«Без вины виноватые» появились на сцене МГТ
К артистам нужно относиться бережно
№ () от 19 ноября 2024 [«Аргументы Недели », Александр Малюгин ]
В Московском Губернском театре очередная громкая премьера – спектакль «Без вины виноватые» в постановке режиссёра Вероники Вигг. В главной роли актрисы Кручининой – Ирина Безрукова, редко играющая на сцене МГТ. Эта пьеса Александра Островского – одно из немногих его драматических произведений о людях театра, закулисье, артистических нравах и характерах.
Премьера пьесы состоялась в Малом театре в 1884 году. С тех пор она ставилась в российских, советских и зарубежных театрах сотни раз, и глупо было бы ожидать от МГТ классического воспроизведения этой «комедии», как охарактеризовал жанр «Без вины виноватых» сам Островский. Вообще если хочется архаики, добро пожаловать в тот же Малый или в «Сферу». В последнем несколько лет назад поставили «Без вины виноватые», и, на мой взгляд, это блестящая работа режиссёра, художественного руководителя «Сферы» Александра Коршунова.
Другой худрук, МГТ, Сергей Безруков перед премьерой рассказал, что Вероника Вигг училась режиссуре в Великобритании, на курсе в Королевском национальном театре. Её постановки шли в знаменитых театрах «Янг Вик» и «Олд Вик» в Лондоне. И тут Сергей Витальевич к месту вспомнил о тамошнем гении Шекспире, заметив, что есть своя логика в том, что «русского Шекспира» доверили выпускнице английских курсов.
– У нас в России отношение к Островскому особенное, его пьесы – это энциклопедия русской жизни, – сказал он. – Это действительно наш русский Шекспир – по тем эмоциям, которые кипят в каждой из его пьес, по колоритности и сочности образов. Любая драма Александра Николаевича – это всегда шекспировские страсти, несмотря на мелодраматический, возможно, сюжет. А пьеса «Без вины виноватые» про нашу актёрскую жизнь, когда не понимаешь порой, где реальность, а где сцена, где всё со всем перемешано. Шекспир говорил: «Весь мир – театр, а люди в нём актёры». Но, на мой взгляд, театр есть театр, и артисты в нём – люди, которые живут полноценной жизнью. Некоторые считают, что мы какие-то особенные, не испытываем того, что испытывает обыкновенный человек. Да нет! Всё то же самое. Другое дело, что психологически артисту гораздо сложнее, потому что он даже в жизни оценивает свои поступки, как будто смотрит на себя со стороны.
И вот миссия спектакля «Без вины виноватые» – рассказать о том, что артисты такие же люди и относиться к ним нужно бережно. Это такая же серьёзная профессия, как и все остальные. Артист работает на своих собственных струнах, струнах души. Обычный человек свою боль откладывает, хочет от неё избавиться. Артист же постоянно работает с болью. А это противоестественно для человеческого организма – играть на струнах собственной души. Так что у нас – сложнейшая профессия. Хотя в какие-то времена артистов хоронили за оградой кладбища…
По замыслу Вероники Вигг сцены знаменитой пьесы несколько переставлены местами, но тем интереснее следить, как режиссёр и актёры связывают сюжетные нити, плетут новые смыслы, распутывают завязывающиеся узлы. Тем не менее не грех напомнить классическую фабулу «Без вины виноватых». В провинциальный город с гастролями приезжает известная актриса Елена Кручинина. Много лет назад она пережила здесь предательство возлюбленного, потерю сына и сама едва не погибла от болезни и тоски. Заезжая звезда переполошила провинциальных артистов, ревностно принимающих успех Кручининой. Оказывается, что сын её жив, и звезда сцены встречает его в местном театре… В общем, никакая это не комедия, а чистая мелодрама. Так и написано в программке спектакля Московского Губернского – «Мелодрама из актёрской жизни в 2-х действиях».
Хотя Вероника Вигг в этом смысле, похоже, до конца не определилась: «Изначально я пыталась отойти от жанра мелодрамы. Мы немного боимся этого слова: сейчас, в XXI веке, кажется, что это нечто вроде старой шали или буфета, что-то милое, уходящее. Но, работая над спектаклем, я вижу удивительную, настоящую человечность этого жанра. Именно мелодрама окрашивает и проявляет какие-то самые сильные моменты наших воспоминаний, нашей чувственной памяти».
Для Ирины Безруковой – это, безусловно, звёздная роль, хотя она и так является признанной звездой, доказывать сей статус любой актрисе необходимо постоянно. Мы сейчас видим в связи с известными событиями, как быстро исчезли прежние фаворитки, как мгновенно возникла новая поросль, заполонившая пустующие лагуны на сцене и на экране. Жизнь, как говорится, продолжается. И вот что сказала о постановке спектакля сама Ирина Владимировна:
– Кажется, кому сейчас интересна пьеса, написанная полтора века назад? Но Островский – на все времена, он про людей, человеческие отношения, невероятные страсти. Он современен. Когда мне предложили сыграть эту роль, я была несколько удивлена, потому что мне казалось, что Кручинина – это вообще другой тип характера. Но, работая с Вероникой Вигг, я поняла, что перевоплощение возможно, однако каждый раз мне придётся сдавать экзамен, потому что есть вещи, повторюсь, которые от актёрской природы и человеческой очень далеки. Такие эксперименты достаточно рискованны, но риск – благородное дело в театре.
В итоге она прекрасно справилась с ролью, рисуя актрису Кручинину, трагическую и роковую фигуру, всем спектром актёрских красок – от глубокого драматизма до ярко выраженного гротеска. Хочется отметить и сценографа Николая Слободяника. Как рассказала Вероника Вигг, они начали своё общение с того, что пересылали друг другу картины великого Караваджо. Потом появился красный павильон – тактильный, бархатный, множество зеркал и огромное количество бокалов вина по периметру, при виде которых сразу вспоминается фраза одного из героев, артиста Шмаги: «Мы артисты, наше место в буфете». Особенную роль в спектакле Вероники Вигг играет свет. И стоит отметить замечательную работу художника Александра Рязанцева. Свет у него дышит, он выставлен словно не для театра, а для кино. В хорошем, разумеется, смысле.
В новой постановке МГТ удивительные костюмы (художник Ника Велегжанинова), там есть некоторое количество исторических элементов, но в основном – элементы безвременья. Прекрасные линии, актёрам в них очень удобно: ходить, сидеть, прятать руки в длинных рукавах. По словам режиссёра, это дорогого стоит, потому что не всегда попадается такой художник по костюмам, который думает про то, как артисту в этом существовать. В общем, спектакль «Без вины виноватые» в Московском Губернском ждёт успех. Театр в этом плане демонстрирует завидную стабильность.