> Самый народный чиновник - Аргументы Недели

//Соцпакет 13+

Самый народный чиновник

В России официально узаконили статус сельских старост

№  () от 25 апреля 2018 [«Аргументы Недели », Надежда СУНГУРОВА ]

В конце марта депутаты Государственной думы приняли поправки в закон о местном самоуправлении, согласно которым в нашей стране впервые за последние сто с лишним лет на государственном уровне появляется понятие «сельский староста». Авторы закона отводят старостам роль некоего «передаточного звена» между народом и местными администрациями, функции которого сводятся, как пышно выразился один из депутатов, к некоей «передаче информации о болях и чаяниях народа».

СТОИТ сказать, что институт сельских старост в современной России существует и успешно работает и без «благословения» народных избранников. Сегодня старосты выполняют свои обязанности в десятках регионов страны. Кроме того, кое-где (например, в Ульяновской, Самарской, Ленинградской областях) «низовых начальников» поддерживают как на муниципальном уровне, так и на уровне субъектов, и предусмотрено регулярное, хоть и небольшое, финансирование их деятельности. При этом, как показывает практика, круг проблем, которые решает именно сельский староста, в своём роде уникален. В нём удивительным образом сочетаются вопросы, которые в равной степени могут быть адресованы полиции, районной администрации и другим «верхам», но почти со стопроцентной вероятностью многие из них решены не будут под извечными предлогами «не наши полномочия» и «нет денег». Кроме того, эти вопросы ещё надо ухитриться задать, потому что до начальников иногда просто не достучаться. Тут-то сельским жителям и приходят на помощь старосты, которые и у населения доверием пользуются, и до администрации информацию донесут.

«Люди обращаются ко мне по любому поводу, – делится Наталья Щербакова, староста деревни Большой Сабск в Ленинградской области. – Звонят, например, когда нет света или шумят соседи. Свет я, конечно, моментально не подключу, но хотя бы помогу разобраться, в чём дело. Кроме того, именно мне люди рассказывают, что им хотелось бы поменять в поселении – например, организовать спортивную площадку, починить колодец или отремонтировать какой-нибудь проезд. В рамках тех бюджетов, которые нам ежегодно выделяются, мы совместно с администрацией поселения стараемся эти вопросы решать. Вот сейчас собираемся потратить средства на ремонт небольших дорог, на которые не дадут денег ни федеральный, ни региональный бюджеты. Средств, конечно, немного, но мы рады и тому, что есть».

«Вообще так называемая «низовая» стратегия развития местного самоуправления, когда инициативы исходят от непосредственных представителей населения, вполне разумна и способна плодотворно работать, – рассуждает Павел Кудюкин, специалист в области государственного управления. – Однако в российских условиях многое зависит от того, как сельских старост будут поддерживать и как к ним будут относиться в каждом конкретном поселении. Иначе может получиться, что обязанностей у старосты много, отдачи мало, а денег вообще не дают. Это оттолкнёт от идеи толковых людей (особенно на фоне того, что в России испокон века должности в местном самоуправлении рассматривались не как почётная обязанность, а как некая повинность). Так что однозначно сказать, хороша или плоха идея узаконить статус сельских старост, сегодня нельзя. Всё станет ясно со временем».

Как ни парадоксально прозвучит, «благое дело» депутатов Госдумы, которые придали сельским старостам «законный» статус, непосредственно в работе этих людей ничего не поменяет. Разве что отныне правила выбора и прекращения полномочий старосты, а также весьма расплывчатый «функционал (опять же по выражению депутатов) отныне записаны на бумаге. Повседневный труд сельских старост от этого явно не станет ни менее интенсивным, ни (увы) более оплачиваемым. Остаётся надеяться, что вопрос о финансировании труда «народных чиновников» рано или поздно всё-таки будет поднят.

Исторический аргумент

В Российской империи статус сельских старост впервые был официально закреплён после отмены крепостного права в 1861 году. Старосту избирали на три года. «Выборы» проходили на сельском сходе, а контроль за деятельностью старосты (хотя формально он находился в подчинении у волостных и земских чиновников, а также у полиции) осуществляла сельская община. К слову, она же назначала старосте размер денежного довольствия. Круг обязанностей старосты был довольно широк. В частности, ему предписывалось следить за состоянием местных дорог, исполнением повинностей, сбором податей, контролировать порядок в общественных местах, первым принимать на себя руководство ситуацией в случае стихийных бедствий или эпидемий.

 



Читать весь номер «АН»

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте