Аргументы Недели → Соцпакет № 16(206) от 28.04.2010

Тюнинг образования в стиле СНГ

, 17:49

26–27 апреля в Астане (Казахстан) прошел Съезд учителей, работников системы образования государств – участников СНГ. Общение педагогов стран Содружества было фактически «заморожено» на 19 лет. Подобный съезд проводится на постсоветском пространстве впервые. Его участники подписали Резолюцию о сотрудничестве и распространении опыта  в образовательной сфере. Насколько этот опыт может быть ценным для каждой из сторон?

ЕГЭ без скандала?

Как заявил на съезде зам. министра образования и науки РФ Исаак Калина, «в системах образования стран СНГ нет сущностных, непримиримых различий. Они похожи, как автомобили, которые сошли с одного конвейера, но подверглись разному тюнингу». Поэтому инновации, разработанные в одной стране, легко будет применить в другой.

Например, в Казахстане над аналогом нашего единого госэкзамена – единым национальным тестированием (ЕНТ) – начали работать гораздо раньше. Сегодня казахский выпускник может узнать результаты ЕНТ через 5–6 часов после того, как он его сдал. Причем школьнику выдаются отсканированные копии его теста, в которых компьютер отмечает правильные ответы. Выпускники вправе выбирать, в какой форме проходить итоговую аттестацию: сдавать ЕНТ либо обычный экзамен. Но большинство учеников предпочитают единое национальное тестирование. Как поясняет Айдос Абыхаликов, руководитель Управления по развитию госязыка Национального центра тестирования Минобрнауки Казахстана, число жалоб на недостоверность результатов ЕНТ стремится к нулю. У нас же каждое оглашение оценок по ЕГЭ вызывает скандал…

Кстати, ЕНТ – не последний единый экзамен в жизни казахских учеников. После второго курса все студенты (за исключением медиков – они делают это после третьего курса) проходят промежуточную государственную аттестацию. Она преследует две цели. Во-первых, выяснить уровень образования в различных вузах. Во-вторых, дать возможность тем студентам, которые учатся на платных отделениях, но показали на экзамене высокие результаты, перейти на бюджетные места. А для некоторых промежуточная госаттестация оказывается билетом в более престижный вуз: лучших учеников переманивают с неменьшим азартом, чем топ-менеджеров.

Но это не должна быть конкуренция финансовых возможностей родителей учащихся. С такой проблемой столкнулись в Таджикистане, где наблюдается значительное социальное расслоение. Чтобы хоть немного уравнять тех, кто обедает лепешкой, и тех, кто носит брендовую одежду и бриллиантовые украшения, на государственном уровне единую форму одежды ввели и для школьников, и для студентов.

У Узбекистана нам тоже есть что перенять. К примеру, зарплата учителя в этой далеко не самой богатой стране стремится к 1 тыс. долл. в месяц…

Объединяем среду

Сплотить национальные образовательные системы в рамках СНГ призваны и совместные проекты, которые проводят страны Содружества. «В следующем учебном году первых учеников примет Сетевой открытый университет СНГ, – рассказывает исполнительный директор Межгосударственного фонда по гуманитарному сотрудничеству Армен Смбатян. – Он создан на базе Российского Университета дружбы народов. Смысл этого проекта в том, чтобы дать возможность студентам магистратуры из одной страны – члена СНГ учиться в другой и в итоге  получить два диплома. Кроме того, вскоре при МГУ им. М.В. Ломоносова откроются магистерские курсы для студентов из стран Содружества по специальности «Журналистика».

На Съезде также было подписано соглашение о сотрудничестве между Казахстанским институтом повышения квалификации и Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки РФ. Это очень важный документ, поскольку он возрождает опыт советского строительства единой образовательной среды.

Кстати, участники Съезда пришли к выводу, что единые учебники на постсоветском пространстве также необходимы. Вице-министр образования Республики Беларусь Казимир Фарино даже предложил подготовить общий учебник истории для всех стран СНГ, в котором значительное место было бы уделено вкладу государств Содружества в развитие мировой культуры и цивилизации. Впрочем, вопрос о единой литературе довольно спорный. К примеру, таджикские дети учатся преимущественно по переводным российским учебникам. И в Таджикистане видят в этом проблему: содержание изданий не отражает близких детям реалий. Сейчас идет активная работа по созданию собственной учебной литературы.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram