После эпопеи с получением российского паспорта и почти столь же невыносимой истории с невозможностью оплатить коммунальные услуги, от слова «очередь» любого крымчанина бросает в дрожь.
Мало кто скучал по временам дефицита и уж точно вряд ли мог предположить, что сейчас, в ХХI веке, они вернутся.
Первый этап переходного периода в Крыму подошел к своему логическому завершению – паспорта выдали почти всем, банковская система стабилизировалась, а продовольственный дефицит не угрожает. Однако жителям Республики по-прежнему приходится проводить часы своей жизни в очередях.
И это несмотря на то, что всюду говорят об оптимизации и компьютеризации. Последним потрясением стало знакомство с электронной очередью в банке РНКБ. С первого взгляда система кажется прогрессивной и очень удобной. Кто еще не знаком, поясню: клиент заходит в отделение банка и выбирает на сенсорном экране специального аппарата ту услугу, ради которой пришел. Аппарат выдает ему талон с порядковым номером. Затем приятный женский голос называет номер и говорит, к какой кассе направиться клиенту.
Однако при личном знакомстве с «электронной очередью» становится понятно, что все далеко не так просто. Забегая вперед, скажу, что время ожидания в пусть и электронной, но все же очереди у меня составило полтора часа. И за это время мне, корреспонденту «Аргументы недели – Крым», удалось оценить все прелести процесса.
Во-первых, с новой системой пока знакомы далеко не все, но ни человека, который бы рассказал об инновациях, ни хотя бы объявления в отделении не было. То есть люди приходили, вставали в привычную им живую очередь, и лишь когда после получасового ожидания оказывались у кассы, их направляли к аппарату – и тогда им снова приходилось ждать.
Во-вторых, определить, сколько человек стоит в очереди до тебя невозможно, поэтому выйти и попить кофейку нельзя – вдруг твой номер назовут, а тебя нет. Справедливости ради, стоит отметить, что номер называют несколько раз подряд, но когда это произойдет сказать точно нельзя.
Но самое интересное выяснилось спустя час моего ожидания. Мой порядковый номер был 646 и, поэтому, когда голос начал оглашать номера 639, 640, 641, я уже внутренне ликовала и готовилась к тому, что вскоре настанет и мой черед. Но вдруг после 642, голос также спокойно продекламировал: «№ 659 подойдите к кассе №3». Учитывая время ожидания, я буквально взорвалась! Пытаясь воззвать к справедливости, я обратилась к сотруднице, на что та равнодушно ответила: «чего вы кипятитесь? Он называет номера в случайном порядке». В случайном порядке?! То есть по библейскому принципу «и последние станут первыми»? Такое ощущение, что сотрудникам РНКБ мало самого факта очереди, им необходимо к самому по себе невыносимому ожиданию добавить еще и «неопределенность».
Ситуация естественным образом усугубляется нерасторопностью сотрудников и, вероятно, их ленью. Все это время в банке работала то одна, то две кассы из трех, несмотря на довольно длинную очередь из изрядно раздраженных клиентов.
И, если это не спланированная акция и эти люди в действительности не хотели развивать культ очередей, то это может означать только абсолютно поразительное неумение пользоваться благами ХХI века. Людям дали интернет, компьютеры, сенсорные панели, электронных женщин с красивыми голосами, самовыплевывающиеся жетоны с номерами, а они, видимо, по-прежнему скучают по колбасе за три рубля, которую можно купить, только отстояв многочасовую очередь…
От редакции «АН-Крым». Просим руководство банка не рассматривать наши материалы, посвященные проблемам работы РНКБ, как умышленно направленные на дискредитацию данного финансового учреждения. Так получилось, что и сотрудники редакции, и читатели, присылающие нам материалы, «отовариваются» в этом банке и отмечают огрехи в надежде, что они будут исправлены.