ знаний» и «делать кадры» в интересах государства и общества. В новой же либеральной российской экономике, главная цель которой – прибыль для акционеров, «культ знаний», естественно, был замещён на «культ денег». И образование, цель которого «делать кадры» для государства и общества, в этой новой экономике, очевидно, должно было быть замещено (рано или поздно) частным образованием, цель которого – прибыль для акционеров. Максимальную прибыль акционерам обеспечит «образовательный ширпотреб», то есть обучение клиента короткоживущим навыкам и компетенциям в течение всей его жизни. Форма обучения – дистанционная, на основе дешёвых массовых интернет-технологий, что существенно дешевле, чем постоянное содержание профессорско-преподавательского состава. По мнению авторов доклада «Двенадцать решений для нового образования» ЦСР и НИУ ВШЭ, именно такое образование должно стать ключевым фактором роста благосостояния страны и каждого человека, поскольку является растущей отраслью экономики, сопоставимой с нефтяной. Как и доходы тех акционеров, которые будут контролировать этот рынок, – считает академик Бетелин.
Фактически людей загоняют в ещё одну кабалу – вечного образовательного кредита. А есть ещё кредиты – жилищный, автокредит, на образование детей. Такое впечатление, что Герман Оскарович ещё 20 лет назад знал, что станет сбербанкиром, и писал будущее под себя. Кто знает, может, так и было…
Несколько цитат из доклада «Будущее образование: глобальная повестка» (Skoltech 2014 г.): «Дешёвые технологии, позволяющие оторвать содержание от его носителей, могут быстро и эффективно проникать в образовательный процесс и быстро становятся массовыми. Нужно обсуждать технологии, направленные на массового пользователя, – и создаваемые на их основе массовые решения», «Роль преподавателей как «хранителей знания» (или учителей-репродукторов) исчезнет уже в ближайшие годы»…
– То есть для развивающихся стран высшее образование как храм науки и кузница гарантированного государственного просвещения и знаний превращается в духовно обезличенный рынок образовательных услуг. Уничтожается живая состязательная студенческая среда, разрывается связка «учитель – ученик» и исключается возможность воспитания личности, что только на руку модернизаторам. При таком методе обучение серьёзным наукам и формирование по-настоящему золотого фонда просвещённых людей в обществе невозможно. Значит, надо обучать посредственность компетенциям или краткосрочным навыкам, которые быстро устаревают, – возмущается Симчера.
«Модернизаторы» из Сколтеха, которые предлагают эту гнусность для России, сами отмечают, что рынок образовательных дистанционных технологий принадлежит европейским и американским гигантам мысли и отцам демократии. То есть отсталые русские аборигены за свои кровные должны закупать у заклятых друзей программы и технологии, которые сделают нас и наших детей ещё глупее! Практически то же самое написано в программах Вышки: «...политика развития образования в России исходила из представлений об образовании как о сфере социальных обязательств» («Двенадцать решений для нового образования» ВШЭ и ЦСР, 2018 г.) и учебного заведения господина Мау!
Эти, простите, вузы живут большей частью на бюджетные деньги и пишут концепции для Новой Гвинеи? Для Сомали? Для стран Африканского Рога? Нет! Они пишут теоретическое обоснование для дебилизации нашего народа за наши же деньги до уровня Сомали!
Для себя и своих детей «образовательные мракобесы» заложили совсем иные критерии.
«Самым дефицитным ресурсом в образовательных системах будущего оказывается «гуру», высококачественные носители такого знания/опыта. Живое обучение будет сравнительно более дорогим, как следствие – будет носить «премиальный» характер», – пишут человеколюбивые реформаторы из Сколтеха. Всё правильно, кто не входит в золотой миллиард, пусть идёт в… Ну сами додумайте, куда.
Аргумент академика Владимира Бетелина
– ОСНОВА крупнейших экономик мира – производство промышленной продукции, а не услуги на её основе. Объёмы отчислений компаний – лидеров глобальных массовых рынков промышленной продукции в бюджет определяют уровень жизни человека и социально-экономического развития. Например, налоги в бюджет крупнейших американских компаний составляют 27%.
У нас только с 1991 по 1998 год объёмы производства промышленной продукции в стоимостном выражении сократились в 2, 25 раза. Либерализация внешней торговли привела к практически полному замещению отечественных товаров импортом. Замещение бюджетных потерь от сокращения производства шло и до сих пор идёт от экспорта энергоносителей: в 1990 году – 27, 8% добываемой нефти, в 1995‑м – 56, 2%, в 2014‑м – 74%. Благополучие российского человека и государства практически полностью зависит от цен на энергоносители на внешнем рынке.
В условиях новой мировой экономики, полная интеграция России в глобальный рынок означает поглощение или разорение нескольких оставшихся высокотехнологических компаний, окончательное уничтожение остатков машиностроения, сокращение рабочих мест и налоговых поступлений. В конечном итоге – полное обнищание населения и серьёзные риски для целостности страны.
И Греф в России больше, чем поэт
Отличившийся на ниве разрушения индустриального советского образования Герман Греф теперь отвечает за развитие в стране постиндустриального искусственного, так сказать, интеллекта (ИИ). Что связывает главу Сбербанка и интеллект, выяснить, увы, не удалось. Разве только его признание в том, что Сбер потерял миллиарды рублей из-за ошибок этого самого ИИ. И ещё пара-тройка сотен миллиардов рублей, которые профицитный российский бюджет выделит на этот самый ИИ.
Между тем всемирная цифромания и крики, что «ИИ спасёт мир!», потихонечку сходят на нет. Конечно, в некоторых секторах экономики роботизация и цифра могут значительно сократить издержки. Конечно, проще и быстрее создавать, например, новые модели самолётов или автомобилей с помощью компьютеров, а не кульманов. Видеокамера с элементами ИИ быстрее и качественнее определит в толпе преступника, чем сержант полиции.
– Искусственный интеллект (ИИ) – это бизнес-проект «Гугла», «Эппла», «Фейсбука», цель которых – сделать окончательно необратимой уже имеющуюся существенную зависимость своих пользователей от этих компаний. Действительно, ежедневно более 1, 2 миллиарда человек обращается к «Фейсбуку». При этом каждый пользователь тратит в среднем около 50 минут в день на социальную сеть. На «Фейсбук» тратится каждая из шести минут в Интернете и каждая из пяти – в мобильном телефоне. Американцы в возрасте от 35 до 50 лет открывают свой смартфон около 150 раз в день. Целью проекта ИИ являются прежде всего те интернет-пользователи, которые не видят смысла в запоминании сколь-нибудь больших объёмов данных, поскольку их можно получить, обратившись к «Гуглу», который пользуется у них практически абсолютным доверием и авторитетом. То есть это те, кто уже передал «Гуглу» человеческую функцию «помнить» и подготовлен к передаче и человеческой функции «думать». В их числе и российские гугломаны. Поэтому нет никаких цифровых национал-предателей, а есть желающие прокатиться на велосипеде крупнейших транснациональных корпораций. Это бизнес, просто очень большой бизнес, – говорит Бетелин.
При этом многие серьёзные учёные всё громче говорят о проблемах с развитием подведомственного «интеллекта», упираются в фундаментальный математический парадокс, обнаруженный Георгом Кантором и Куртом Гёделем. То есть вопрос, достигает ли успеха алгоритм машинного обучения, оказался фундаментально неразрешимым. Так что ещё долго эти «тени» человека должны будут знать своё место.
Но если это признать открыто, то сразу и катастрофически рухнет дутая капитализация монстров цифрового успеха: «Гугла», «Интела», «Фейсбука»… Основанная на мифе о всемогуществе цифры, она не выдержит столкновения с офлайном. Естественно, ушлые ребята стремятся максимально монетизировать свои «Титаники». А для этого нужно расширить рынки сбыта не только в родных пенатах, которые уже почти наелись, но и среди аборигенов дальних земель. И приучить их покупать снова и снова ненужные им бусы…
Из преторианцев к прекариату
Представляем, как возмутится на этом месте ура-патриот! Как так – нельзя сравнивать народ-богоносец с отсталыми аборигенами, которые съели Кука! На самом деле работа по «сомализации» российского образования и, следовательно, новых поколений идёт много лет и весьма успешно. Результаты мы видим на улицах городов и посёлков. Немногочисленные «очаги культуры» типа «Сириуса», «Кванториума», «Билета в будущее» – это единичные случаи, которые не влияют на общую тенденцию деградации. И где будут работать через 5–10 лет выпускники этих «очагов» – большой вопрос.
– Все преподаватели говорят о схожих проблемах. Радикальное снижение у детей мотивации к познанию – как будто в новом поколении возник труднопреодолимый заслон для восприятия нового. Главная мотивировка – получение диплома. А получаемое образование по своему содержанию кажется им ненужным, избыточным. Падение уровня абстрактного мышления, визуализация – молодые люди способны воспринимать знания преимущественно в жанре «весёлых картинок». Студент не может пересказать изученный материал своими словами, а аспирант, как правило, не знает, что такое конспект. Он работает на компьютере и компилирует тексты из разных источников. При этом универсальность и кругозор его – в критически низком состоянии. Практически полностью отсутствуют навыки методологического мышления. Бывают случаи, что для аспиранта проблематично даже понимание слова «проблема». У подавляющего большинства студентов вместо амбиций и оптимизма – скепсис и цинизм. Основные цель и задача в жизни – «урвать свой кусок пирога», – резюмирует учёный Василий Симчера.
Наверное, те самые сомалийские пираты, нападая на торговые суда, также думают о своём куске пирога. Обучение наших детей с помощью «виртуальных миров» и «тотальной игры» прошло успешно. Привет тебе, начальник НИУ ВШЭ и депутат Мосгордумы от правящей партии Ярослав Кузьминов, твои «Двенадцать решений для нового образования» достойно воплощаются в жизнь!
Преторианцы охраняли императоров Римской империи. Фактически денно и нощно охраняли саму империю. Любая молодёжь любой империи – это ещё один, но невидимый рубеж обороны. Каждое поколение должно вбирать в себя опыт прежних, обогащать его новыми знаниями и уже своим опытом и передавать детям. И так должно идти вечно. Стоит цепочке прерваться – распадётся связь поколений, пропадут прежние опыт и знания. И горе тому народу, который допустит это!
В России вместо молодых преторианцев формируется невиданный прежде пласт – пласт «нестабильного пролетариата», или прекариата. Социально не защищённый, не имеющий возможности или не желающий иметь постоянную гарантированную работу. Горизонты планирования, а значит, и ответственности у прекариата – несколько дней, будущее – туманно и ужасно.Они осознают свою ненужность системе и обществу и впадают во все тяжкие. Но самое страшное, что для большинства эти ненужность и невостребованность стали нормальны! И на сакраментальный вопрос: «чему нас учат, так сказать, семья и школа?» можно ответить: быть ненужным…
– Ещё на моей памяти говорилось – «вложения в человеческий потенциал». Затем стали говорить – «человеческий капитал», однако сегодня в уме реформаторы держат нечто неприемлемо-неприличное в XXI веке. А именно, «человеческий балласт». Лишь незначительное меньшинство самых талантливых, самых удачно и блестяще образованных по самым востребованным на глобальном рынке «компетенциям» (может, из того же «Сириуса»?) смогут причислить к «человеческому капиталу» тех, кто мог бы уехать в процветающий мир и там себя продать. По сути, это логика рабовладения и работорговли с поправкой на реалии нашего времени. Ведь мышление как таковое нельзя продать, а компетенции – можно. Кому нужен мыслящий раб? А у компетентной рабсилы есть на рынке вполне определённая стоимость, – подводит итог Василий Симчера.
P.S. В 2014 году наш любимый, но ветреный друг Германия окончательно отказалась от оплаты за получение образования, в том числе от иностранных студентов. Немецкие политики заявили, что «ключевой задачей политики является предоставление молодёжи в Германии возможности учиться и получать качественное высшее образование бесплатно».
Идиоты! Министр образования России Дмитрий Ливанов, царивший в то время, расставил точки над i для России: «С течением времени необходимо полностью перейти на систему платного образования. Это очень важно. Если мы отойдём от системы бесплатного образования, возникнут механизмы, которые дадут возможность привлечь в компании новые ценные кадры. К примеру, образовательный кредит»… Без комментариев.
О, боги, боги твои
БУКВАЛЬНО на днях вышла книга американского финансиста и IT-бизнесмена Скотта Гэллоуэя «Апокалипсическая четвёрка. Скрытая ДНК Amazon, Apple, Facebook и Google». В ней автор, изнутри знакомый с нравами этих «отличных парней» общей стоимостью 2, 3 триллиона долларов, которые к Эвересту мирового могущества шли по головам и трупам, пишет: «Воровство – это ключевая компетенция быстро развивающихся высокотехнологичных фирм. Грехи четвёрки попадают в одну из двух категорий жульничества. Первая – это кража интеллектуальной собственности у других компаний… Вторая – получение прибыли от активов, созданных другими. Первое означает, что будущим лидерам нужно не полагаться на свою природную изобретательность, чтобы придумывать новаторские идеи. Второе – это напоминание о том, что так называемое преимущество первопроходца обычно не является преимуществом. Пионеры индустрии часто заканчивают со стрелой в спине, в то время как лидеры, появившиеся позже (Facebook после MySpace, Apple после первых разработчиков ПК, Google после ранних поисковых систем, Amazon после первых интернет-магазинов), получают возможность питаться тушами своих предшественников, учась на их ошибках, покупая их активы и переманивая их клиентов».
Пример? Глава Apple Стив Джобс, которого так ценил наш премьер Дмитрий Медведев, просто-напросто спёр свой знаменитый графический рабочий стол, управляемый мышью, для ПК Macintosh у Xerox. И сделал на нём миллиарды. Собственно, и экономическое могущество США начиналось с большой кражи у британских ткачей чертежей и технологий новейших станков. Так что воровство и легализация ворованного, как пишет бедняга Гэллоуэй, у американцев в крови. Стоит ли садиться России играть в карты с шулерами?! Да ещё и по их правилам?!
И ещё одна цитата специально для Медведева: «они («четвёрка дьявола») строят такую Америку, в которой будет 3 миллиона хозяев и 350 миллионов рабов». Хотя, может быть, именно она уже отлита в граните в его кабинете.
ОТ РЕДАКЦИИ. Конечно, если о таких страшных вещах не говорят по телевизору, если никто из официальных лиц не бьёт в колокола, то, увы, для большинства населения страны – это всего лишь страшилки пятой колонны, которая спит и видит, как развалить страну. «Сомализация» головного мозга – штука заразная. Да и думать над масштабными вопросами у простого человека нет ни сил, ни времени – выжить бы. Но говорить и даже кричать надо. Ведь деньги и предательство любят тишину и сумрак. Поэтому «АН» и продолжат эту «замечательную» тему – разрушение суверенитета страны изнутри.
Но! Есть такой принцип: «Критикуешь? Предлагай!» В следующих номерах мы обязательно поговорим о том, как приёмы противника обернуть на пользу стране, где искать опору на собственные силы, какие реальные действия власти могут заставить ситуацию измениться на 180 градусов.