В начале августа в Самаре впервые было организовано такое национальное торжество, по исконным белорусским традициям. Сочетались браком руководитель и заместитель руководителя молодёжного отделения Самарской областной общественной организации белорусов «Русско-Белорусское Братство 2000». Юлия Теплянская и Георгий Курмаков сами решили, что обряды выкупа невесты, регистрация их брака и сама свадьба будут от и до согласно их национальной культуре.
В год 15-летия организации «Русско-Белорусское Братство 2000» жених и невеста решили таким образом устроить праздник и себе, и всему обществу белорусов в Самаре. Влюблённых легко поддержали и помогли организовать красочное и запоминающееся торжество в самой организации, а также в «Доме дружбы народов». На помощь пришёл и загс Самарского района.
По белорусской традиции у главного входа в Дом дружбы народов выставили «свадебное деревце», тем самым оповестив о начале свадьбы. Этот важный атрибут свадебного обряда символизирует момент «перехода» – разрыв с девичеством и создание своей семьи.
Выкуп невесты – испытание для жениха
Как рассказывают молодожёны, самым ярким в их свадебном торжестве был выкуп невесты. Это один из наиболее эмоциональных моментов свадьбы…
Готовились долго и тщательно: подружки невесты в белорусских костюмах с песнями и хороводами сначала нарядили невесту в свадебный наряд, надели на неё фату (вэлюм) и сверху специально изготовленный к этому дню венок. Затем с шутками и прибаутками вышли встречать жениха с друзьями на украшенное крыльцо Дома дружбы народов.
Именно у крыльца жениху Георгию предстояло пройти первое испытание – позвать невесту так, чтобы она выглянула в окошко. В ответ на его звонкое признание: «Юля, я цябе кохаю!» невеста не смогла не отозваться и выглянула из окна. А далее были хоть и шуточные, но серьёзные испытания.
Шаферки заставляли жениха произносить ласковые слова для любимой на белорусской мове, найти ошибку в приветственных словах, размещённых на ограждении крыльца. Шафера просили рассказать о женихе и его достоинствах, пройти ряд заданий и проверок, где и жених должен продемонстрировать свои ум, силу и смекалку. Правда, при провале заданий жениху и шаферу приходилось откупаться сладким, спиртным или денежками.
Под смех и шутки подружек невесты их требования исполнить женихом песню или же станцевать Георгий с дружками постепенно приближался к месту, где ждала его невеста, – офису организации «Русско-Белорусское Братство 2000». Удачно пройдя последнее выкупное задание, Георгий вручил Юлии свадебный букет.
Кстати
Белорусских молодожёнов в этот незабываемый день поздравили также представители других национальностей Самары – «Культурный центр «Дагестан», «Лига азербайджанцев Самарской области», «Армянская национально-культурная автономия «НАИРИ». Пришло поздравительное письмо и от Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Беларусь в РФ Игоря Петришенко.
Молодые прошли через врата бессмертия
Потом по традиции молодых благословили родители невесты – отец опоясал свою дочку рушником, трижды по солнцу обвёл её вокруг стола и повёл к порогу, возле которого уже стоял жених. Затем отец и мать невесты взяли в руки по маленькому караваю, завернули их в красные концы рушника с двух сторон, которым отец только что выполнил ритуальное действие. Одной рукой родители держали хлеб, а другой приподняли рушник в виде подковы. Молодые прошли через врата бессмертия, пригнув головы, то есть поклонившись порогу – древней зоне захоронения предков.
После рассаживания всей свадебной процессии по машинам отец невесты с иконой Иисуса Христа, держа в руках две зажжённые свечи, обошёл вокруг свадебного кортежа, двигаясь по ходу солнца. Следом за ним шла мать и обсыпала весь кортеж зерном. Так они «замкнули» участников свадебной процессии в магический круг, чтобы по пути до загса и обратно никто не смог навредить молодым.
В загсе белорусскую пару уже ждали для регистрации брака. По словам руководителя отдела загс Самарского района Юлии Буровой, идея сделать торжественную церемонию бракосочетания ещё более красочной и запоминающейся, провести её с традиционными белорусскими обычаями была поддержана всеми и подготовлена совместными усилиями. И вот впервые за многие десятилетия в Самаре были представлены белорусские свадебные обряды и звучали белорусские свадебные песни. Это бракосочетание, несомненно, запомнится не только молодожёнам, но и всем гостям.
…На пороге загса Георгия и Юлию встречали задорной и весёлой песней «Бульбачка» в исполнении подружек невесты – солисток белорусского вокального ансамбля «Каданс». Потом под марш Мендельсона молодожёны спустились по лестнице в зал бракосочетания и по белорусскому обычаю ступили на рушник, под которым находился красный пояс с двумя медными пятаками. Их, как символ счастливой семейной жизни, жених с невестой будут хранить всю свою совместную жизнь.
Потом был обмен кольцами, и молодым, усадив их на скамейку, покрытую овечьим тулупом, перевязали руки вышитым рушником – чтобы шли по жизни рука об руку. Девушки-подружки преподнесли паре зажжённые на маленьком каравае и соединённые вместе две свечи, по традиции это обряд – «Зажжение семейного очага». И снова звучали белорусские песни.
Прямая речь
Президент СООО «Русско-Белорусское Братство 2000» Ирина Глусская:
«В Самарской едним данным переписи 2010 года, проживает 9 тысяч 231 человек белорусской национальности. В Самаре – около 4,5 тысячи человек и в Тольятти – 4,3 тысячи. Остальные проживают по области и в сельской местности. Притока белорусов нет. Всё больше уезжают на историческую родину.
Основные цели деятельности организации: содействие развитию дружественных и деловых контактов между гражданами и организациями Самарского региона и организациями Самарского региона и России и гражданами и организациями Республики Беларусь в сфере культуры, образования, науки, спорта, средств массовой информации, привлечение к Самаре и региону внимания Белорусской общественности, предприятий и органов власти.
На белорусских свадьбах бьют посуду
Под звонкое «Віншуем!» («Поздравляем!») молодую супружескую пару на выходе из загса осыпали лепестками роз и пшеницей. Это делается у белорусов, чтобы брак был прочный, долгий и хороший.
Дальше были поздравления друзей и отъезд в дом жениха, где новобрачных ожидал ещё обряд – встречи родителями. И здесь, по белорусским обычаям, супруги, выходя из машины, ступили не на землю, а на овчинные тулупы и домотканую дорожку. Родители с волнением ждали Георгия и Юлию.
Отец жениха вынес графин с медовухой и две рюмки. Молодым он наливал по рюмке и предлагал выпить, но они дважды выливали спиртное через левое плечо, а на третий раз бросили рюмки за спину. Посуда бьётся – к счастью. Но не только для этого на белорусских свадьбах бьют посуду, но и для того, чтобы рассмотреть её осколки. По поверью осколки – вестники того, кто будет в семье первенцем, крупные – к рождению мальчика, а мелкие – к девочке. У Юлии и Георгия, если верить предсказаниям, первым будет мальчик!
Мать жениха преподнесла молодым каравай, а они с поклоном, поцеловав его, откусили от него куски, больше кусок оказался у Георгия – ему и быть главой в новой семье! Отведав хлеба с солью от свежевыпеченного каравая, молодые услышали пожелания счастья и добра от родителей. Мать жениха по белорусской традиции сняла с Юлии фату и повязала ей платок и фартук – атрибуты женской доли и полноценной хозяйки в новой семье.
Родители радушно пригласили молодых и всех гостей к себе в дом. И снова очень красиво был представлен обычай – вносить невесту в дом на руках. Предки белорусов полагали, что невеста будет лакомой и лёгкой добычей для злобных духов. И именно поэтому жених брал свою любимую на руки и нёс, дабы избежать порчи, которую наводили эти духи.
Родительский дом встретил молодых свадебным столом с множеством блюд белорусской кухни – от драников и блинов до картофельной бабки и бульбы под зеленью с запечённой свининой.