О значимости для общества борьбы с коррупцией сегодня не говорит разве что ленивый. Принят Федеральный закон «О противодействии коррупции» (№ 273-ФЗ) принят ещё 25 декабря 2008 года. Спустя несколько лет, в июле 2015 появился Указ Президента Российской Федерации «№ 364) «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции» в соответствии с которым в субъектах созданы региональные структуры по профилактике коррупционных правонарушений. Но первым регионом России, где этой работой занялись очень плотно и серьёзно, стал Татарстан (Республика Татарстан). Ещё в 2005 году здесь приняли свою собственную программу, направленную на борьбу с мздоимством, и достигли, как отмечают наблюдатели, заметных успехов. Не случайно именно Казань выбрали в ноябре прошлого года для проведения научно-практической конференции по актуальным вопросам противодействия коррупции. Еженедельник «Аргументы недели. Приморье» в рамках проекта «За порядок без взяток», реализуемого при поддержке администрации Приморского края, обратился к специалистам управления президента Республики Татарстан по вопросам антикоррупционной политики с просьбой рассказать о накопленном опыте работы.
Противодействие коррупции друзей не добавляет
Управление Президента Республики Татарстан по вопросам антикоррупционной политики возглавляет Марс Сарымович Бадрутдинов. Инженер по базовому образованию (Казанский химико-технологический институт им. С.М. Кирова) он затем окончил Казанский юридический институт МВД по специальности «правоведение» и Высшие курсы МВД СССР. В 1989 - 2005 годах работал оперуполномоченным БХСС Вахитовского районного отдела внутренних дел Казани. В 2005 - 2011 - начальником управления по борьбе с экономическими преступлениями МВД по Республике Татарстан. С января 2011 года возглавил Управление по вопросам антикоррупционной политики.
- Глава республики подчёркивает, что Татарстан позиционирует себя как территория непримиримой борьбы с коррупцией. Скажите, как удалось создать эффективную систему работы по противодействию коррупции в органах государственной власти и муниципального самоуправления?
- Более одиннадцати лет целенаправленной работы в рамках республиканской антикоррупционной программы позволили нам достичь конкретных результатов, видимых населением. Существенно сокращены административные барьеры, снижен уровень бытовой коррупции, обеспечена прозрачность в системе государственного и муниципального управления. В итоге, согласно опросу общественного мнения, если в 2009 году в коррупционную ситуацию попадало 22,1 процента опрошенных жителей Татарстана, то в 2016 уже только 9,6 процента респондентов признались, что попали в такую ситуацию.
- Скажите, пожалуйста, что из законодательных инициатив, проведённых за последние годы реформ, на Ваш взгляд, можно назвать эффективным средством для профилактики коррупции? Например, единый госэкзамен помогает снижению уровня коррупции в сфере образования?
- Без сомнения, ЕГЭ сократило коррупцию при поступлении в высшие учебные заведения, он дал шанс поступления в самые престижные вузы всем детям, без блата и взяток. Центры сдачи ЕГЭ ввиду их ограниченного количества всё-таки легче контролировать.
Но, знаете, наш человек, как говорил известный сатирик, – хорошо соображающий. Вот, к примеру, сколько надежд связывали с электронными площадками для госзакупок, но после того, как присмотрелись, нашлись и в этом механизме лазейки. Но луше назову вам более удачные примеры. У нас в республике по инициативе, поддержанной президентом Рустамом Миннихановым, ввели электронную очередь в детские сады, и коррупции стало видимо меньше. Не стану утверждать, что она полностью исчезла, повторю сказанное о том, что наш человек хорошо соображает, но то, что взяточничества стало много меньше, сомнений не вызывает.
- А какие методы противодействия коррупции, по-вашему, наиболее эффективны?
- Мы пока всё больше работаем в режиме так называемого «ручного» управления. Хотя необходимо стремиться, чтобы просто главенствовал закон.
- Может, для разных видов коррупции нужны и разные способы противодействия?
- Ну вот давайте вместе посмотрим. Если речь о взяточничестве всех видов, то в случае предупреждения коррупционных правонарушений всегда решаются две задачи. Первая – это минимизировать условия, когда должностное лицо может решить вопрос по своему усмотрению, например, в законе есть формулировка «вправе». Вторая задача – изменить сознание, мировоззрение, позволяющее пойти на коррупционную сделку. В тех случаях, когда речь идёт об использовании чиновником своего служебного положения или полномочий, то здесь подходит совершенствование законодательства и ужесточение наказания, чтобы совершать коррупционные правонарушения стало не выгодно. Изменить сознание сложнее. Знаете, нашу республиканскую антикоррупционную политику некоторые «горячие» головы у нас как раз ругают за то, что мы делаем сильный упор на профилактике, то есть просвещении и формировании тех самых моральных установок. Уже не первый год работает передача «Татарстан без коррупции», её основная задача – разъяснить, как можно жить без коррупции, что надо знать про законы и правила, чтобы не попадать в коррупционную зависимость от конкретного должностного лица. Мы поддерживаем агитационную и просветительскую деятельность молодёжных общественных организаций в высших учебных заведениях и просто в обществе, взаимодействуем по вопросам морали с традиционными для республики религиозными конфессиями. У нас в республике разработана интерактивная антикоррупционная программа для школьников, которая реализуется в 5-9 классах ещё с 2009 года. Ежегодно проводится конкурс школьных сочинений, рисунков и других творческих работ на тему борьбы с коррупцией.
- Взятка – зло двуликое, но в народе почему-то накрепко засело, что взяточник – это тот, кто берёт. Между тем закон уравнивает его с тем, кто взятку даёт… Вы считаете, это справедливо?
- Согласно международным конвенциям против коррупции принято оперировать понятиями активный и пассивный подкуп. Причём, за активный подкуп ответственность даже жёстче. Согласитесь, это справедливо, ведь дающий взятку не только действует осознано, но ещё и провоцирует на преступление. На мой взгляд, если мы говорим именно о взятке, есть только одно исключение, когда эти отношения можно оценить по-другому. Это тот случай, когда гражданину не дают положенное и вымогают мзду. Однако по социологическим опросам такие случаи не часты. Как правило, инициатива делится пополам, а о том, что не было выбора, люди практически не заявляют. Другое дело, когда должностные лица запускают руки в государственный карман. Здесь вина сомнений не вызывает.
- Вам лично предлагали взятку?
- Меня об этом уже спрашивали, считаю, не надо давать повода. По действующему закону, если такое происходит, каждый государственный и муниципальный служащий обязан уведомить работодателя об обращениях к нему в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений. Более того, невыполнение этой обязанности является правонарушением, влекущим увольнение с государственной или муниципальной службы либо привлечение его к иным видам ответственности.
Мздоимцев и взяточников великий Данте поместил в пятый ров восьмого круга. У них там плотная компания прорицателей, гадателей, лицемеров, воров и фальсификаторов. Так что это ещё не самый пик наказания. В жизни же за получение взятки максимально наказывают лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки, а за дачу взятки – лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки.
- Сегодня все говорят, что в современной России беспредельный уровень коррупции, на Ваш взгляд, почему лихоимство достигло такого размаха, в чём причины?
- Вряд ли мы совершили какой-то резкий скачок. Просто раньше, когда наша страна ещё называлась Союз Советских Социалистических Республик, тема коррупции открыто не поднималась, это продолжалось до начала 80-х годов. Более того, в Союзе гражданам навязывалось мнение, что коррупция присуща только буржуазному обществу. А о том, что с середины пятидесятых до 1986 года регистрируемое в уголовной практике взяточничество возросло в двадцать пять раз!, обществу не сообщалось. Но давайте напомним Сочинско-Краснодарское дело, одним из обвиняемых по которому проходил первый секретарь Краснодарского крайкома КПСС, член Центрального комитета партии Медунов, или знаменитые среднеазиатские «хлопковые» дела начала восьмидесятых, дело Моспродторга, по которому к высшей мере был приговорён и расстрелян директор Елисеевского гастронома Юрий Соколов. Потом был длительный перестроечный и постсоветский период, когда страна долгие годы жила практически без законов, когда стала формироваться прослойка «бизнесменов», решавшие свои проблемы за деньги. Тогда была потеряна советская мораль, а новой мы пока так и не приобрели. В условиях, когда правила задаются «золотым тельцом», трудно ожидать сдерживания коррупции только страхом наказания.
- Скажите, Марс Сарымович, заниматься вопросами антикоррупционной политики, формировать в обществе нетерпимое отношение к этому злу – занятие ведь не безобидное. Вам угрожали?
- Действительно, противодействие коррупции друзей не добавляет. Но ведь это и не личностные отношения, а государственная задача, которую необходимо честно делать. Не забывайте, как называется управление: практически все решаемые задачи идут от президента республики или при его поддержке. Глава республики всегда подчеркивает, что надо начинать с себя. Как-то при этом не задумываешься об опасности.
- Насколько важно, на Ваш взгляд, участие средств массовой информации, прессы, телевидения в противодействии коррупции?
- Средства массовой информации такая же часть общества, как и любая другая сфера. Есть тут и профессионалы, переживающие за своё дело, а есть и попутчики, которым всё равно где работать, лишь бы деньги платили. Мне, безусловно, импонируют первые. Их деятельность и в нашей работе становиться хорошим подспорьем. Как известно, взяточник – он тишину любит. Поэтому для противодействия коррупции так важна гласность и открытость. Есть ещё один хороший жанр – журналистское расследование. Надо отдать должное – здесь в последнее время тоже есть положительные изменения.