Аргументы Недели → Общество

«Яковлев», «Ильюшин» и «МиГ» погибли…»

, 16:01

Как известно, во время демонстрационного полета в Индонезии разбился российский самолет «Сухой Суперджет 100». Его обломки обнаружены на склоне горы на высоте полутора километров. Все 48 пассажиров, которые находились на борту лайнера, погибли. А ведь «Сухой», на сегодняшний день, - это единственное лицо отечественного самолетостроения, и других в России просто нет. Специально для «АН» на вопрос «Сколько можно препятствовать работе других российских авиапроизводителей на благо только одной компании?» отвечают...

 

Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации, доктор экономических наук:

«В результате мы имеем щеки нашего бывшего президента, надутые на ширину плеч»

- Ситуация с «Сухим» производит впечатление абсолютного произвола монополизма, созданного лоббистскими усилиями! А ведь прототип истребителя пятого поколения летал у нас еще лет десять тому назад, и это миговское изделие часто показывали по телевизору. Можно сколько угодно говорить, что оно было плохое, что движки были от Мига-29, которые делали этот самолет средством господства в воздухе лишь над ВВП и не дальше, однако, прототип самолета пятого поколения тогда летал, и этим занимался «МиГ»! Да, у него были проблемы, были недостаточные темпы работы, но существенных результатов достиг именно «МиГ». И с какого перепугу нужно было отдавать все это замечательной фирме «Сухой», которая не занималась этой тематикой? В результате мы имеем щеки нашего бывшего президента, надутые на ширину плеч, но не имеем самолета. Похоже, в ближайшее время его (истребителя) и не будет. Хочу подчеркнуть, что «Сухой» - это гениальное конструкторское бюро, а его руководство – это великие люди, потому что, несмотря на либеральное уничтожение страны, им удалось сохранить не только производство конкурентоспособных самолетов, но даже их модернизацию и экспорт. Если «Яковлев», «Ильюшин» и «МиГ» погибли, то «Сухой» - это единственно, кто сохранился.  Да, они - герои и молодцы, но, простите, они же никогда в жизни не делали пассажирские самолеты! И когда самолет «Суперджет» в результате производства оказывается на несколько тонн тяжелее, чем предполагалось, и, как следствие, у него возникают проблемы с шасси, то я не очень  понимаю, как он вообще летает? Насколько я знаю, его сертификация еще не закончена. По-моему, все это является клиническим примером того, что каким бы хорошим сапожник ни был, все равно не нужно поручать ему печь пироги, потому что они будут с ваксой и гуталином. Но все это не есть вина руководства авиакомпании «Сухой», хотя обиженных на них, конечно, очень много. Что ж, они героически борются за выживание своего предприятия... Ведь когда вы тонете и барахтаетесь в ледяной воде, то, может быть, придется нажать на голову и утопить того, кто выше вас. Но реально в этом виновны те, кто организует промышленную и, в частности, авиационную политику РФ. Наша промышленная политика сводится к уничтожению российской промышленности, а авиационная – к уничтожению нашей авиации, причем, не только гражданской...

Магомед Толбоев, начальник авиации Московского округа внутренних войск МВД России, бывший председатель Совбеза Республики Дагестан, заслуженный летчик-испытатель России: 

«За границей мы покупаем тоже рухлядь!»

- Да, государство жестко препятствует работе остальных российских авиапроизводств. Система лоббирования привела к тому, что русской гражданской авиации уже просто не существует! Нет производства, а есть лишь отдельные его продукты: протолкнули, произвели, продали-толкнули. И никакой конкуренции у нас тоже нет. «Яковлев», «Ильюшин», «Туполев» - всех этих производств просто нет, их раздавили как клопов! Но все это зависит от руководства страны, от государственных программ, от желания производить авиационный флот. В свое время это делал Ленин, потом – Сталин, потом – Хрущев, Брежнев… Они занимались всем этим, работали, а после Горбачева все и пошло вниз. Вот и слава Горбачеву!.. Катастрофу «Суперджета», конечно, нельзя назвать закономерным итогом всего этого. Тут только обыкновенное разгильдяйство и безответственность, и это называется организационным упущением. Вот и должны последовать оргвыводы! Кто, как и с какой целью все это организовал? Это называется пощечиной всей русской авиации, и мы с удовольствием ее получили! Есть прокуратура, Следственный комитет, другие органы, вот пусть они теперь и занимаются расследованиями.  Но мы еще и не такое получим, ведь это, как снежный ком, который превращается в лавину. Для того чтобы снова  заработали «Яковлев», «Ильюшин», «Туполев», нужно прекратить покупать западные самолеты! Есть система госзаказов, но само государство ничего не заказывает уже 20 лет. Мы буксуем на ровном месте, а тем временем мир ушел далеко вперед. Причем, и за границей мы покупаем тоже рухлядь, то есть остатки от других авиакомпаний, которые уже изнасиловали эти самолеты, а потом их нам продают… 

Мартин Шаккум, депутат Госдумы, доктор экономических наук: 

             «Крайности опасны»

- Думаю, что правительство выберет национально ориентированную стратегию и, безусловно, сделает ставку не на импорт подержанной авиационной техники, а на нашу отечественную. Вряд ли будет полный запрет на импорт, поскольку наша техника должна быть конкурентоспособной и некий баланс должен быть. Полностью закрывать рынок для западной техники – значит, обрекать наш авиапром на вымирание. Крайности, как известно, опасны, но преимущества именно для отечественной авиатехники мы создавать должны. Без масштабного сотрудничества мы самостоятельно не выстроим авиационную промышленность. Наш авиапром строится не только на производстве собственной авиатехники, но и на способности закупать авиационную технику для авиаперевозчиков. Если мы ограничим себя жесткими рамками, дескать, летать и пользоваться только техникой нашего авиапрома, то мы просто-напросто убьем своих авиаперевозчиков. Ведь именно они вытаскивают наш авиапром, а не наоборот.

 

 

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram