«Строительная отрасль страны, несмотря на определенные сложности, сегодня пребывает в удовлетворительном состоянии», — заявил в преддверии профессионального праздника Дня строителя вице-премьер Правительства РФ Виталий Мутко. Примерно в это же время прямо противоположное видение отрасли озвучили эксперты Высшей школы экономики, назвав строительство самым депрессивным сектором экономики в 2018 году. И неудивительно. Данные проведенных учеными опросов показали, что индекс предпринимательской уверенности в отрасли опустился до минимального значения с 2008 года, а оценка спроса рухнула, показав антирекорд за последние 13 лет. О том, как чувствует себя строительная отрасль в Иркутской области на самом деле, какие вызовы сегодня перед ней стоят и в чем решение накопившихся проблем, АН спросил у заслуженного строителя Российской Федерации, почетного гражданина Иркутска и Иркутской области, президента Союза строителей Приангарья Юрия Шкуропата.
— В День строителя обычно принято подводить некие промежуточные итоги развития отрасли. Юрий Александрович, по вашим оценкам, в каком состоянии подошел строительный сектор Приангарья к своему профессиональному празднику в 2018 году?
— Здесь, мне кажется, необходимо разграничить ответ на две части. С одной стороны, в последние годы очень сильно растут объемы госзаказа в строительстве, и прежде всего на объектах социальной сферы. Школы, детские сады, физкультурно-оздоровительные комплексы — работая здесь, наши строители сейчас показывают, что они еще умеют и еще хотят строить. Причем строить быстро и качественно.
За примером далеко ходить не надо: в Иркутской области в последние пару лет возвели сразу несколько шикарных школ, типовой проект которых был признан на федеральном уровне. Я имею в виду школы №69 в Ново-Ленино, в поселке Молодежный и готовящуюся сейчас к сдаче школу №19 в Академгородке Иркутска. Эти стройки наглядно демонстрируют, как ответственно относятся наши строители к своим задачам. Они на деле доказывают, что могут сокращать нормативные сроки строительства объектов в 2-3 раза. И этим надо пользоваться и максимально поддерживать. Как минимум загрузить строителей такими объемами госзаказов на постоянной основе.
Но есть и два крупнейших вопроса, с которыми не все так хорошо. Я имею в виду жилищное строительство, строительство промпредприятий и объектов стройиндустрии.
Стройотрасль очень сильно пострадала в результате демократических преобразований в России. В Иркутской области до 1990-1991 гг. в строительстве и сопутствующих отраслях было занято порядка 200 тыс. человек. На один только «Братскгэсстрой» приходилось 100 тысяч работников. Сегодня этой организации уже давно нет. А Братск не может возвести несколько домов для переселения из ветхого и аварийного жилья. Это просто позор. И схожая ситуация по всей области — сколько крупных строительных организаций исчезло с карты региона. А в результате мы остались практически без промышленного строительства, а в жилищном секторе никак не можем достичь хотя бы планки в 1 млн кв. м в год. Хотя в советское время строили и 1,5 млн «квадратов».
Строительная отрасль — это основа экономики любого региона, любого муниципального образования. И задача властей — наконец-то упорядочить эту сферу. Отрасли уже давно необходимы профессиональные, взвешенные со всех сторон решения в жилищном строительстве.
Требуется уход от долевого строительства? Хорошо, но вы создайте для начала действительно рабочий механизм, отвечающий и потребностям покупателей квадратных метров, и не обваливающий рынок жилищного строительства! А сколько лет мы уже говорим о требующемся развитии малоэтажного домостроения на периферии региона, о проблемах стройиндустрии?
— Вы затронули вопрос планирующегося ухода от привычной схемы привлечения средств дольщиков. Как Союз строителей оценивает предлагаемые изменения в механизмах финансирования жилищного строительства?
— Суть вносимых изменений сводится к ужесточению контроля над работой застройщиков. Но сначала давайте ужесточим требования к тем, кто разрабатывает и продвигает подобные законодательные инициативы. Кому-то надо просто красиво отчитаться, а строителям надо работать. Но работать так, как требуют эти законы, — нереально. Мелкий и средний строительный бизнес исчезнет буквально в течение года после их вступления в силу. Крупные предприятия поработают еще год-полтора и, если не последует серьезных изменений законодательства, также уйдут из жилищного строительства.
Мы как региональное объединение строителей писали множество документов — писем, отзывов, комментариев ко всем предлагаемым новшествам, направляли их в разные структуры. Я лично связывался с руководителем специально созданной в Госдуме РФ комиссии, и меня заверяли, что сейчас идет активная работа по корректировке этих документов. Но от нас реально мало что зависит, пока чиновники на федеральном уровне не могут разработать действительно рабочий инструмент в сфере жилищного строительства, устраивающий все стороны. И здесь возникает вопрос профессионализма кадров.
Сейчас остается только надеяться, что эти документы будут все же серьезно переработаны. Президент дал поручение новому министру строительства РФ к октябрю выработать инструменты реализации всех этих законов: ФЗ №№ 214, 218, 175. Пока же они, мягко говоря, содержат очень много неясностей и противоречий, даже между собой.
— В мае президент РФ поставил задачу к 2024 году увеличить объемы строительства до 120 млн кв. м ежегодно. В Иркутской области к этому сроку должны сдаваться 1,5 млн кв. м. Насколько реально достижение этой планки для региона?
— Все зависит опять же от решения того вопроса, о котором мы только что говорили. Вообще, Иркутская область уже в течение нескольких лет сдает порядка 900 тыс. кв. м жилья в год. Чтобы достичь поставленной президентом и губернатором Иркутской области планки, надо ежегодно прибавлять по 100-120 тыс. квадратов. В принципе пока у региональных строителей еще есть потенциал: и кадровый, и ресурсный. Но надо выстроить нормальную схему работы, устраивающую и строителей, и в первую очередь население.
Например, необходимо наконец-то серьезно проработать вопрос снижения себестоимости строительства. Пока же у нас все с точностью до наоборот. Государство требует от строителей снижения цены на жилье и при этом поднимает стоимость металла в конце 2016-го — начале 2017 гг. сразу на 40-90%. Прибавьте сюда еще обременение на подключение к сетям, а это сумасшедшие затраты, расходы на приобретение земли, плюс еще экологическая экспертиза, стоимость которой уже достигает 700 тыс. рублей. Это разве не государственная задача — уменьшить давление всех этих позиций на цену квадратного метра?
— И все же, что, по вашему мнению, поможет нашим строителям выполнить эту задачу? Новые технологии? Планирование?
— И то, и другое. Я думаю, что мы все-таки переломим сопротивление и с этого года начнем внедрять в Приангарье детальное планирование и, главное, регулярное, минимум ежеквартальное, подведение итогов. Тем более что и губернатор Иркутской области выдвинул идею возвращения к «пятилеткам».
Что касается технологий, то особых массовых изменений не произошло. Хотя на рынке есть действительно интересные и заслуживающие большего внимания примеры. Так, в Ангарске построили 17-этажный дом на стальном каркасе. И он по многим позициям выигрывает у привычных всем технологий. Круглогодичный монтаж, высокая сейсмобезопасность, уменьшение расхода металла на 1 кв. м относительно даже сборного каркаса или каркаса из монолитного железобетона и итоговая более низкая цена строительства.
Уверен, что активнее надо внедрять и крупнопанельное домостроение. Завод «Нового города», например, позволит возводить в год 150 тысяч кв. м крупнопанельного жилья в Иркутской области. Есть газобетонные блоки, есть наконец деревянное домостроение для малоэтажных объектов. Ресурсов и путей для продвижения отрасли немало, но эти возможности надо искать.
— О нехватке кадров в строительной отрасли говорят давно. И сейчас, судя по нашему разговору, дефицит профессионалов особенно остро чувствуется не только среди рабочих, но и среди тех, кто разрабатывает и принимает важнейшие решения для строительной отрасли…
— Профессиональные кадры нужны везде: в рабочих специальностях, в инженерном составе и в руководстве такой сложной и многоплановой отраслью, как строительство. Я уверен, что возглавлять профильные структуры в органах госвласти должны обязательно специалисты с профильным образованием и опытом работы непосредственно на строительстве объектов. Пока же, к сожалению, ситуации, когда специалистов-строителей замещают работники совершенно других сфер деятельности, встречаются слишком часто. И это главный и самый болезненный вопрос для нашей сферы, с его решением изменится и в целом ситуация в строительстве.
Власть должна способствовать развитию отрасли, а не мешать ей. А для этого нужны знания и опыт. И тогда каждый будет выполнять свое дело, свои обязанности. А обязанности у строителей и чиновников общие — развитие Иркутской области, через строительную отрасль в том числе.