Аргументы Недели. Волгоград → Общество

Юрий Староватых: "Скачок по карьерной лестнице очень вреден для руководителя"

, 12:00

«Аргументы неделi» открывают новую рубрику, в которой будут публиковать интервью с волгоградскими экс-руководителями. Мы назвали её КБГ – Клуб Бывших Главных. Эти люди уже состоялись и многое повидали за свою жизнь. Им не надо пиариться или переживать за будущую карьеру. Именно поэтому они могут говорить о проблемах города компетентно и беспристрастно. Первая наша встреча с Юрием Федоровичем Староватых – с 1986 по 1990 годы работавшим мэром города, или как тогда называлась его должность – председателем исполкома горсовета Волгограда.

 «Мэр всех времен и народов»

   - Юрий Федорович, примерно полгода назад один волгоградский журнал проводил опрос влиятельных горожан, в котором они называли лучшего мэра Волгограда «всех времен и народов». Большинство проголосовало за вас. Как вы считаете - почему?

   - Я видел результаты опроса и могу сказать, что среди его участников нет специально подосланных или ангажированных людей. Скорее потому, что это были действительно годы созидания. Годы, когда построены и Панорама, и Речной вокзал, и линия скоростного трамвая, и первая очередь Третьей Продольной магистрали. В это время создан симфонический оркестр, открыт НЭТ. События и факты, конечно же, не говорят о том, что все это – 100% заслуги Староватых. Просто это было время, когда правительство нашей страны уделяло много внимания развитию регионов. Существовало даже специальное постановление № 735 Правительства Советского Союза о развитии города Волгограда. К развитию города подключали всех, кто в нем живет и работает.

   - Самое яркое событие городского масштаба, связанное с вашей работой председателя исполкома Волгограда?

   - Таких событий много, и некоторые из них - ввод в строй значимых объектов - я уже назвал. На мою судьбу выпало празднование 400-летия Волгограда – надо упомянуть и этот большой праздник, с которого пошла традиция отмечать  ежегодный День города. Среди значимых событий надо обязательно назвать визиты руководителей иностранных государств. В те времена «к нам в гости были все флаги» - это и приезд Франсуа Миттерана, который вручал городу орден Почетного легиона, визит принцессы Анны, Рауля Кастро и многих других.

   - Действительно, сложно представить, что сегодня к нам может приехать Николя Саркози или принц Чарльз …

   - Внимание руководителей иностранных государств больше было связано с именем Сталинграда. Но и трудовой послевоенный порыв привлекал не менее. Многие иностранные дипломаты предлагали руины, оставшиеся после Великой Отечественной войны, обнести забором и показывать в назидание потомкам, как объект вандализма. А город построить на новом месте.  Но сталинградцы поправили написанную на городских стенах фразу «Отстоим тебя, родной Сталинград!» на «ОтстРоим тебя, родной Сталинград!». И отстроили. В 1943 году не было ни одного целого дома, а в 1989 году я вручал ключи от квартиры миллионному жителю Волгограда. Это тоже яркое событие. За 40 лет город был не просто восстановлен, а представлял крупнейший промышленный развитый центр.

О партийности и велосипедных дорожках

   - С начала 90-х годов у нас между городскими и областными властями происходят постоянные распри. В ваше время было что-то подобное?

   - В мое время было совершенно другое управление. Распрей не могло быть, потому что была действительно вертикаль власти. И секретарь обкома был так же заинтересован в том, чтобы под его окнами был цветущий и преуспевающий город.  И Николаю Кирилловичу Максюте и Ивану Петровичу Шабунину я в своё время в личных беседах говорил, что Волгоград – это столица области, и его обустройством должна заниматься вся власть.

   - Вы сегодня состоите в какой-то партии?

   - Нет.

   - Вы единственный в Волгограде спортивный судья международной категории по велоспорту…

   - Один из трех в России. Почему на сегодняшний момент в нашей стране всего три судьи? Причем в судейской табели о рангах есть еще категории «А», «В» и «С». Два других не имеют категорию «А», которая присвоена мне и позволяет судить самые высшие спортивные старты, в том числе и Олимпийские игры. Но это не от того, что у меня семь пядей во лбу или какие-то феноменальные способности. Просто при сдаче экзамена на эту категорию  нужно знание французского, а теперь и английского языка. А так судей, достаточно квалифицированных и понимающих велосипедный спорт, немало.trk-media.ru

   - Волгоград совершенно не предусмотрен для передвижения велосипедистов. В годы руководства вы что-то делали для облегчения их жизни?

   - К сожаленью, нет.

   - Не пользовались служебным положением?

   - Я 21 год строил крупнопанельное жилье, то самое, которое сейчас зовется социальным жильем. Тогда надо было, чтобы люди вышли из подвалов, коммуналок. Надо было строить основные дороги – даже их не было. Ни о каких велосипедных дорожках речи не шло. А сейчас они гораздо нужнее, потому что могут значительно разгрузить основные магистрали. Были бы дорожки, многие горожане пересели бы на велосипеды, вместо того, чтобы использовать автотранспорт.

Кадровый ответ

   - Что сегодня нужно, чтобы город был цветущим, чтобы нормально работала коммуналка, строилось жилье, в которое могли бы позволить себе горожане самого разного достатка, в том числе и небогатые?

   - Очень просто: нужно, чтобы городом руководили профессионалы. Чтобы руководить городским здравоохранением, человек должен обязательно поработать руководителем крупной больницы. Образованием – директором учебного заведения и т. д. Человек должен набраться опыта профессионального, жизненного, опыта общения и взаимоотношений.  Сейчас этим часто пренебрегают. И скачок по карьерной лестницы, минуя промежуточные ступени, очень негативно сказывается на работе отраслевых руководителей.

  - В годы Советского Союза большинство руководителей были почтенного возраста. И потом об этом говорили, как о недостатке руководства, нежели, как о хорошем опыте. И где же золотая середина?

   - Середину тут искать не надо. В СССР была очень сильная система кадров – это факт. Сейчас она полностью разрушена, и эти попытки создания «президентских сотен», «тысяч» - они пока эффекта никакого не дают.

   - А напомните, сколько вам было лет во время руководства городом?

   - Свое 50-летие я праздновал в должности мэра. Замом был с 43-х лет. А до этого 21 год отработал в строительстве.

   - Есть ли мечта по возведению городского объекта, которую вы не успели осуществить, но хотели бы, чтобы её воплотили сегодняшние руководители?

   - Это рокадная дорога, которая запроектирована от Тракторного завода вдоль берега Волги на протяжении всего нашего города. Мы хотели использовать опыт других городов, стоящих на реках. В частности, Кёльна – города-побратима. В Кёльне, когда едешь на теплоходе по реке, параллельно с тобой по рокадной дороге двигаются люди, проходят велосипедные, прогулочные дорожки. Она очень украшает городской пейзаж и, к тому же, очень удобная для городской инфраструктуры вещь. Была мечта – сделать аналогичную дорогу в Волгограде. Ведь есть даже проект. Ну, это то, что не успел. А мечта сегодняшнего дня – это «прозрение» депутатов всех уровней и первых руководителей области и города в вопросе реконструкции Детско-юношеского центра Волгограда.  Страусиная политика власти – ничего не предпринимать на протяжении последних нескольких лет в вопросе реконструкции ДЮЦ, политика незамечания того, что тысячи детей в одночасье лишились уникального здания-памятника архитектуры, где они могли расширять свои интеллектуальные, умственные, профессиональные и физические возможности просто недопустима!

   - Кого вы можете назвать в числе своих учителей?

   - Прежде всего, это Владимир Иванович Атопов, руководивший городом до меня. Это человек неординарных способностей и ума. Вашу рубрику правильнее было бы начинать с разговора с ним.

Беседовала Наталья СПЕКТОРОВА

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram