Продолжаем (начало интервью в «АН» №1–2) публикацию весьма продолжительного, основательного и обстоятельного разговора с научным руководителем лаборатории эволюции и экологии биосистем, доктором биологических наук Валерием Зюгановым. Мы говорим о загадках зарождения жизни, о главных направлениях и основных путях биологической эволюции.
– ВАЛЕРИЙ Валерьевич, кто из известных учёных-естествоиспытателей верил в Творца?
– Не просто учёные, а основоположники наук: Коперник, Бэкон, Кеплер, Галилей, Декарт, Ньютон, Бойль, Фарадей, Паскаль, Линней, Бор, Дарвин, Мендель, Кельвин, Планк, Эйнштейн, Пастер… Можно ещё долго продолжать. Из русских учёных: Ломоносов, Пирогов, Павлов, Сахаров, Велихов, Вернадский, Вавилов и многие другие.
– Однако согласитесь, что большинство известных учёных являются атеистами.
– Соглашусь. У каждого есть свобода выбора. Правда, подозреваю, что в определённый момент атеизм быстро исчезает как нечто наносное. Мне как-то поведал мой приятель врач-реаниматолог, который был знаком со многими академиками по своей служебной деятельности. Там ведь много пожилых людей. Практически все эти пациенты, которые атеисты по жизни, перед тем как уйти, взывали к Богу.
– А почему вы думаете, что кураторов проекта «жизнь на планете» было больше одного?
– Или двое, или один, но он задавал противоположные по смыслу «целеполагания». Я сужу по косвенным «уликам». Такое впечатление, что эволюции биосферы изначально было задано два противоположных «указания». С одной стороны, среди «стимулирующих» законов были заданы колоссальная агрессия в межвидовых контактах (жёсткая конкуренция, безжалостные отношения хищник – жертва, паразитизм, ведь большинство из 1, 6 миллиона видов животных на планете – это паразиты). Во внутривидовых взаимоотношениях также много агрессии и даже каннибализма. Это, кстати, отражено в Ветхом Завете – там бог Яхве налево и направо насылает мор, болезни, огонь.
– А что тут удивительного? Это тот самый естественный отбор на выживание.
– Всё правильно. Как в детективах – это тактика злого следователя. А вот вам тактика доброго – внутривидовой альтруизм (например, чайка кричит, предупреждая о хищнике стаю, подвергая себя риску гибели) и стимулирование взаимовыгодного межвидового симбиоза. В случае симбиоза выигрывают и «благородный» сильный хозяин, и его слабый партнёр гость-специалист. Моя излюбленная тема – это изучение симбиозов, и я могу привести множество самых фантастических случаев. Те, кто придумывал анекдотичные симбиозы, явно обладали чувством юмора. Как вам такой пример: живут в одной норе гигантский колумбийский паук-птицеед и крошечная жужжащая лягушка. Хозяин-хищник вежливо приглашает маленькую гостью в дом и, вместо того чтобы лягушкой пообедать, защищает её от других хищников, а она взамен охраняет яйца птицееда от муравьёв.
– Что в этом смешного?
– А то, что в этом и сотнях подобных примеров типа «добрый крокодил и птичка-зубочист» – сильный хозяин-хищник не убивает потенциальную жертву, а вместо этого предлагает дружбу. Это вроде того, как вооружённый бандит, случайно узнав в жертве ограбления, например, зубного врача, забыл бы об ограблении, вернул ему деньги обратно, убрал пистолет и пригласил нового друга к себе домой на ужин с выпивкой с целью, чтобы назавтра врач посмотрел, нет ли у бандита кариеса.
– То есть агрессор, «крутой пацан», сам добровольно превращается в мирного пацифиста-«ботана», если ему нужна дружба со специалистом-врачом?
– Так точно. Причём не на время, а навсегда. Или мои любимые «жемчужные» симбиозы. В реках Арктики личинки беспозвоночного моллюска – жемчужницы (беззащитный гость) живут в жабрах лосося (сильный хозяин), а в тропиках ровно наоборот. Молодь жемчужной рыбки (гость) живёт в жабрах беспозвоночного трепанга (сильный хозяин). И на севере, и на юге – действует взаимовыгодный симбиоз. Гости занимаются врачеванием, но хозяева и гости, по чьей-то прихоти, меняются местами. И в Арктике, и в тропиках «жемчужные» симбиозы, но они вывернуты наизнанку.
– Вопрос на засыпку – почему выбрана именно Земля?
– Давайте я попробую кратко систематизировать доводы астрономов, астрофизиков, космологов и астробиологов, почему выбрана наша планета.
Вот аргументы о самых оптимальных условиях в зоне эксперимента: называется это – галактическая зона обитаемости.
1. Земля расположена на задворках галактики – нет чёрных дыр и сверхновых звёзд. Те помешали бы эксперименту. В условиях сверхрадиации белковая жизнь невозможна.
2. Орбита Земли вокруг Солнца идеальна для комфортной температуры жизни – будем двигаться по орбите к Солнцу ближе на 5% – сгорим, дальше на 1% – замерзнём.
3. Магнитное поле – эффективно защищает от жёсткого излучения дальнего космоса и корональных вспышек Солнца.
4. У Земли исторически очень вовремя и очень к месту появляется Луна – она защищает от атак метеоритов (об этом свидетельствуют множество кратеров), демпфирует уничтожающие побережье цунами, образует постоянный пузырь подъёма воды посреди океана. Доказано, что Луна увеличила земные сутки с 6 до 24 ч, она светит ночью, циклы развития многих животных и растений синхронизированы с фазами Луны.
5. Фактор воды – есть физически необъяснимые свойства воды – расширяться при температуре +4, что образует плавающий лёд, и это защищает всю водную жизнь от промерзания до дна всех земных водоёмов.
– Стойте! Вы намекаете, что эти условия созданы искусственно?
– А вам самому не кажется подозрительным, что для нашей планеты так удачно «карты легли»? Даже если допустить очень высокую вероятность случайности каждого из событий 2, 3, 4 и 5 в 1%, то, перемножив вероятности, получим общую вероятность события в одну миллионную процента.
Все перечисленные факты подводят к тому, что «Некто» решил провести тщательный эксперимент в защищённой от внешних опасностей «лаборатории». А именно, эксперимент по развитию органической жизни. Для этого «Некто» капнул в пробирку, т.е. в лужи на глинах (по Ю.В. Наточину). Затем получившуюся и окрепшую протоклетку поместил в Мировой океан как каплю с «многообещающей» полипотентной ДНК (по аналогии со стволовыми клетками – с богатыми перспективами).
– И дальше пустил всё на самотёк? На волю случая?
– Нет, почему же. Этот (или эти) «Некто» задал несколько «стимулирующих» законов. Например, допустил, что изменчивость организмов может наследоваться. Но также задал и ряд граничных условий – «запретительных» законов (чтобы жизнь сама себя не убила): например, ограничивающих индивидуальное бессмертие, бесконтрольное размножение организмов, то, что все растения земли не смогут усваивать более 1% энергии падающего солнечного света (иначе атмосфера перегреется), строгое постоянство физических констант и т.п. И стал наблюдать, «как будут развиваться события». Видимо, с наличием свободного времени у «Некто» проблем нет. Мало того, я подозреваю, что несколько раз за историю Земли «Некто» вмешивался в свой же эксперимент, когда цель эксперимента оказывалась под угрозой. Тогда он спасал жизнь от неминуемой полной гибели во время космических катаклизмов (метеоритные и кометные атаки) и земных катастроф (Всемирные потопы). Об этих событиях мы точно знаем исходя из палеонтологической летописи.
Николай ТОНОРОВ
Симбиоз «жемчужница – лосось»
ПРОГРАММА быстрого старения лососей семейства Salmonidae (прогерия) выключается под воздействием личиночного паразита жабр лосося – речной жемчужницы Margaritifera margaritifera. В итоге предельные сроки жизни лососей рода Salmo – хозяев жемчужницы – достигают 13 лет. На примере системы «моллюск – рыба» было выявлено, что паразит может ингибировать старение хозяина и стимулировать неспецифическую устойчивость к стрессам, т.е. регулировать продолжительность жизни.
Предполагается, что паразит нейтрализует старческие изменения в клеточной системе лосося. Исследование целебных биомолекул у глохидиев жемчужницы имеет хорошие перспективы, так как нейроэндокринная и иммунная системы у всех позвоночных животных (включая гомо сапиенс) построены по единому проекту.