Черная дыра - хищник Вселенной: не брезгует планетами (ВИДЕО)

Астрономам удалось наблюдать редчайшее явление – поглощение черной дырой гигантской газовой планеты, типа Юпитера. Столь обильное питание для черной дыры – редкость, обычно они довольствуются межзвездным газом.

Явление попало случайно в поле зрения группы ученых под руководством Марекам Николаюка  из Белостокского университета. Астрономы работают над результатами, полученными при помощи орбитальной спутниковой обсерватории гамма-лучей, в проекте Европейского космического агентства в сотрудничестве с Роскосмосом и НАСА.

Исследователи изучали рентгеновское излучение соседних с галактикой NGC 4845 галактик за 2011 год, и обнаружили яркую светимость ядра NGC 4845, черной дыры, расположенной на расстоянии 47 млн световых лет от Земли.

«Совершенно неожиданное открытие, касающееся галактики, которая оставалась спокойной как минимум 20–30 лет», - отметил автор статьи в журнале Astronomy & Astrophysics Марек Николаюк. Светимость стала результатом разрушения крупного тела с верхним пределом массы в 14–30 масс Юпитера.

«Это первое наблюдение разрушения объекта, меньшего, чем звезда, чёрной дырой. По нашим оценкам, только внешние слои "Юпитера" были съедены чёрной дырой, что заставило планету "похудеть" на 10% её массы. По всей видимости, плотное ядро объекта до сих пор вращается вокруг чёрной дыры»,  - заявил Ролан Вальтер из Женевской обсерватории, соавтор работы.

Некоторые астрономы предполагают, что масса поглощенного объекта могла быть составной – например, это могла быть планета со спутниками.