Фонд «Общественный вердикт» получил из прокуратуры столицы ответ на просьбу предоставить сведения о поступившей в прокуратуру информации о фактах нарушений, которые требуют принятия мер прокурором.
Правозащитники просили прокуроров разъяснить правовые и фактические основания проверки с участием представителей Минюста РФ и Федеральной налоговой службы в том случае, если информация о нарушениях закона Фондом в прокуратуру не поступала.
«Общественный вердикт» отмечает, что ответ прокуратуры составлен и подписан и.о. начальника отдела по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму А. Аверьяновой, а не управлением по надзору за соблюдением федерального законодательства. Также странно, что в качестве оснований проверки в ответе указываются полномочия, представленные надзорному органу законом «О прокуратуре РФ», поручение Генпрокуратуры РФ и план работы прокуратуры города Москвы на 1 полугодие 2013 года.
По словам руководителя правового отдела фонда Елены Першаковой, подобный ответ не стал для «Общественного вердикта» неожиданностью. «По сути, даже такой ответ в два абзаца для Фонда и других некоммерческих организаций в достаточной степени информативен», - пояснила она.
Першакова также уточнила, что, во-первых, де-юре прокуратура Москвы не дала письменного ответа по существу поставленных в обращении Фонда вопросов, если исходить из требований статьи 10 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Во-вторых, подчеркнула Елена, прокуратура, говоря о проведении проверки «Общественного вердикта» «в пределах полномочий, предоставленных законом «О прокуратуре Российской Федерации», видимо, забывает о том, что прокурорский надзор в соответствии с законом о прокуратуре имеет несколько направлений, а именно их четыре. «Эти направления различаются, в некоторых случаях существенно, в задачах, предмете, пределах надзора и реагирования прокуратуры по результатам этого надзора. Формулировка объяснения в полученном нами ответе не позволяет установить объем наших обязанностей и прав при взаимодействии с прокуратурой», - пояснила она.
Кроме того, московская прокуратура, которая существует единой системе органов прокуратуры, не могла не исполнить поручение Генпрокуратуры России. «Однако, сообщение о том, что такое поручение было и поступило «сверху», говорит только об отношениях начальник-подчиненный, но само по себе не может быть признано в качестве информации, поступившей в органы прокуратуры, о фактах нарушения Фондом законов, требующих принятия мер прокурором», - резюмировала Першакова.
25 марта директор фонда «Общественный вердикт» Наталья Таубина подтвердила «АН-онлайн» информацию о прокурорской проверке. Она рассказала, что прокуроры, налоговики и сотрудники Минюста запрашивают все документы фонда.
О многочисленных проверках НКО стало известно ещё в феврале текущего года. Проверки и обвинения в том, что НКО являются иностранными агентами, уже получили ассоциация «Голос», ассоциация АГОРА, «Левада-центр» и многие другие.