Летом этого года в Государственную думу был внесён проект закона «О психологической помощи в РФ». Авторы документа считают, что сферу оказания психологических услуг необходимо взять под «государственное крыло» – создать единый реестр практикующих специалистов, ввести некий аналог лицензирования и тем самым, по мнению разработчиков, застраховать россиян от столкновения с шарлатанами и «психологическими сектами», которые вместо решения проблем только усугубляют их.
На первый взгляд «психологический» законопроект представляет собой своеобразный аналог закона об адвокатуре. В частности, он предполагает обязательное объединение практикующих психологов в саморегулируемые организации (СРО) и сдачу квалификационного экзамена для допуска к деятельности. Правда, контроль со стороны государства предполагается более пристальный, чем за адвокатами, – например, авторы ратуют за создание неких единых стандартов оказания психологической помощи и даже за организацию государственного органа, который будет управлять психологической сферой на федеральном уровне. Одновременно с этим для практикующих психологов, которые получат все необходимые допуски и войдут во всероссийский реестр, законопроект вводит ряд «социальных плюшек» в виде досрочной пенсии, отпуска длительностью до года при стаже более 10 лет, сокращённого рабочего дня, удлинённого отпуска и даже… льгот по оплате услуг ЖКХ при проживании в сельской местности. (Правда, текст законопроекта создавался ещё в июне, когда экономическая ситуация была не столь жёсткой, как сейчас, и не исключено, что из окончательной версии документа все эти преференции исчезнут.)
Даже беглое прочтение законопроекта с ходу позволяет понять, что его основной задачей станет регламентация деятельности тех, кто занимается частной практикой в области психологии. Оказание психологической помощи в государственных учреждениях сегодня и так отрегулировано на федеральном уровне. Порядок работы психологов в различных сферах довольно подробно описан в соответствующих отраслевых законах – «Об образовании», «Об охране здоровья граждан», «О социальной защите населения» и других. А вот «частники» сегодня полностью предоставлены сами себе. И именно на их долю приходится сто процентов душераздирающих историй о том, как люди, приходящие на психологические тренинги с интригующими названиями из серии «Как стать лучше всех» или на индивидуальные консультации, теряли душевное здоровье и даже кончали жизнь самоубийством. Сторонники закона предполагают, что документ как раз и призван перекрыть доступ недобросовестным специалистам. Тем не менее психологи-практики относятся к этому весьма скептически.
«Те, кто учил людей «становиться успешными за пять минут», просто сменят вывески и продолжат заниматься тем же, что и прежде! – убеждён известный психотерапевт Марк Сандомирский. – Назовут свои услуги, скажем, не психологическими, а образовательными – и закон им не писан. Еще более опасным «подводным камнем» законопроекта является попытка ограничить допуск к оказанию психологической помощи специалистам со «смежным» образованием. В результате «за бортом» могут оказаться признанные профессионалы, у которых, например, высшее психологическое образование – не первое. Такое «сталкивание лбами» разных специалистов будет мешать их работе. В странах, где сфера психотерапии давно регулируется законодательно, дело поставлено иначе».
«С одной стороны, закон действительно позволит ограничить доступ в сферу психологической помощи самозванцам, которые порой больше вредят, чем помогают, – рассуждает Эльвира Башлай, член Ассоциации школьных психологов «Параллель» (Республика Татарстан). – Поэтому факт появления законопроекта можно рассматривать как позитивный. Однако одновременно встаёт вечный вопрос о том, кто будет раздавать лицензии, определять профессиональный уровень специалистов и осуществлять руководство. К сожалению, сплошь и рядом в самых разных сферах возникают ситуации, когда компетентность «судей» вызывает очень большие сомнения».
Тем не менее, как утверждают эксперты, закон о психологической помощи даже если и будет принят, вряд ли решит тяжелейшую проблему, связанную с катастрофически низким уровнем психологической культуры россиян. Когда тех, кто обещает чудодейственное решение всех проблем за пять минут, выгонят из профессионального психологического сообщества, клиентуры у них не убавится. Практикующие профессионалы уверены: даже если русскому человеку гарантируют, что психолог ему не навредит, окажет квалифицированную помощь и в крайнем случае будет отвечать за свои действия перед сообществом коллег, он всё равно пойдёт к «волшебнику».
– Некоторое время назад я анализировал работу одного психологического центра, где проводили консультации по телефону, – рассказывает М. Сандомирский. – Клиентов у них было очень мало. Но стоило им начать рекламную кампанию, представив своих сотрудников «колдунами», как за полгода поток обращений вырос в 150 раз. И подобный спрос на «чудо», к сожалению, не упадёт никогда.