4 августа 2016 г. «АН» опубликовали статью «Крабовый грабёж». В ней замминистра рыбного хозяйства СССР, заслуженный работник рыбного хозяйства В. Зиланов рассказал о масштабном браконьерском вылове краба иностранными судами в российских водах Баренцева моря. Только после нашей публикации Минобороны, МИД и Росрыболовство схватились за головы.
На российском шельфе Баренцева моря прижился ценный краб-стригун. Участок его обитания – российская территория, разграниченная по договору с Норвегией в 2010 году. К сожалению, отечественные рыболовы этого краба почти не добывают в силу отсутствия подходящих судов. Зато он привлёк иностранные флотилии, которые, при попустительстве федеральных чиновников, занимались бурным браконьерским промыслом в наших водах. По оценкам экспертов, их добыча составляла 9–10 тыс. т краба в год, что по стоимости превышает 2 млрд рублей.
МИД, Минобороны и Росрыболовство знали о ситуации, но много лет не делали ничего, чтобы остановить масштабное браконьерство. Ситуация изменилась только после острой публикации «АН». В сентябре 2016 г. три ведомства наконец разродились официальным Извещением Мореплавателям с разъяснениями, что в анклаве Баренцева моря шельф наш – российский. Документ развязал руки пограничному управлению ФСБ, которое получило право пресекать крабовое браконьерство. После чего иностранные суда спешно покинули российские воды.
Благодаря нашей публикации справедливость наконец восторжествовала. Правда, осталось решить вторую проблему. Чтобы наладить собственный вылов краба в Баренцевом море, нужно построить современные суда-краболовы. По оценкам, на это требуется 7–8 млрд рублей.