Аргументы Недели. Челябинск → Наука 13+

Долгий стресс приводит к заболеваниям

, 08:45

Долгий стресс приводит к заболеваниям
На фото Вадим Цейликман

С ученым, дважды профессором, создателем авторитетной российской научной школы Вадимом Цейликманом поговорили о стрессе, который кругом и который убивает:

— Интереснейшие исследования, Владимир Васильевич, были проведены еще в 50-е годы прошлого века профессором Миминошвилли: «Стресс на павианах». Только представьте себе социум павианов, где обязательно есть альфа-самец, который прекрасно справляется со всеми вызовами судьбы, постигающими его стаю. И он ведь полностью оправдывает свое гордое существование. А дальше между ним и стаей ставят стеклянную перегородку. И ситуацию вскоре подводят к тому, что всем начинает управлять самый низший по иерархии самец. И на глазах у этого альфа-самца то, что раньше так хорошо делал он, делает уже совершенно другой. И от ежедневного такого пассивного наблюдения за тем, что происходит, он не выдерживает и умирает. И на вскрытии этого героического экс-вожака выявляется выраженное поражение сердечной и иммунной систем… Это я о плавном переходе от стресса повседневной жизни к тому самому стрессу, который убивает… И эти понятия сегодня очень многие путают.

Потеря любимой работы, занимающей значимое место в жизни, действительно сравнима с катастрофой. Причем не только у павиана…

Вадим Эдуардович, вы, профессор Челябинского государственного университета, а еще и Новосибирского государственного университета, ведете огромную работу не только по изучению стресса, но и формированию врачей завтрашнего дня… Вам хватает на все силы и времени?

— Стараюсь как Хунта, успевать раньше…

 

А вот нужны ли мы нам?

Хунта, это вооруженная группа, которая захватывает власть…

— Нет, всего лишь один из персонажей повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу», и он мне симпатичен. Кристобаль Хунта, который тоже был профессором и любил парадоксы… Не чужд ему, кстати, был и некоторый скептицизм: так в одной из его лабораторий висел огромный плакат: «Нужны ли мы нам?».

Отлично, и о чем же мы сегодня будем разговаривать с создателем российской научной школы по изучению стресса?

— Прежде всего давайте определимся, что когда говоришь о стрессе, то очень часто сталкиваешься с ситуацией непонимания того, что одним и тем же термином называют такие разные и непохожие друг на друга вещи, и из-за этого в сознании часто происходит путаница. Любые ситуативные потасовки, любые ситуативные выяснения отношений часто называют стрессом. И как говорится, в чем тут проблема? Взял хороший «Арарат», налил, опрокинул и успокоился.

Нас тоже учили при изучении курса формальной логики, что, прежде чем обсуждать какой-то сложный вопрос, всегда надо определить термин доказывания. Чтобы понимать, что разговаривающие знают, о чем они, собственно, собрались поспорить. Что говорят они об одном и том же… Профессор, так вы все же алкоголь признаете? Не зря же говорят, что женщина стресс заедает, а мужчина запивает.

— Да, когда дело касается стресса повседневной жизни, а такие ситуации действительно называются стрессом повседневной жизни… То вот тут каждый выбирает для себя успокоительное сам… Главное, чтобы ему помогало именно здесь и сейчас…  И совсем другое дело — стресс, который убивает. Это стресс, который находится в сердцевине практически всех человеческих болезней современности… И на самом деле ощутите, эту самую разницу, которая позволяет прочувствовать то, как стресс повседневной жизни может перейти в убивающий стресс, именно это демонстрирует нам опыт профессора Миминошвилли…

— И самое интересное, Владимир Васильевич, что лично я вижу в социуме точную имитацию стресса по Миминошвилли… Представьте себе университет, неважно даже в каком городе, где есть великолепнейший руководитель этого учебного заведения, который выводит его по всем показателям на самые передовые уровни… И тут его производят в президенты, чтобы он никуда не уходил, и забрасывают «Варяга Сколковского разлива»… Каких сейчас в Сколково как в инкубаторе массово готовят… И дальше года не проходит как все великое, что было достигнуто, уже катится по наклонной плоскости… Чем вам это не стресс по Миминошвилли?

 

Как разорвать петлю на шее?

— Это еще мне напомнило, Вадим Эдуардович, принцип некомпетентности Лоуренса Питера о том, что в любой иерархии каждый сотрудник стремится подняться до своего уровня некомпетентности. На смену, естественно, компетентному специалисту….

— Это совершенно верно, но только здесь в чем особенность: президент — он никуда ведь не девается. Он все видит и при этом вынужден сохранять внешнее спокойствие. И это ведь неприкрытое унижение. То есть стресс, который убивает, он так или иначе связан с психологическими травмами. Именно не физические даже, а стрессоустойчивые…

Я бы уточнил — толстокожие, не способные переживать из-за того, что им представляется пустяками, но от чего у других случаются инфаркты…

— Я тоже, Владимир Васильевич, человек очень ранимый, и мне очень часто приходится себя уговаривать не нервничать.

Это вместо того, чтобы просто работать и приносить тем самым пользу обществу…

— Ну конечно, более того, могу сказать, что порою вот такие стрессы, которые создает непродуманность социума, в котором мы живем, она вызывает очень большие проблемы в отношениях между людьми именно по работе…

Давайте я для примера расскажу про одного из своих друзей, который, к сожалению, ушел из жизни несколько лет назад —профессор Сергей Николаевич Орлов, один из ведущих биофизиков страны и мира. Он успешно руководил двумя лабораториями в МГУ и аналогичной лабораторией в госпитале при Монреальском университете.

— Вадим Эдуардович, хочу добавить, что подобное совместительство на Западе не только не возбраняется, напротив, приветствуется, поскольку востребованность профессора свидетельствует о его высокой конкурентоспособности. А иметь в штате конкурентоспособного специалиста престижно для университета. 

— Да, конечно, и это продолжалось 20 лет, но, когда дело подошло к пенсии, он не остался в Канаде, хотя мог, потому что был действительно истинным патриотом свой страны. Он вернулся в Россию и стал просто руководить своей лабораторией. И я его тогда спросил: «Сергей Николаевич, что вам дает силы на это все? Такая вот ваша двужильность — она для чего? Это же колоссальная трата времени и сил…

И он мне ответил с горечью: «То, что я год буду делать здесь, я бы сделал за неделю в Монреале».

И поэтому я сам, Владимир Васильевич, горжусь конечно тем, что мое развитие прошло именно под знаменем российской науки. Это не пустые слова. Вся моя жизнь все-таки связана с Россией… Но при этом хотелось бы все-таки усвоить ту организацию труда, которая приносит такие быстрые результаты…

— Вадим Эдуардович, ведь в вас такой огромный потенциал творческий заложен…. И ведь его же надо успеть реализовать…

— Вот поэтому, Владимир Васильевич, и надо нам высочайшую организацию труда создать наконец-то…

— У меня друг, известный российский тренер по боксу заслуженный тренер Узбекистана и России по боксу, мастер спорта СССР по боксу Михаил Романчук, вместе со своей женой Еленой Михайловой, специалистом по спортивной медицине и психологии приехал как-то в Челябинск по приглашению, создавать школу женского бокса. Но при смене власти оказался неугодным бывшему министру по спорту Леониду Одеру. Был вынужден уехать в Монреаль, где тренирует профессионалов. Так вот он написал мне: «В Монреале снег белый и нет министра по спорту, но спорт есть».

 

Продолжение следует

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram