Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели. Волгоград → Общество

Дневник рядового Жданова

, 09:37

Вести дневники военнослужащим Красной Армии запрещалось. Поэтому командир роты, заметив пишущего солдата, приказал уничто­жить все записи и зарисовки. Единственное, что «отвоевал» себе молодой боец - и то полуофициально - делать короткие записи из одного-двух слов с характерными деталями событий. Спустя десятки лет эти записи, развернутые в подробнейшее повествование, стали основой для уникаль­ных мемуаров. 

Неофициальные детали

Немалую часть документального фонда музея-заповедника «Сталинградская битва» составляют воспоминания ветеранов. Однако большинство из них не содержит описаний каждодневных проявлений войны. В большинстве своем они строятся по одной и той же схеме: дается короткое описание события, почерпнутое из научной монографии, либо из ранее изданных мемуаров видных военачальников со стандартной припиской: «И я тоже участвовал в этих боях».

К числу мемуаров, составляющих счастливое исключение, относятся записки Льва Ивановича Жданова, в 1942 году - рядового 114-го стрелкового полка 37-й стрелковой дивизии. В них - огромное количество деталей, которых не найдешь в официальных документах.

Во время сталинградских боев Жданов был восемнадцатилетним пареньком, недавним выпускником одной из московских школ. Из-за слабого зрения Лева не подлежал призыву в действующую армию, но из эвакуации он добровольно ушел на фронт: «Мне горько и стыдно от того, что меня не берут в армию. Что я – совсем, что ли, инвалид?..»

Дневники Льва Ивановича состоят  из пяти тетрадей, разбитых на десятки глав. Это своеобразное повествование с частыми отступлениями в довоенное прошлое. Основой для дневников послужили фронтовые записи 1942— 1943 гг.

Этот метод - восстановление по одному штриху целостной картины напоминает попытки известного естествоиспытателя Кювье воссоздать образ ископаемого животного. Но в данном случае аналогия поверхност­на. Разница в том, что автор все видел сам, а главная деталь, определившая последующее повествование, была им обозначена еще во время войны.


Копаться в анатомии

На войне все проходят через первый бой, первое ранение, первую увиденную смерть. Натурам впечат­лительным, эмоциональным все эти моменты достаются ценой дополни­тельных переживаний.

Первая смерть, которую увидел юный боец, это смерть его товари­ща. «До пояса почти угадывается человек, и запах потный, человечий, смешанный с пылью и дымом. А потом - ничего нет... А в стороне валяется винтовка с развороченным прикладом... Осторожно обхожу, и никак не могу оторвать глаза... Вот оно, настоящее ужасное зрелище войны!»

После передачи командиру своей роты пакета с донесением и доклада об увиденном, автор, неожиданно для самого себя, вызывается ночью идти на место гибели товарища и похоронить его. И тут спохватывается: «А как же я в темноте буду там копаться в только что виденной «анатомии» и искать его документы? Хорошо бы не разрешил — боюсь, очень боюсь. Не знаю, как выдержу это». В этом откровении автора куда больше правды, чем в иных мемуарах, где война представляется сплошной цепью геройст­ва, отваги, а кровь и смерть досадными исключениями.

В бою вражеская пуля угодила молодому солдату в левую стопу. С огромным трудом добравшись до медсанбата, Лева терпеливо ожидает помощи. Но то, что предшествовало операции, ошеломило бойца. Обработав рану, врач взял линеечку и тщательно замерил входное отверстие. «Зачем это?» - не мог понять солдат. Наверняка читатель и сам догадался – калибр советской винтовки заметно меньше немецкого автомата. Видимо хирург решил подстраховаться – не «самострел» ли  перед ним. Ведь виновных в этом после излечения направляли совсем по другим  «инстанциям»...

 

«Не могу… Пристрелите!»

 Мы редко, и то лишь в опосредованном виде, найдем в записках Жда­нова описание жестоких боев. Автор повествует о том, чему он сам был свидетелем. Но разве война от этого перестает быть страшнее и непригляд­нее? Ее каждодневная тягота, многодневные пешие марши, недоедание и недосыпание, рытье окопов — тоже часть жестокого, кровавого образа. Автор не проявляет сожаления по этому поводу, он просто излагает эти и другие моменты великого социального потрясения. Перед нашими глаза­ми переход гвардейцев 37-й дивизии в ночь на 15 августа 1942 г. в районе Качалино: «Куда мы идем? Почему такое ощущение, что по проселку уже шли?.. Когда кто-нибудь из нас, заснув на ходу, сходит с дороги, и идет по обочине, то ему вслед негромко покрикивают: «Коли его! Коли его!». При этом кто-нибудь толкнет пальцами в бок. Заснувший просыпается и сме­ется, удивляясь, как это так — заснуть на ходу?.. Я сам очнулся, споткнув­шись в стороне от проселка»

Во время одного из таких маршей Жданов проходит через брошенные советские позиции, где только что прорвались немецкие танки. Воздух оглашает слабый крик из окопа: «Братцы! Не могу... Пристрелите...» И на глазах у всех помощник командира взвода подбежал к окопу и увидел нечто такое, от чего вздрогнули его губы. Лишь когда он вернулся в строй, вытерев свою финку о шинель солдата,  навсегда оставшегося  в окопе, все поняли, что произошло... Эта сцена может показаться невероятной не только по жестокости, но и абсурдности. Командир сознательно обрывает жизнь, едва теплящуюся в этом страшном обрубке человека. Вправе ли он это делать? Вот вопрос, на который трудно дать однозначный ответ. Сознавая это, Л. И. Жданов добавляет: «Я открываю этот эпизод спустя десятилетия после умолчания. Не вправе уносить его в могилу... Помкомвзвода исполнил акт милосердия, требующий большого мужества: помог умирающему бойцу окончить жизненный путь, не мучиться от страшных болей... Это добрая братская помощь, а не жестокость, как  может быть она воспринята с эмоциями и без размышлений».

Рисовать бойцу не положено

 Характерны описания подробностей военного быта. Они точны, вы­разительны, и на многие вещи, казавшиеся у других авторов устоявшими­ся, позволяют смотреть не в русле прежних взглядов. Вот после очередно­го привала взводный подает команду: «Подъем! Примкнуть штыки». А... штык почему-то не хочет надеваться на ствол... Я знаю, почему он заедает: на стволе и внутри штыка - кольца расточки и шрамы от резца... Конечно, понятно, что ижевцам-оружейникам сейчас не до шлифовки — надо больше оружия давать фронту... штык заедает не только у меня. Но мне труднее всех, потому что руки слабые».

От внимательного взгляда автора ничего не ускользает. Вот он с друзьями занял оборону на лугу. Грунт влажный, и падающая немецкая мина взрывает глубокие воронки, звук от разрыва глуше, и осколки летят в основном вверх, не так, как на утрамбованной дороге. И все эти впечатления жадно впитывала не только его память, но и затертые листочки солдатского блокнота, где он ухитрялся делать наброски.

          Этот блокнот - его личное имущество. Небольшой, кожаный с застеж­кой и карандашом в петельке, «Люблю рисовать, и поэтому, собравшись в «Большой поход», заготовил его. Правда, рисовать мне, бойцу, не поло­жено, но я незаметно пытаюсь делать маленькие зарисовки».

 

Субъективная объективность записок солдата

Даже во фронтовых набросках Жданов старался передать характер человека, ключевые черты его личности, а не только достичь внешнего сходства. Многие из графических работ, хранящихся ныне в фондах музея-заповедника «Сталинградская битва», были творчески переработаны автором, подняты до вершины ярко­го, неповторимого обобщения. Но вместе с тем они точны как документ.

Война оставила на пехотинце Льве Жданове следы – ранения в голову и левую ногу, « наградив»  его инвалидностью II группы.

 Дневники рядового Жданова написаны много лет спустя после Сталинградской битвы, и поэтому неизбежно смещение оценок, перенос современ­ного видения на давно ушедшие события. Но есть одна важная деталь: автор преподносит события со своей точки зрения, не попадая в плен мнений бывших военачальников. Это взгляд человека, словно сумевшего вернуться на некой машине времени в свою фронтовую юность, чтобы передать мысли и чувства тех,  кто побывал в жерле огненного вулкана, имя которому «война».

Лев ЛАРИН


Афоризм: «...Замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов». А. С. Пушкин

 

воевать и рисовать

Умение Льва Жданова рисовать пригодилось на войне самым неожи­данным образом. Глядя на товарища, из-под огрызка карандаша которого как по волшебству возникают портреты его однополчан, многие из них проникались к нему, по его выражению, хилому и затюканному бойцу, невольным уважением. Автор откровенен: «Но я почему-то не могу всех рисовать. Какое-то неведомое чувство отталкивает некоторых». Он перебарывает эту неприязнь: «Ведь в бой пойдем. Может случиться, что только эта зарисовка на бумаге и останется от человека, совсем молодого парня». А заказчики, только что подтрунивавшие над неопытным бойцом, остава­лись довольными, зная, как дома обрадуются нежданному подарку — весточке с фронта, да еще с образом родного человека, защитника От­чизны.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram