Порой кажется, что он состоит из сплошных противоречий. Скандалист. Романтик. Бунтарь. К сегодняшнему творчеству Никиты ДЖИГУРДЫ немало вопросов. Его кредо – крепким словцом про веру, про политиков, про любовь... Кто покровительствует в его эпатажности и что он скрывает за маской балагура, артист признался музыкальному критику «Аргументов неделi» Алексии Мелевской.
Творцы, а не рабы
– Никита, буду откровенна. Лично я за всеми вашими скандальными перфомансами вижу лишь жажду славы и массу свободного времени. Вы променяли творчество и актёрскую карьеру на скандалы?
– Это видимость. Свободного времени практически нет. Снялся в двух молодёжных ситкомах в роли самого себя. Недавно сыграл в двух сериях энтэвэшного фильма: поэта, который не уживается в системе. Играю с Машей Порошиной, Таней Абрамовой, моей супругой Мариной Анисиной и другими достойными актёрами в антрепризе «Разбуди в себе мадам». А с Тарзаном и Еленой Кондулайнен играю спектакль «Любовь без правил». Кроме этого сейчас активно занимаюсь подготовкой к выходу двух сборников моих стихов. «Вертикаль русского мата» и «Камасутра духовных танцев». Получились такие лирическо-философские книги с лёгкими приколами. В общем, продолжаю свою миссию – несу эзотерическое знание в народ при помощи русского мата.
– Вы прям как Сергей Шнуров. Кстати, а кто из вас у кого имидж позаимствовал? Знакомы ли вы лично с лидером группы «Ленинград»?
– Я косвенно с ним знаком. Мне предлагали совместные съёмки в сериале, где он играл главную роль. Но у меня были гастроли – поехал с Никитой Высоцким в Болгарию петь свои и Владимира Высоцкого песни для русских диаспор. Серёжа Шнуров когда-то повлиял на моё творчество. Мой старший сын, которому сейчас 28 лет (а тогда ему было 22 года), взяв мой сборник из «Золотой серии поэзии», за который я получил литературную премию, сказал: «Папа, я не смог это дочитать. Ты – как Пушкин, так же скучно и несовременно». Я спросил – кто ему нравится. Он назвал группы «Каста», «Ленинград» и Сергея Шнурова. Тогда задумался: что с моей глубины и с того, что я отказываюсь от развлекательных телешоу? Решил свои идеи доносить более громогласно.
– Зачем вам это нужно?
– Чтобы люди осознавали себя творцами, а не рабами. Я в данном случае выступаю как будила. От слова «будильник». Для того чтобы пробудить людей, – романтика, эзотерика, философия в чистом виде не подходят. Нужны потрясение, яркие перфомансы. Я намеренно создал сборник стихов, в котором есть стихотворения с матом. Но написано это не для того, чтобы эпатировать. Задача иная – привлечь внимание молодёжи к тем идеям, которые озвучены в этом сборнике. До этого момента я получал литературные премии за свои стихи. Но резонанс от таких сборников небольшой. Потому что читает глубокие философские стихи только избранная группа людей. А моя цель – пробудить сознание не тех, кто уже пробуждён, а молодёжи, которая не задумывалась о жизни и важных социальных вещах, происходящих в обществе. Поэтому я и решил использовать мат.
Тотальная аскеза
– А что за литературная премия?
– Около шести лет назад литературное сообщество при Доме писателей наградило меня за сборник стихов «Совершенствуя вечность». Я был в хорошей компании: Михаил Ножкин, Римма Казакова (улыбается.) Меня наградили в категории современных авторов. Но тогда я ещё не был в шоу-бизнесе. И это оказалось ненужным. Даже каналу «Культура». Хотя без мата. Сейчас понимаю, почему так произошло. Не та была обёртка. Хотя мне тогда очень серьёзные структуры предлагали так называемую раскрутку… Так что мог бы сегодня звучать круче, чем Ваенга и Стас Михайлов, вместе взятые. Но я отказался. Потому что эти «серьёзные структуры» одним из условий выставляли запрет на мои темы человека-творца; про ссылки на идеи русских космистов я тоже должен был забыть. Отказался. Не хотел продавать душу и поклоняться падшему правителю этого мира, золотому тельцу.
До этого я семь лет сидел в тотальной аскезе. Без мяса, рыбы, с молитвами, изучая религии, общался с тибетскими мастерами. Прошёл через такие системы посвящения и очищения, через которые наши церковные иерархи во главе с Кирюшей Гундяевым и близко не проходили. В моей жизни уже были подобные искушения. В 1995 году мне тоже предлагали большие деньги и «продюсирование». Тогда идея была: русский – славянин. То есть против чего мы выступали с Евгением Матвеевым, создавая картину «Любить по-русски». А именно, что русский – это не национальность, а состояние души. Где славянская нация основополагающая, но тем не менее русский мордвин или русский еврей потенциально может быть более русским, чем русский славянин, который орёт, что нужно гнать черномазых из России. Я тоже тогда отказал серьёзным дядям, которые поддерживали нацболов. Тогда я впервые и прошёл пост. И вся эта история затянула меня лет на семь. Несмотря на это я снимался во второй и третьей сериях «Любить по-русски». Было тяжело, так как приходилось срочно выходить из голода и набирать вес. Но я не мог отказаться от этой роли, поскольку в своё время режиссёр взял меня на главную роль вопреки худсовету. Не имел я права подводить мастера! И когда вернулся – так грустно стало. Смотрю, люди ходят по кругам заблуждения и не желают из них выходить. Им легче признать себя греховными – прийти в церковь покаяться, а потом пойти и опять творить безобразия. Кущёвские эти пацаны, – церковь построили. Ходили туда каждую неделю. Убивали и насиловали – ходили и каялись. Я понял, что всё профанация. Система, в которой мы живём, – изначально заражена. Она не может быть модернизирована до тех пор, пока не изменится ментальный слой, где должно произойти чёткое разделение религии и государства. Потому что, когда наши правители стоят и напоказ крестятся перед иконами Христа, – это и есть главное святотатство. Иисус Христос не призывал создавать оружие, не призывал к отмщению… Вот это то, к чему я пришёл в своих голоданиях. Я понял, что это ловушка, в которой сейчас человечество находится и не желает оттуда выходить. Матрица будет подсаживать наших детей на суррогат, на извращения, которыми они занимаются. И вот тогда я задал себе вопрос – что делать? Решил через сцену нести публике знания, заставлять думать…
– Всегда ли уместны ваши скандальные перфомансы?
– Это как раз и есть отправные пункты, которые расставят все точки над i.
– Сегодня скандалы востребованы. А насколько хорошо они оплачиваемы? Как часто ваша «перфомансная деятельность» делает кассу?
- В последнее время меня очень сложно застать без работы. Гастролей много. И я за это благодарен публике.
– Такими темпами скоро войдёте в список «Форбс»…
– Да насрать мне на этот список. У меня совсем другая задача.
Дело не в храмах, а в вере
– Вас послушать, так вы совсем не играете в «статусные игры»… При этом одеты всегда в дорогую дизайнерскую одежду. И аксессуары на вас вряд ли дешевле, чем скандальные часы, которые якобы были на патриархе Кирилле….
– Вы про часы Кирилла, которые стоят около 30 тысяч евро? Мне на эту тему понравилась пародия – Кирилл сидит в «Волге», а в луже отражается «Майбах». (Замолкает.) А знаете, что за трагедия может случиться? В повторении. До октябрьского переворота 1917 года в России на каждом шагу были натыканы так называемые храмы. Но они не спасли от того, что те же самые люди, которые ходили в эти храмы, стали их разрушать. А произошло это, потому, что дело не в храмах, а в самой вере, в духовном воспитании. Те же православные гадят в подъездах, оставляют мусор после шашлыка в лесу, сбрасывают отходы в реки. Нет чувства ответственности. А зачем? Я завтра свечку поставлю, и всё будет хорошо. Это же сплошные бизнес-схемы и финансовые взаимоотношения. О какой духовности здесь может идти речь? Посмотрите на храм Христа Спасителя. Это же торговый центр. Верхний этаж – собирание денег со свечей. Второй этаж – концертный и ресторанные залы, где люди поют отнюдь не духовные песни и ведут не духовные разговоры. Лично я был приглашён в храм Христа Спасителя, где «благотворительные фонды» вручали награды достойным людям, собирали деньги. На самом деле, как я выяснил позднее, – это была пирамида, и деньги никуда не доходили. Когда-то Василий Блаженный получил тумаков от народа за то, что стирал с иконы красивый лик. Потом оказалось, за этим красивым слоем, который он счищал, – был лик дьявола. Перевёртыш такой. То же самое сейчас происходит в ядре РПЦ. Я не говорю о тех честных монахах и приходских священнослужителях, которые искренне верят и на которых пока держится Русь. Я говорю о бизнес-структурах: о них в бомонде шоу-бизнеса и политики все знают, но все ссут об этом в открытую говорить. Что же касается моей сути и внешнего имиджа, то невозможно зайти в деревню одноногих на двух ногах и показывать, какой ты крутой. С этой точки зрения мне помогает супруга. Её пребывание в бомонде, нашем и французском, логично и комфортно. А для меня это чужой мир. Любя Марину и понимая, что нужно быть тоньше, я иду на это. Но играю всё равно по своим правилам – не соглашаюсь ни на один контракт, где должен вести себя как духовный педераст.