Наконец-то до нашего города докатилась мировая кинопремьера. В мягкий кинотеатр «Мегаполис» известная российская прокатная компания «Про:Взгляд» привезла южнокорейский фильм «Паразиты», удостоенный главного приза на Каннском фестивале - «Золотой пальмовой ветви».
Сначала показали хронику. На экране сцена в Каннах. Звучит название фильма, взявшего главный приз. Мелькают лица, переживающие сумасшедшее счастье, слезы съемочной группы. И режиссёр фильма Пон Чжун Хо, со смехом заглядывая в объектив телекамеры, строго всех предупреждает: «Если будешь спойлерить, я тебя убью». Смешно. Конечно, сюжет фильма можно пересказать, но понадобится все два часа толковать собеседнику о тонкой ткани, которая назойливо вьется вокруг кажущейся простой истории. Но сбросить эту ткань – остаться ни с чем.
И дело не в «наворотах», связанных со специфическим корейским восприятием мира или в коллизиях классового неравенства. А это первое, что бросается в глаза. Фильм вообще не про это.
Про что? Вот это-то и предстоит каждому зрителю узнать. Уверен, получится найти ответ. Только ответы сходиться не будут у разных людей. И в этом главный, на мой взгляд, успех ленты, такой простой, такой сложной, такой дурацкой, до хохота в зале, и такой бредовой.
С первых минут «Паразиты» захватывают тебя занимательностью, скажем так, и не отпускают до конца. Почему-то начинаешь сочувствовать бедной семье, на глазах превратившейся в аферистов со шпионскими ухватками. А потом изумляешься невероятным поворотам сюжета. Фильм доезжает на бешеной скорости до финала. С чем выходишь, с какими чувствами? В состоянии недоумения и легкого шока. И ты уже на лестнице осознаешь прилипчивый характер ленты. Мысленно еще долго будешь возвращаться в сюжет «Паразитов», распутывая хитрые узлы изощренного повествования.
Про что фильм? Про камень. Он приносит деньги, но им разобьют голову. Про воду, потоки воды, которая хлещет отовсюду, даже из унитаза и затапливает (или омывает?) старую жизнь. А может, про запах? Это круто, заставить пахнуть произведение зрелищного искусства.
Мистер Пак снова реагирует на запах своего водителя Ки Тэка. Оскорбительный упрек - «запах старой редиски» - настолько западает в душу Ки Тэка, что он берется за нож. Почему? Потому что быть высокомерным смертельно плохо. Или потому, что запах нищеты – суть тех, кто в ней живет? Разбирайтесь сами.
Это безудержная «черная комедия»: есть кровь, убивают людей. Но это не детектив.
Семейка Ки Тэка обитает в полуподвале. Всюду бедность, даже нищета, но со смартфонами и Интернетом. Широкое окно – вид на убогую улицу. Сюда пьяницы приходят помочиться. Другое дело – окно в роскошном доме господина Пака. Райский вид! Но эти два окна – рифма. И еще множество других рифм скрепляют сюжет.
Сначала брат, потом сестра трудоустраивается в богатый дом. И здесь становится страшно. Плетется какая-то невероятной подлости интрига. Казалось бы, все, хватит, остановитесь. Но никто не останавливается. Напряжение нарастает: вот сейчас все раскроется. И здесь вдруг начинается новая сюжетная линия — с подземным домом, с «паразитами паразитов». Дурдом на новом витке.
Кинокритик, представитель кинопрокатной компании «Про:Взгляд», Марк Губаренко довольно скуп на слова. Он уже четвертый раз смотрит «Паразитов» - и все нравится:
- Фильм не нуждается ни в каком представлении, - говорит он. - Без преувеличения, это самый ожидаемый фильм сезона. Где-то на середине просмотра вы поймете, что просьба от режиссера фильма — не спойлерить – вполне себе коварная шутка. Пересказывать не имеет смысла. Но не все корейское кино такое хорошее. Это главный корейский фильм, который, с большой долей вероятности, в следующем феврале будет номинирован на «Оскар» в категории «Лучший иностранный фильм».
Так что же это за «Паразиты» такие? Киноведы уже поспешили с определением жанра. Перед нами - комедия абсурда, при этом невероятно близкая к реальности. Она настолько абсурдна, что почти правдива. Весь фильм собран из киноштампов, просто они хорошо, умело, даже изощренно подогнаны друг другу.
Фильм понравился. Однозначно свежая картина, втянувшая современность в себя с такой силой, с какой вода льется в последней части фильма.