Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество № 11(353) от 21.03.2013

«Змеиная кожа» партии власти

, 16:13

В последние месяцы Государственную думу регулярно сотрясают громкие скандалы. Некоторые депутаты оказываются владельцами элитной зарубежной недвижимости, у других дотошные блогеры находят в диссертациях плагиат, третьи в Твиттере называют избирателей «мелкими тварями». На прошлой неделе к этому добавился скандал с исключением из партии «Справедливая Россия» Геннадия и Дмитрия Гудковых.

Чтобы понять, что же происходит сейчас в Думе, туда отправился главный редактор «АН» Андрей Угланов. На его вопросы ответил председатель партии «Справедливая Россия» Николай ЛЕВИЧЕВ.

- Николай Владимирович, наш законодательный орган ведёт себя очень странно. Депутат из «Единой России» по фамилии Железняк требует от всех любви к Родине, а троих детей отправляет в Англию практически на ПМЖ. Дама по фамилии Яровая, из той же партии, отвечающая за безопасность и борьбу с коррупцией, так и не может толком объяснить, на какие деньги при копеечной зарплате она купила в Москве квартиру за полмиллиона долларов. Депутат Пехтин из ЕР, который отвечает за этику и должен быть кристально чистым, оказывается жителем города Майами в США. И наконец, депутат Гудков из вашей фракции едет в США чуть ли не за ярлыком на правление. Что происходит-то?

– Происходят очень странные вещи. Я переживаю по поводу того, что в медийном сообществе обсуждаются личная жизнь, взаимные претензии депутатов. Из-за этой шумовой завесы в общественное сознание не попадают проблемы, которые имеют судьбоносное значение для каждого гражданина России. Из-за таких перекосов мы были вынуждены проводить в публичном режиме заседание бюро президиума центрального совета «Справедливой России». Такого не делала за новейшую историю ни одна партия. Мы пошли на это только потому, что десятки телекамер и журналистов проявляли интерес к господам Гудковым, а не к тому, какие реальные процессы происходят в политической жизни страны.

Кстати говоря, я лишний раз убедился в том, что даже журналисты, работающие несколько лет в сфере политической журналистики, явно плохо понимали, что происходит. Они вообще в первый раз присутствовали при выработке коллегиального решения демократической организации. Они не понимают таких простых понятий демократической и политической жизни, как, например, кворум, право голоса на заседании органа, полномочия органа и отдельных представителей руководства партии. Я это вижу по тем комментариям, которые появились, – объективных оказалось не очень много.

Мне очень жаль, что всё больше драгоценного парламентского времени уходит на частности. При этом вопросы можно задать и госпоже Яровой. Хотя формально с точки зрения закона она ничего не нарушила.

– Не нарушила. Просто невозможно на зарплату прокурора купить квартиру за полмиллиона долларов.

– Я пока не знаю, откуда взялись эти деньги. Насколько я понимаю, у неё не первый брак. Но ворошить прошлое нужно тоже политкорректно. Наверное, за лихие девяностые, когда у нас законы были что дышло, а часто и законов не было…

– Да всё было. И законы, и прокуратура, и Уголовный кодекс, и заповедь «не укради».

– Поскольку в те годы я занимался предпринимательской деятельностью, то могу об этом судить. Тогда невозможно было не нарушить какой-нибудь закон.

– Но Яровая же была прокурором, а не бизнесменом. Ладно – бог с ней. Тем более она не из вашей партии. Поговорим о группе Гудковых и примкнувшем к ним Пономарёве. А ещё о коллаборационисте Митрофанове. Что за обстановка у вас в партии? Похоже, вы набрали людей, живущих личной жизнью. Должна же быть партийная дисциплина. Если решение принято, его нужно выполнять.

– Вот именно это и было продемонстрировано членами бюро президиума центрального совета.

– Если человек не выполняет волю фракции и партии, то он должен слагать с себя депутатские полномочия. Почему вы не предложите поправку в закон о депутате или о выборах?

– Такая поправка вносилась нашей фракцией, и не один раз. Это коллизия о так называемом императивном мандате, который должен быть неотъемлемой частью пропорциональной системы выборов. Ещё несколько дней назад коллега Пономарёв публично говорил о том, что он хорошо помнит, как ему достался мандат. Его на руках в Думу внесла «Справедливая Россия». И если он почувствует, что его личные взгляды на развитие политической ситуации расходятся с партийной линией, то он, как честный человек, выйдет из «Справедливой России» и сдаст мандат.

Если ему не нравятся те решения, которые принимает легитимно избранный съездом коллегиальный орган руководства партии, то выход только один. По уставу партии такой изысканной формы, как приостановление деятельности, не предусмотрено. Предусмотрено только приостановление полномочий, в случае если депутат занимает государственную должность, на которой он по закону не может быть членом партии. Это делается для сохранения партийного стажа.

– Что же всё-таки происходит с Думой? Сейчас уже многие не понимают, что за законы она принимает. К примеру, отдали норвежцам половину Баренцева моря, сейчас готовится закон о финансовом агентстве. По нему всеми деньгами страны будет управлять известная группа лиц.

– Я напомню, что как раз против этого закона наша фракция собирает сто тысяч подписей. Я постоянно говорю, что за дымовой завесой мелких разборок в Думе остаются без внимания проблемы, связанные с пенсионным законодательством, с катастрофой ЖКХ, с созданием этого агентства, которое выводит миллиарды долларов из-под любого контроля Счётной палаты и парламента.

Тут можно сослаться на мировой опыт. Один из нобелевских лауреатов по экономике в своё время объяснил, почему Англия опередила Испанию, с которой триста лет назад соперничала за мировое господство. По его мнению, это произошло из-за того, что налоги в Англии попали в руки парламента, а в Испании – в руки короля. В конечном итоге английский способ расходования налоговой базы оказался эффективнее.

– Сейчас про «Единую Россию» говорят всякие гадости. В том числе, что последние выборы в Думу были сфальсифицированы. Причём это заявляет в своём докладе  не кто-нибудь, а сотрудник агентства бывшего генерала ФСБ, друга Путина, Владимира Якунина – некто Сулакшин. Я его хорошо помню – мы 20 лет назад одновременно были депутатами. Тогда он предлагал установить в Томске золотую статую Михаила Сергеевича Горбачёва. В полный рост.

И вот этот «загадочный» человек вдруг с непосредственностью ребёнка говорит, что «Единая Россия» всё сфальсифицировала. У вас есть по этому поводу какие-то размышления? Он же вашей партии подарил 10%, которые у вас отобрали?

– Нет, он нам ничего не подарил. Начнём с того, что доклад на момент этого интервью не опубликован. Сейчас появились только ссылки на его существование. Мне очень удивительно слышать, что доклад был подготовлен в октябре, в печать сдан в декабре, а у нас сегодня март.

– Наверное, думали – публиковать или нет. Уж больно стрёмно.

– Да (смеётся). Во-вторых, что касается методов математического анализа, то они были сделаны специалистами ещё в течение двух недель после выборов. Их оценки немножко отличаются от тех цифр, которые приводятся со ссылкой на доклад Сулакшина. В нём нашей партии даётся 16–17%. Но ещё летом 2011 года, я публично говорил, что «Справедливая Россия» наберёт 15%. Кстати, в то время партию все хоронили – говорили, что за нас не проголосует больше 4–5%. После выборов Центризбирком зафиксировал 13,24%.

Так что от сулакшинских 16–17% мои 15% недалеко уходят. Поэтому я считаю его цифру реалистичной. Но я больше доверяю тем оценкам, которые проводились по понятным мне математическим моделям и расчётам. По тем данным ЕР набирала порядка 38–40%.

– А дали-то им больше 50%?

– Нет, 48% с копейками. 53% – это уже за счёт перераспределения мандатов.

– Сейчас в стране происходит много плохого, постоянный рост цен. Всё это негативно отражается на партии власти. Вот и Путин от неё дистанцируется – он не член «Единой России». Отправил туда, как в ссылку, Медведева. К тому же с какого-то перепугу был создан «Народный фронт». Может быть для того, чтобы он стал новой партией власти?

Такое было уже не раз. «Змеиные шкуры» с властной вертикали сползали часто. Возможно, сейчас «Единой России», как змее, вновь пришло время сбросить шкуру и назначить новые выборы, после которых те же люди создадут новую партию власти? Не для этого ли «Народный фронт» скоро собирается объявить себя партией? И Дума приняла новый закон о выборах в парламент, который будет действовать с 2014 года.

– Ещё не приняли. Закон только внесён.

– А кто внёс?

– Президент.

– Значит, примете. Куда же вы денетесь.

– Мы его ещё пообсуждаем.

– Конечно. Но всё равно похоже на то, что в декабре 2014 года должны пройти внеочередные выборы.

– Нет. Это не так. Хотя закон о выборах обсуждать начали очень быстро, но при этом дискуссия свелась к размышлизмам по поводу всего нескольких положений. Это возврат к смешанной системе выборов, снижение с 7% до 5% порога для прохождения партий в Думу, возможность создания избирательных блоков с учётом большого количества новых партий.

– Так будут блоки или нет?

– Во внесённой версии закона их нет. 14 марта у нашей фракции состоялась встреча с руководством администрации президента: Вячеславом Володиным и Олегом Морозовым. Мы в течение трёх с половиной часов обсуждали все эти «новеллы», связанные с реформированием политической системы, новый порядок выборов Совета Федерации и так далее. Мы высказывали свою точку зрения.

На встрече Володин приводил цифры опросов общественного мнения. По ним видно, что поддержка у Путина больше, чем у «Единой России». Это, конечно, очевидно. Да и у «Народного фронта» потенциал оказался шире, чем у партии власти. Но, например, в Кемеровской области их поле поддержки совпадает.

Я хочу подчеркнуть, что и Володин, и Морозов приостановили своё членство в «Единой России». Это дополнительный знак того, что Путин считает себя всенародно избранным президентом, который должен дистанцироваться от какой-то одной партии и сохранять надпартийный статус.

– Это правильно. А члены «Народного фронта» заметны в Думе? Их же там не видно.

– Почему не видно? Коллега Вячеслав Лысаков, который возглавляет исполком «Народного фронта», – фигура довольно заметная. Особенно в связи с законодательством, связанным с пьянством за рулём, Правилами дорожного движения. Комитет по международным делам возглавляет Алексей Пушков, который тоже попал в Думу по квоте «Народного фронта».

28–29 марта в Ростове запланирована большая конференция, организатором которой выступает «Народный фронт». Тематика конференции очень любопытна. Она связана со сферой справедливости и социальной политикой – наша тематика.

– Они вашу партию в полном составе не приглашают в «Народный фронт»?

– Пока мы таких вариантов не рассматриваем. Войти туда, не знаю куда, – нельзя. Пока непонятно, что это будет за структура. Но если нас на эту конференцию пригласят, то обязательно будем участвовать. Но будет ли «Народный фронт» политической структурой, которая может быть легко преобразована в партию, пока сказать нельзя.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram