
В Госдуме появился законопроект по государственному регулированию цен. Правда, как говорится, «не сегодня». А со следующего года. Авторы инициативы предлагают ограничить торговые наценки ста процентами. Однако производители и продавцы не в восторге от этой идеи и пугают в случае её реализации пустыми полками в магазинах и снижением производства товаров.
Автором проекта ФЗ «О внесении изменений в статьи 8 и 9 ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» выступил заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике Михаил Делягин, по мнению которого законопроект позволит ослабить остроту роста цен, не создавая угрозы возникновения дефицита и деградации торговли и производства.
Новый порядок предлагается ввести уже с 1 января 2026 года. Он заключается в том, что цены на прилавках не должны превышать цену производителя или таможенную стоимость ввозимого товара более, чем в два раза. То есть, стоимость покупки в магазине не может быть более 100 %, чем у производителя.
«В последнее время государственный контроль за потребительскими ценами заметно ослаб — что может угрожать национальной безопасности страны. А текущие тенденции завышения цен практически не имеют ограничений. Потому и необходимо установить предельные наценки», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Делягин ссылается на мировой опыт, говоря о том, что, мировая практика говорит об успешном применении механизма регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию. А значит и у нас сработает.
Населением такой закон был бы, скорее всего, воспринят с воодушевлением. Однако те, кто производит продукты и товары и те, кто их продаёт нам категорически против ограничений. «Хороши» и те, и другие. Первые возмущаются тем, что в случае введения регулирования цен «начнут работать себе в убыток», а вторые говорят, что при рыночной экономике ценовое регулирование приведёт к возрождению дефицита, так как, не имея хорошей прибыли с товара торговать им не выгодно.
Ряд экспертов говорит о том, что таковая инициатива, дескать, может принести лишь вред. И нужно не ограничивать, а оставить функции контроля цен за ФАС. Антимонопольщики, мол, со всем разберутся и кому надо — «дадут по загребущим ручкам». Но так ли это? ФАС существует давно. Но тогда почему всё время растут цены?
«Один из факторов роста цен — злоупотребление своим монопольным положением торговых сетей, которые часто многократно завышают цены на продукцию. Прямое ограничение произвола монополий цивилизованными методами, через исследование структуры цены и введение понятий „справедливой цены“ и „справедливой прибыли“ недоступно современному государству из-за слабости (и, возможно, морального разложения) ФАС, недостаточности законодательной базы (которую лоббисты монополий просто не дадут проработать) и либерального нежелания понимать, что рынок не может существовать без госрегулирования так же и по тем же причинам, что и дорожное движение», — поясняет Михаил Делягин, обосновывая свою инициативу.
Парламентарий-экономист добавляет, при принятии законопроекта Правительство наделяется правом менять ограничения для отдельных групп товаров и регионов на время или навсегда. То есть законопроект предполагает достаточную гибкость и не должен «повиснуть гирей» на производителях и продавцах.
«Нормальная торговая деятельность вполне укладывается в этот показатель. У нас были уже попытки установить предельную наценку в 10 процентов, в 15 процентов и так далее. Но эти ограничения не учитывают необходимость развития торговли. Нам же нужно строить склады, обеспечивать логистику, демонтировать старые и открывать новые магазины. Все это издержки. Поэтому должна быть достойная прибыль, которая мотивирует развиваться. А если мы ограничим возможности торговли слишком сильно, она начнет давить на производителя, что приведет к деградации производства и возникновению угрозы дефицита. И вообще, на мой взгляд, 100 процентов наценки — это более чем приемлемый уровень, нарушать который и чувствовать себя обиженным при котором будут только завзятые монополисты», — считает политик.
Ряд экспертов говорит, что регулировкой цен ничего не добиться, а для их снижения нужно увеличивать рост производства товаров. Чем их будет больше, тем ниже будет их цена. Оно, конечно, понятно. Только вот увеличение производства как-то не очень заметно, в отличие от «ползущих вверх» ценников. Кроме того, в погоне за прибылью, нередко коммерсанты стремятся не обеспечить своими товарами в первую очередь отечественного потребителя, а как можно быстрее выйти на зарубежный рынок и продавать свои товары там. Вот и вице-премьер Правительства России Дмитрий Патрушев, выступая на 16-м съезде производителей молока в Москве, говорил о том, что правительство также обеспокоено ростом цен и готово ограничить экспорт продовольствия, если ситуация будет складываться не в пользу стабильности внутреннего рынка. А значит такая проблема реально существует.
Что же касается возражений по поводу самой возможности что-либо регулировать в условиях рыночной экономики, Делягин кажется, вполне обоснованно приводит свои доводы за регулирование:
«Без государственного регулирования рынка в принципе не обойтись. Это как с дорогами — не может быть дорожного движения без правил. И, конечно, хотелось бы иметь государственную систему ограничения произвола монополий. Когда государство контролирует всю структуру цен и, если монополист задирает цены слишком сильно, говорит ему: „Вы не имеете права так делать“. Но это сложная система, и все попытки ее создания до сих пор не воплотились в жизнь», — говорит экономист.