Крупнейший российский авиаперевозчик – ОАО «Аэрофлот» - на сегодняшний день является одним из признанных лидеров глобальной отрасли. По оценкам аналитиков, достичь столь высоких показателей российской компании удалось исключительно благодаря высокому профессионализму нынешнего гендиректора «Аэрофлота» Виталия Савельева.
В своей колонке главный редактор «Форбса» Елизавета Осетинская отмечает, что глава «Аэрофлота» Виталий Савельев и президент Сбербанка Герман Греф являются наиболее яркими представителями Путинской команды, сумевшие сделать бизнес не только экономически эффективным, но также и максимально развернуть его лицом к потребителю. «В «Аэрофлоте», где контроль принадлежит государству, под руководством Савельева происходят перемены, которые трудно не заметить. Похожая ситуация со Сбербанком. При этом всех госменеджеров можно уверенно отнести к команде Путина», - констатирует Елизавета Осетинская.
Как отмечает в своей публикации «Точка отрыва» журнал «Форбс», в 2008 году «Аэрофлот» стоял на краю пропасти, «без немедленного вмешательства через два месяца компания перестала бы обслуживать кредиты и выплачивать зарплату». Виталий Савельев пришел в авиакомпанию весной 2009 года. К тому времени он уже успел сделать себе карьеру успешного управленца, поработав главным конструктором на строительстве Саяно-Шушенской ГЭС, в начале 90-х работал председателем правления банка «Россия», потом до 2001 года возглавлял банк «Менатеп-Санкт-Петербург» откуда перешел на должность запреда правления «Газпрома». Позднее работал замминистра экономического развития и торговли, а в 2009 году Савельев снова вернулся в бизнес, поступив на работу первым вице-президентом АФК «Система». Работу авиационной отрасли Савельеву пришлось изучать буквально с нуля, однако, тогда «Аэрофлоту» срочно требовалась помощь именно грамотного управленца.
«Я уже изучил некоторые документы и понимал, что иду спасать компанию, лечить хирургическими методами», - вспоминает Савельев. И, как показала практика, «лечение» оказалось более чем успешным. Свою деятельность в «Аэрофлоте» Савельев начал с оптимизации затрат: сменил весь топ-менеджмент, сократил запланированные прежним руководство расходы на $958 млн, начал покупать топливо сначала на конкурсной основе, а потом – напрямую у нефтяных компаний по формуле, привязанной к мировым биржевым ценам.
Параллельно с этим начал вводить и инновационные технологии в работу компании. «После аудита информационных систем управления 180 программных комплексов заменили на четыре базовые платформы, автоматизировали бухгалтерский и налоговый учет, бюджетирование, управление закупками и запасами, техобслуживание и ремонт самолетов», - вспоминают на страницах «Форбс» историю становления компании. Но ключевым изменением явился, пожалуй, тот факт, что «Аэрофлот» стал постепенно становиться клиентоориентированной компаний. И сегодня российский авиаперевозчик является одним из лидеров глобального рынка по уровню сервиса.
«Аэрофлот» сегодняшний – это одна из самых неплохих российских компаний. И это реально так. Во всех международных рейтингах он выглядит очень достойно. А любая компания, которая имеет хорошие рейтинговые позиции, интересна и с точки зрения инвестиций», - констатирует гендиректор компании «Финэскпертиза» Агван Микаелян. Действительно, по данным InSite Consulting, в 2012 году «Аэрофлот» получил самые высокие оценки пассажиров по качеству сервиса среди 16 компаний альянса SkyTeam. А по данным опроса консультантов Bain&Company, в 2011 году 52% пассажиров рекомендовали компанию своим родным и знакомым. Для сравнения: в 2010 году этот показатель равнялся 44%. При этом, по словам Виталия Савельева, прирост лояльности только на один процентный пункт обеспечивает увеличение выручка на $15 млн.
«С точки зрения пассажиров, с точки зрения сервисов, компания является одной из лучших, и это заслуга менеджмента. Также я бы отметил финансовую устойчивость. Проводимая финансовая политика позволяет сохранять достаточно положительные коэффициенты», - соглашается аналитик «Инвесткафе» Андрей Шенк.
Действительно, именно с приходом Савельева, в «Аэрофлоте» появился мультиязычный сайт с возможностью онлайн-бронирования и онлайн-регистрации на рейс. С приходом Савельева в авиакомпании полностью обновился парк воздушных судов, который на сегодняшний день является самым молодым в Европе. «Это новые, качественные воздушные суда. И я бы еще отметил, что качество воздушных судов на внутренних линиях у «Аэрофлота» не отличается от международных. Если раньше, у советского «Аэрофлота» даже были разные стандарты обслуживания на внутренних линиях и на международных, то сегодня не ощущается никакой разнице. Это те же самые новые самолеты с таким же профессиональным экипажем», - подчеркивает главный редактор портала avia.ru Роман Гусаров.
Отдельно аналитики отмечают и умение Виталия Савельева обратить на пользу компании тот факт, что «Аэрофлот» является компанией с государственным участием. «Мне кажется, что основная заслуга Савельева в том, что он находит общий язык как с представителями инвестиционного сообщества, так и с государством», - соглашается Андрей Шенк.
По мнению аналитиков рынка, государственное участие в «Аэрофлоте» также накладывает на компанию немалые социальные обязательства. Однако и этот факт высокопрофессиональному менеджеру Виталию Савельеву удалось заставить работать на пользу компании. «Аэрофлот» достиг значительных успехов, сумел за короткий срок косолидировать региональные авиаактивы. И это залог того, что региональные перевозчики будут своевременно и в полном объеме выполнять взятые на себя обязательства», - заключает экономист Никита Крический.