Говорят, что не надо рубить хвост кошке по кусочкам. Лучше сразу и под наркозом. С Российской академией наук пытались поступить именно так. Сразу, одним махом, уничтожить то, что создавалась 300 лет. Пресловутый законопроект №305828-6 хотели принять в июле практически сразу в трёх чтениях. Летом это удалось приостановить – учёные буквально взбунтовались. Тогда начали рубить по кусочкам, растягивая удовольствие. И в эти дни нанесли последний решающий удар.
Похоронные гуляния
Во вторник и среду возле здания Госдумы гуляли. С двумя гвоздиками в руках. Гуляния были не праздничные, а скорее похоронные. Так наивные учёные пытались вразумить народных избранников от преступной спешки по принятию пресловутого «закона об уничтожении РАН». На улице лил мелкий и противный дождь. Стояло полицейское оцепление. А в тёплом зале витийствовали ораторы.
– Академики на улице стоят, мокнут под дождём. Там много молодых учёных, среди них будущие нобелевские лауреаты, и они будут помнить, как стояли под дождём. Давайте пригласим их в зал, – предложила депутат от «Справедливой России» Оксана Дмитриева. Идея пустить будущих нобелевских лауреатов в Госдуму не прошла.
Депутаты большинством голосов отправили законопроект обратно во второе чтение, чтобы в пожарном порядке собрать, обсудить и внести в него некие поправки. Поправки были как от правительства, так и от самих академиков. Хотя буквально две недели назад академик Жорес Алфёров умолял коллег: «Нельзя идти на обсуждение конкретных пунктов. Потому что при обсуждении конкретных пунктов нас всё равно обманут. Этот закон – полное безобразие, просто оскорбление всего научного сообщества России». Его не услышали.
Поэтому во вторник до глубокой ночи в здании на Охотном Ряду горел свет. В комитете по науке и наукоёмким технологиям совещались – какие поправки одобрять, а какие отдать на усмотрение депутатов. Науку представлял президент РАН академик Владимир Фортов и заместитель главного учёного секретаря президиума РАН Владимир Иванов. Интересы ведомства Ливанова защищали эффектные дамы – заместители министра Татьяна Третьяк и Людмила Огородова.
Пикет учёных у здания Госдумы РФ. Фото ИТАР-ТАСС.
Кто командует – тот и приказывает
Относительно незначительные пункты согласовали быстро. 17 поправок за полтора часа. Например, предложили придать статус федеральных государственных бюджетных учреждений региональным отделениям: на Дальнем Востоке, Сибири и Урале. Однако вопрос с 15 региональными научными центрами не решён. Также вроде бы утрясли вопрос и с руководством некоей структуры – агентства по управлению всем имуществом академии. Оно будет подчиняться не Минобрнауке, о чём мечтал министр Ливанов, а непосредственно правительству. Кстати, вопрос о создании этого монстра обсуждался на недавней встрече Путина и Фортова. И вроде бы президенту РАН пообещали, что именно он его возглавит на переходный период. Теперь это назначение под большим вопросом. Хотя, учитывая приватизацию всего оставшегося в госсобственности, которую лоббируют премьер М и его приближённые министры, академической недвижимости всё равно не позавидуешь.
На ночном заседании так и остался нерешённым главный вопрос: кому будут подчиняться собственно научные институты – академии или агентству? Но вся эта афера с якобы реформой и затевалась ради институтов. Поэтому столь лакомые куски академикам, конечно, не отдали. При этом и директора институтов отныне будут выбираться не коллективом, а по совершенно запутанной и непрозрачной схеме. И именно последнее слово будет не за академией. Сколько же можно будет посадить своих «хороших человечков» на кормление!
При этом представить себе чиновника, отдающего указания учёным, какие направления развивать, например, в теоретической физике, просто невозможно. Он и слова такого не помнит. На ночном заседании был предложен вполне разумный вариант: научное управление остаётся за РАН, а чисто хозяйственная деятельность – за агентством. Но упёрлись депутаты «от сами знаете какой партии». Хотя пример аутсорсинга в Минобороны ещё у всех на слуху. Теперь свой «Академсервис» будет и в РАН.
– Мы недовольны, потому что существенные поправки не были приняты. Мы думали, что профессионалы в комитете разберутся и поддержат. Этого не вышло, – подвёл итог уставший Фортов.
Денежки счёт любят
Наши милейшие чиновники и депутаты даже не задумались о том, что их пляски на костях на несколько лет выбьют учёных из колеи. Если институты переходят в ведение агентства, то полностью меняется вся организационная структура, вплоть до заключения новых трудовых соглашений с сотрудниками академии. Ведь они теперь будут работать не в академии, а в агентстве.
– Все 95 тысяч человек окажутся под ударом. Сотрудники в связи с полной реорганизацией внутри академии будут уволены, а потом какая-то часть будет принята обратно на работу. Но у нас 90% работают по договорам на неопределённый срок. А будут приняты обратно на некие «эффективные контракты». Никто, включая самого Ливанова, не понимает, что это такое. Нас ждёт длительный бардак в системе управления. Будет расторгнуто большинство договоров, на основании которых мы получаем внебюджетные деньги. РАН становится другой организацией. Договора, которые имеют под собой бюджетную основу, будут расторгнуты автоматически. Одно это может вызвать коллапс на 2–3 месяца, – говорит председатель профсоюза работников РАН Виктор Калинушкин.
А может, это часть плана? Кто-то получит огромные прибыли от собственности, кто-то удовлетворит личную месть. Ведущие университеты США получат огромный приток молодых учёных из закрытых институтов РАН. Российская наука, в том числе в оборонной сфере, окажется в таком месте, откуда вылезти уже не сможет никогда. А вот кто станет конечным бенефициаром всей этой поганой истории, получит во владение огромные поместья РАСХ, научные центры – землю в самом центре под застройку, будет понятно, когда назначат главу агентства, которое будет всем этим управлять. И, кстати, подчиняться лично премьеру М.PS. Телеканал REN TV показал гаденький фильм о «воровстве» в РАН. Академики подают в суд на телекомпанию за ложь и фальсификаци. Но сейчас стало ясно, кто на самом деле является заказчиком разгрома и приватизации РАН. REN TV, как известно, принадлежит известному питерскому олигарху Ю. Ковальчуку. Его родной брат М. Ковальчук, директор Курчатовского института, испытывает к академикам большую личную неприязнь – они не приняли его в свои ряды. Именно по этой причине Карфаген должен быть разрушен до основания. Неужели два брата с баблом на самом деле имеют на Госдуму, правительство и президента такое влияние, что от многовековой российской науки с её уникальными школами скоро не останется ничего? Неужели десятки тысяч российских учёных это допустят?