Александр ТЮТИН родился в Подольске. Окончил МЭИ, а затем режиссёрский факультет Щукинского училища. Зрители знают Александра Тютина по ролям в таких фильмах и сериалах, как «Дрянь хорошая, дрянь плохая», «24 часа», «Антикиллер», «Красная капелла», «Звездочёт», «Есенин», «Охота на изюбря», «Параграф 78», «Адмиралъ», «Людмила Гурченко», «Танцы насмерть» и др.
– АЛЕКСАНДР, какую роль вы сейчас репетируете в Губернском театре?
– Это давняя мечта Сергея Витальевича Безрукова, нашего худрука, поставить «Энергичных людей» Василия Макаровича Шукшина. У нас получается такой спектакль в жанре караоке. Будет играть вокально-инструментальный ансамбль, исполнять песни советских лет. Я играю персонажа по прозвищу Брюхатый. В произведении Шукшина не имена, а клички: Лысый, Курносый, Брюхатый. Хотя по внешним данным мне следовало бы играть Лысого (смеётся). А у нас тому, кто играет Лысого, делают лысину гримёры, а мне, напротив, надевают парик.
– В фильме «Танки», где речь идёт о конструкторе «Т-34» Михаиле Кошкине, вы играете роль Григория Кулика – маршала Советского Союза, военачальника с неоднозначной судьбой…
– У него действительно сложная судьба. Он такой полководец-неудачник, проигравший множество сражений. Но при этом сделал головокружительную карьеру. В годы Гражданской войны Кулик был начальником артиллерии 1-й Конной армии Будённого. Сталин любил конармейцев, и он стал выдвигать Григория Ивановича на разные должности. В 1940 году Кулик получил звание маршала и Героя Советского Союза. Однако с самого начала Великой Отечественной войны маршал проигрывал одно сражение за другим. Дело дошло до того, что его отдали под суд военного трибунала за сдачу Керчи и Ростова. Разжаловали в генерал-майоры, лишили наград. Во время послевоенной чистки армии Кулик был арестован и расстрелян…
Кулик не был сторонником серийного выпуска «тридцатьчетвёрок». Он придерживался концепции, что на своей территории мы воевать не будем. И нам нужны лёгкие и быстрые танки, которые могут ездить по хорошим европейским дорогам. Но в этом споре победил Георгий Жуков, и тяжёлые танки Т-34 были запущены в производство.
– Сейчас один за другим вышли несколько фильмов про танки. В частности, «взял кассу» нашумевший блокбастер «Т-34». Откуда и почему возникла такая любовь к танкам?
– Дело не столько в танках…У нас долгое время был провал в военной кинотематике. В 1990-е про войну практически ничего не снималось. Я много сыграл военных, но первый мой фильм по заказу Министерства обороны вышел в начале нулевых. Сейчас ситуация выправилась.
А ещё у нас есть такая тенденция в киноиндустрии. Если один телеканал снимает, скажем, сериал про Екатерину Великую, то и другой федеральный канал непременно делает кино об императрице. Так и с танками получилось. Наш фильм мы сравнивали с приключенческим боевиком советских лет «Неуловимые мстители». А «Т-34», на мой взгляд, – комикс. Снято прекрасно, но в сценарий заложено много неправды. Впрочем, это уже другая история…
Опять же госзаказ на военно-патриотическую тему. Все эти фильмы снимались при поддержке либо Министерства культуры, либо Фонда кино. И это правильно. Очень важно, чтобы люди не забывали собственную историю, особенно молодёжь. Помимо прочего такие картины приносят неплохую кассу.
Ну и, как ни смешно, тема «про танки» возникла и на фоне популярности компьютерной игры. Одним из спонсоров нашего фильма была как раз эта самая игра.
– Сериал «Седьмой гость», где вы сыграли одну из ролей, снимался на Украине, уже далеко после всем известных событий. Вы счастливчик – вас до сих пор пускают в Незалежную?
– Да, пускают. Правда, с тех пор, с 2017 года, я там не был. Сам сериал – такая детективная история, всего 4 серии. Что интересно, как раз потому, что популярных российских артистов тяжело «переправлять» через границу, на Украине перестали снимать длинные сериалы. Были случаи, когда наш актёр снимается в нескольких сериях, потом в перерыве уезжает в Москву. А в следующий раз для продолжения съёмок его не пускают – оказывается, он уже в «чёрных списках»…
– В сериале «Провокатор» вы сыграли председателя тендерной комиссии. Вы вообще много чиновничьего люда переиграли. Были среди них честные люди?
– Случалось… Но именно тот председатель комиссии был нечист на руку. Насчёт нашего чиновничьего класса моё мнение таково. На нас влияют средства массовой информации, и это стало уже общим местом: если чиновник, то сразу – вор. У нас несколько миллионов чиновников, и не надо всех огульно мазать чёрной краской.
Конечно, существует некая круговая порука. В той же дорожной полиции как раньше было – будь ты хоть трижды честным, ты обязан отстегнуть наверх некую сумму. Сейчас какой-то порядок там навели, гибэдэдэшники не сильно лютуют.
Мне кажется, система взяток существует в России со времён царя Гороха. Ещё Пётр Первый говорил – «жалованье платить имяреку не надо, он и так кормиться будет. А для примера, чтобы другие боялись, – подвесить какого-нибудь казнокрада на дыбе, и пусть народ знает, что власть борется с мздоимцами!» Так и у нас сейчас борются с коррупцией – выборочно.