Архитектура, которую часто называют застывшей музыкой, давно под угрозой: своих профессионалов из соображений экономии у нас к делу не допустят, а уж если средства на тот или иной проект отпущены немалые, тратят их почему-то на иностранные залежалые проекты.
Автор проекта здания музея Гуггенхайма в Нью-Йорке Фрэнк Ллойд Райт когда-то сказал: «Врач может похоронить свою ошибку, архитектор – разве что обсадить стены плющом». Суть профессии архитектора здесь схвачена на все сто процентов: то, что архитектором создаётся, никуда в одночасье не спрячешь, не зароешь. Архитектурная неудача будет вечно мозолить глаза, как в Петербурге мозолит глаза созданная канадской фирмой Diamond Schmitt Architects вторая сцена Мариинского театра или «шедевр» компании Гримшо, реконструировавшей терминал в Пулково-2. Про последний, например, специалисты говорят: «Победа конструкции над человеком, чертежа над постройкой, эффектности над эффективностью». Хорошо ещё, что Охта-центр так и остался на бумаге. Помните, кто его проектировал? Правильно, арабская компания Arabtec Construction.
Беда российской архитектуры в том, что она почти… никому не нужна. Задаваясь вопросом, а где современные Земцовы, Старовы, Чевакинские, Львовы и Стасовы, думать надо вовсе не про количества талантов на нашей земле (есть ещё порох в пороховницах!), а про количество денег, отпускаемых на тот или иной архитектурный проект. Во главу угла нынче чаще всего ставится не возможность оставить потомкам в наследство произведение архитектурного гения, а желание освоить бюджет. Оскудели не таланты, оскудели помыслы: когда градостроители мыслят категориями не вечности, а реального кошелька, нечего и надеяться, что появятся Зимний дворец или Дом Фаберже. По словам Андрея Бокова, президента Союза архитекторов России, отчасти это происходит из-за полного отсутствия организации контроля над архитектурным рынком. «Принятая система саморегулирования привела к разрушению архитектурной профессиональной практики, – говорит Боков. – Главной фигурой становится юридическое лицо, но то, что хорошо для подрядчика, совершенно не работает в сфере проектирования. Рутинную работу выполняют «двоечники», а подрядчика, который нынче доминирует, командует на рынке, это устраивает. Если надо создать что-то красивое, приглашают иностранцев. Но при этом отсутствуют задания, сформулированные концепции, словно существует сверхдоверие к иностранным архитекторам, мол, они всё знают и так… А они часто приносят залежалые проекты, которые тоже надо продать. Ничего личного, но вы знаете, как строится «Зенит», как строили Мариинку. Гримшо создал кошмарный дом в аэропорту у вас, а рядом гениальное произведение архитектора Жука – старый аэропорт… Те условия, которые созданы для профессионалов, они неадекватны. Одной из форм пренебрежения профессией является отсутствие профессиональной квалификации».
Андрей Боков убеждён и в том, что нынешнее положение вещей в архитектуре напрямую связано с присоединением России к Болонской декларации. «Мы стали выпускать не архитекторов, а бакалавров и магистров, – констатирует Боков. – И тут же надо было вводить квалификацию! Но Министерство образования не в состоянии взаимодействовать с Министерством экономики, которое рассматривает присвоение профессиональной квалификации как появление дополнительного барьера, путая административные барьеры и социальные. Однако на свободный рынок профессиональных услуг нельзя выпускать шпану – можно только профессионалов. И состояние наших городов сегодня напрямую связано с состоянием профессии».
Справедливости ради: аналогичное высказывание можно адресовать и в медицинскую или инженерную сферу… Так что вопрос строгого спроса по части квалификации специалистов стоит не только перед архитекторами. Решить его, по мнению Андрея Бокова, можно лишь принятием новых законодательных актов, регламентирующих введение института профессиональной квалификации, иначе архитектура в России погибнет из-за засилья непрофессионалов.
Коллегу поддерживают и разумно мыслящие иностранные специалисты. Так, представитель финской компании «Сен-Гобен», которая на полвека старше Петербурга, Гонзаг де Пире считает, что российские архитекторы уже начали сталкиваться с проблемами глобализации, встраивания в мировой архитектурный рынок, где ведущей силой всё же являются квалифицированные профессионалы. «К тому же сейчас в России возник многочисленный средний класс, требования которого к жилищу возросли – к его качеству, его безопасности, к акустике, освещению, эстетике, к качеству воздуха, – уверен Пире. – И эти проблемы должен решать квалифицированный архитектор».
О необходимости внедрения в России квалификации архитекторов и создания организации, которая могла бы рассматривать все перспективы взаимоотношений между проектировщиком и застройщиком, говорит и Роберт Шибли, декан и профессор Школы архитектуры и планировки Университета Буффало. «Молодёжь привносит свежую, новаторскую струю, и каждая школа должна давать образование в рамках выработанной внутри страны нормативной базы, – сказал он на конференции «Профессия архитектор. Время перемен», организованной в Петербурге российскими и зарубежными специалистами в сфере архитектуры и строительства. – Мы стали наконец понимать, какое влияние архитектура оказывает на экологию, на психическое здоровье людей, на потребление энергии. Ситуация уникальна, но необходимо проведение чёткого разграничения между градостроителями, архитекторами и застройщиками. Их функции должны быть чётко прописаны.