Тема расселения аварийного и ветхого жилья актуальна уже много лет. Тем она и интересна. Мы решили промониторить интернет-ресурсы на предмет выполнения соответствующей программы, ведь в отчётах чиновников очень часто слышатся бравурные программы и радужные реляции вышестоящим, вплоть до Президента. Однако эти отчёты далеко не всегда отражают то, что есть в действительности. И яркий тому пример — Краснодар.
Порочная или, мягко говоря, ошибочная система оценки стоимости аварийного жилья сложилась по всей стране, поэтому Президент России Владимир Путин дал поручение изменить порядок расчета компенсации гражданам за изъятие аварийного жилья. Но пока идет проверка постановлений Администрации в СК РФ, а система признания жилья аварийным и его оценки из-за ошибок и пробелов в законодательстве не изменена, 156 собственников жилых домов блокированной застройки и квартир в столице Кубани могут буквально остаться на улице.
«Им Закон не Закон?»
«Даже если дом включен в региональную программу, то собственникам предлагают только денежную компенсацию — как правило, меньше стоимости предоставляемого жилья, хотя по всей России согласно действующему законодательству РФ, у них есть право выбора — компенсация или жилье, но городские и краевые власти решили, что к ним федеральный закон не применим. Количество комнат в предоставленном и прежнем жилье не совпадает. Размер компенсации — меньше положенной по закону», — говорят «осчастливленные расселением» краснодарцы.
Подобные нарушения и происходят сегодня в Краснодаре. Мэрия, руководствуюсь лишь понятными для её чиновников мотивами, на первом этапе предлагает переселенцам чрезвычайно заниженные компенсации, на которые купить жилье в черте города просто невозможно. Когда люди отказываются, на втором этапе, администрация идет в суд, который сразу же назначает судебную экспертизу с оплатой ее жильцами, а не городской администрацией. Кроме того, процедура признания домов аварийными вызывает вопросы у граждан. И, как думается, должен заинтересовать правоохранительные органы.
По программе «Расселение аварийного фонда, расположенного на территории муниципального образования город Краснодар» в 2024 году расселили 11 аварийных домов, об этом сообщает пресс-служба мэрии. По данным администрации, всего в домах насчитывалось 56 квартир. Проживавшие там 15 семей переехали в новое жилье, остальные получили денежные компенсации за имущество. Вроде всё «бело и пушисто»? Но давайте копнем чуть глубже бравых отчётов администрации. Картинка окажется не такой уж красивой. Обычно при упоминании этой фразы чиновники добавляют, что «программа не нацелена на улучшение жилищных условий». Однако и видящегося откровенным «грабежа» не должно происходить!
Жилищный кодекс РФ и постановление Правительства РФ от 28.01.2006 No 47 предусматривают возможность признания аварийным только многоквартирного дома, вследствие чего частные дома не могут быть включены в региональную программу переселения из аварийного жилья. Однако администрацией города эти документы были попросту проигнорированы и администрация муниципального образования город Краснодар, как видится, незаконно признала аварийными дома по адресам г. Краснодар, ул. Комсомольская, д. 30, ул. Седина, 32, Чапаева 68 и другим, так как эти дома являются не многоквартирными, а домами блокированной застройки (о чем указано в прилагаемых сведениях Росреестра), то есть частными индивидуальными жилыми домами, блокированными с соседними индивидуальными жилыми домами.
Для справки:
«Многоквартирный дом — это здание, которое состоит из двух и более квартир и включает в себя общее имущество собственников помещений. В домах блокированной застройки никакого общего имущества нет. У каждого собственника — личный вход, свой участок, автономные коммуникации. Изменения в постановление правительства о порядке определения аварийного жилья внесли 19 октября, а вступили они в силу уже 2 ноября 2024 года. При этом критерии очень сильно ужесточили, особенно для многоквартирных домов в 1-2 этажа».
Для того, чтобы признать многоквартирный дом аварийным раньше достаточно было обнаружить три трещины в здании. А критерии теперь: «Аварийное техническое состояние многоквартирного дома, количество этажей в котором не превышает двух, ... если в результате проведенной оценки технического состояния указанных конструкций к аварийной категории технического состояния отнесено более 50 процентов единичных конструкций фундамента, и (или) 50 процентов конструкций несущих стен, и (или) 50 процентов конструкций перекрытий многоквартирного дома». То есть теперь 1-2 этажные многоквартирные дома аварийными признают, если они фактически разрушены наполовину, и видимо, количество жилья в старых исторических районах городов, признаваемым аварийным, резко уменьшится. И скорее всего это происходит потому, что слишком много жилья признавали аварийным, которое фактически таковым и не является. Такая проблема очень наглядно и проявилась в Краснодаре, где за последнее время почти 200 таких домов признаны аварийными.
А ведь многие жители получали законные разрешения на строительство, сносили старые стены и строили новые дома, оформляли разрешение на эксплуатацию, но почему-то в администрации они числятся … 1918 года постройки.
И даже если муниципальная часть здания (литера) из-за отсутствия финансирования капитального ремонта со стороны Администрации находится в неудовлетворительном состоянии, это не является основанием для сноса соседних жилых индивидуальных домов, а тем более находящихся в других отдельно стоящих литерах (зданиях), собственники которых своевременно проводили ремонт и состояние которых не является аварийным.
А между тем, расселение из индивидуальных жилых домов блокированной застройки по программе, финансируемых из различных бюджетов Российской Федерации, является нецелевым использованием бюджетных средств на миллиарды рублей, и может квалифицироваться как преступление, предусмотренное соответствующими статьями УК РФ.
«Росчерком пера нормальное жильё превращается в аварийное?»
Чем руководствовались в Администрации? Желанием «освободить» перспективную и дорогую землю под коммерческую застройку? Или кое-кто захотел, выселив отсюда людей «втихую» перепродать это жильё, аннулировав впоследствии решение о признании домов аварийными? У нас есть информация о том, что к некоторым вынужденным переселенцам приходили некие люди и представлялись «новыми собственниками» ...
Вот посмотрите какие дома вдруг признали аварийными:
Дом 1974 года постройки для ветерана ВОВ, построенный официально еще при СССР.
Построенный ещё в 1990е годы, есть разрешение на строительство и эксплуатацию
А вот строение 2010 года, разрешение на строительство в порядке, может эксплуатироваться…
Обратите внимание: где-нибудь тут видно 50% разрушений стен, фундаментов, перекрытий? А эти дома почему-то признаны аварийными угрожают жизни людей и подлежат сносу!
Вот так выглядят действительно аварийные дома, которые действительно надо расселять:
Как говорится, это «две большие разницы» ...
Однако, Администрацию Краснодара, как видно, это ничуть не смутило.
Естественно, решение чиновников возмутило «попавших под росчерк пера» собственников. Вначале они пытались доказать неправильность решения обитателей высоких, по местным меркам, кабинетов, обращаясь к городским управленцам. Но их не услышали. И тогда, в июне 2024 года, собственники из 29 домов, проживающие в историческом центре города, а часть домов вообще являются объектами культурного наследия, объединились и обратились к Председателю следственного комитета России Бастрыкину А.И. с ходатайством провести проверку для возбуждения уголовного дела по фактам нарушения конституционного права граждан на жилище путём признания аварийным и подлежащим сносу домов в центре Краснодара администрацией города.
Обратим внимание, что почти все эти дома вообще не являются многоквартирными, а являются домами блокированной застройки, о чем есть подтверждения — сведения из Росреестра, и не могут быть признаны аварийными, о чем администрация города давно знала!
«Просто некомпетентность или коррупционная составляющая?»
«Ещё 24 августа 2021 года в официальном ответе Управления по жилищным вопросам администрации Краснодара было сообщено: «В отличие от многоквартирного дома, у жилых домов блокированной застройки имеется отдельный выход на территорию общего пользования, а также отсутствуют помещения общего пользования (межквартирные лестничные площадки, переходные лоджии, лестницы, коридоры, лифты и т.д.), инженерные коммуникации имеют отдельные изолированные вводы в каждый жилой блок... Если из жилых помещений в доме нет прямого доступа в помещения общего пользования в таком доме, а есть выходы непосредственно на земельный участок, на котором расположен дом, то такие жилые помещения не являются квартирами, а дом не является многоквартирным». Тем не менее в марте 2022 года администрация незаконно заключает контракт на обследование списка около 150 таких домов блокированной застройки (указав их как многоквартирные аварийные) с ООО «СтройПроектКонтроль» из города Междуреченска Кемеровской области (которая не имела в штате специалистов с необходимой квалификацией, и вообще не имела права проводить такие обследования). И по заказу администрации какой-то гражданин Кужелев А.А. якобы ходил осматривал такие дома. При этом в его заключениях написано, что он, например, умудрился 6 октября 2022 года с 13 до 14 часов обследовать одновременно 15 зданий (отдельных литеров) по адресам ул. Советская, д. 15, ул. Комсомольская д. 30, д. 76 и д. 78. И этот гражданин незаконно признал в марте — октябре 2022 года все эти около 150 «обследованных» домов аварийными и многоквартирными, и ни один из них не рекомендовал к капремонту или реконструкции. И на основании таких умозаключений неизвестного гражданина межведомственная комиссия и администрация Краснодара в 2023 — 2023 годах вынесли постановления о сносе этих домов. При этом на заседаниях межведомственной комиссии администрация отказывалась показывать собственникам жилья эти заключения. А ООО «ООО «Центр смежных экспертиз „Ломоносовский“ выдало заключение специалиста-эксперта (рецензию) на заключение ООО „СПК“, в котором указано: „Исследование является неполным, не объективным, выводы, полученные специалистом, не имеющим образование в данной сфере, являются ошибочными и недостоверными, противоречит Федеральному закону от 31.05.2001 N 73-ФЗ (ред. от 22.07.2024) „О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации“ и не является экспертизой“. Многие получали и заключения судебной экспертизы что дома не аварийные, но администрация затягивает и обжалует во всех инстанциях, не хочет признавать свои ошибки. Таким образом решение администрации города о признании домов блокированной застройки — многоквартирными аварийными полностью незаконно, а результаты признания просто шокировали людей, проживающих в этих домах», — рассказал юрист о нарушениях со стороны Администрации.
Выводы напрашиваются «сами собой». Складывается впечатление, что администрация выполняет план по сносу и под раздачу попали совершенно нормальные дома. А за такие ошибки как бы никто и не отвечает. Администрация кивает на межведомственную комиссию, межведомственная комиссия говорит — мы смотрим на заключение специалиста. А липовый «специалист» тоже ни за что не отвечает — ну он человек творческий, ну он так видит... Ему не нравится как они покрашены... Ну просто администрация сказала, что надо эти дома признать аварийными и дала списочек... И всё ещё и потому, что в нарушение ст. 49 Градостроительного кодекса РФ эти липовые заключения администрация не отдает на государственную экспертизу, например в ГАУ КК «Краснодаркрайгосэкспертиза», или в ФАУ «Главное управление государственной экспертизы» (Москва), так как на основании этих липовых заключений будут тратиться миллиарды рублей на расселение и снос, что является нецелевым незаконным использованием бюджетных средств и попадает под статью УК .. А может быть в этих действиях есть и коррупционная составляющая?
Но и совершенно непонятно, почему, когда признаются аварийными дома в результате чрезвычайной ситуации (наводнения, массовых пожаров и т.п.) то по постановлению правительства № 47 о порядке признания аварийного жилья в состав межведомственной комиссии обязательно включается эксперт, а если сотнями обследуются дома на аварийность в рабочем порядке — то эксперт не обязателен, чем и пользуется администрация города.
А ведь Администрация, вместо решений о сносе, должна была собственникам домов блокированной застройки только лишь направить рекомендации о необходимости ремонта в соответствии с п. 11 ст. 55.24. Градостроительного кодекса РФ, в которой указано: «...органы местного самоуправления проводят осмотр зданий, сооружений в целях оценки их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности объектов, требованиями проектной документации указанных объектов и направляют лицам, ответственным за эксплуатацию зданий, сооружений, рекомендации о мерах по устранению выявленных нарушений».
«Достучаться до небес»
Именно по этим фактам, указанным в обращении 156 собственников из этих 29 домов Бастрыкин А.И. дал указание провести проверку, и сейчас в производстве следственного отдела по Центральному округу г. Краснодара следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Краснодарскому краю находится материал процессуальной проверки КРСП № 661 пр-24 от 01.07.2024, а также назначено проведение строительно-технической судебной экспертизы в ФБУ «Краснодарская лаборатория судебной экспертизы Минюста России» с целью проверить законность признания жилья аварийным. Однако сроки экспертизы неизвестны, а администрация, не дожидаясь заключения экспертизы, уже экстренно выселяет граждан из неаварийных домов Седина 127, Седина 32, Седина 68.
В августе 2024 года собственники также подписали ходатайство о назначении в ходе данной экспертизы дополнительных вопросов эксперту. В ходатайстве собственников изложены имеющиеся сведения, что администрация муниципального образования город Краснодар умышленно или по халатности и возможно с коррупционными целями нарушила законодательство РФ, выразившееся в следующих действиях:
— дома блокированной застройки;
— в результате незаконного проведения обследования признала аварийными многоквартирные дома, не являющимися аварийными;
— незаконно заключила муниципальный контракт от 09 марта 2022 года No 0318300119422000026 (далее — Контракт) муниципального казённого учреждения муниципального образования город Краснодар «Горжилхоз» с ООО «СтройПроектКонтроль» на обследование домов, заведомо зная, что часть из них не подлежат обследованию, так как не являются многоквартирными, о чем администрацию также неоднократно информировали управляющие компании города;
— ООО «СтройПроектКонтроль» в соответствии с частью 1 статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации не имеет права проводить обследования домов (инженерные изыскания) и подписывать заключения, так как не имеет специалистов аттестованных и включенных в национальный реестр специалистов по проведению инженерных изысканий;
— при формировании технического задания Контракта нарушен Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 No 44-ФЗ:
— лицом, осуществляющим приемку работ по Контракту, не было обеспечено соответствие заключений требованиям СП 454.1325800.2019;
— перед рассмотрением на межведомственной комиссии Администрацией не была проведена государственная экспертиза результатов инженерных изысканий ООО «СтройПроектКонтроль» в соответствии со ст. 49 Градостроительного кодекса РФ, так как реконструкция или снос домов будет осуществляться с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, что привело к незаконному нецелевому использованию бюджетных средств.
«Пусть вам дети купят жилье»
Что касается компенсации за жильё. На основе какой и чьей оценки она назначается чиновниками администрации? Из года в год эту оценку производит фирма (ООО «Краснодарская Оценочная Компания», место нахождения: 350004, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Брюсова, 125), с которой у администрации госконтракт (муниципальный контракт № 1513 от 22.12.2023).
Обычно, чудесным образом, эта первичная оценка ниже на 20-50%, чем результат судебной экспертизы. И, во-первых, она не включает расчет рыночной стоимости земли под аварийным домом. А, во-вторых, оценщики рассчитывают не все убытки, подлежащие возмещению в соответствии с действующим законодательством РФ, в частности, компенсацию за непроизведенный капитальный ремонт.
Мэрия, руководствуюсь лишь понятными для её чиновников мотивами, на первом этапе предлагает переселенцам чрезвычайно заниженные компенсации, на которые купить жилье в черте города просто невозможно. Обычно при этом чиновники добавляют, что «программа не нацелена на улучшение жилищных условий». Однако и видящегося откровенным «грабежа» и лишения законного жилья не должно происходить!
Судите сами: в постановлении Администрации от 16.08.2024 No 5062 указано, что в 2026 году планируется расселение из аварийных домов общей площадью 21 989,32 кв. м, а в постановлении Администрации от 27.12.2023 No 6892 указано, что финансирование расселения в 2026 году составит 1212865,2 тыс. руб.
Исходя из этих цифр средняя стоимость компенсации за изымаемое жилье составит 55,16 тыс. руб. Указанное выше, как думается, приводит к очень серьезным ущемлениям конституционных прав на жилье большого количества граждан, много лет проживающих в историческом центре города, значительное количество из которых являются пенсионерами, инвалидами и малообеспеченными людьми. При такой сумме возмещения за изымаемое жилье пенсионер, а тем более если он еще и инвалид, имеющий жилую площадь например 25 кв.м получит 1379 тысяч рублей. Купить за такую сумму жилье в Краснодаре — невозможно!!! А если семья имеет, например двухкомнатную квартиру 50 кв. м, то получит 2757 тыс. руб. и за эту сумму даже однокомнатную квартиру купить невозможно. А с учетом инфляции в 2026 году стоимость жилья может ещё значительно возрасти и фактически люди в результате такого расселения просто лишаются жилья. Иначе как экспроприацией такое «расселение» назвать сложно.
Собственники 156 жилых домов и квартир не один раз просили Городскую думу и Администрацию муниципального образования города Краснодар пересмотреть результаты признания домов аварийными и программу расселения из аварийного жилья, оставить без сноса дома, не являющимися аварийными, и перенаправить бюджетные средства на расселение домов и жителей, реально нуждающихся в расселении. Но, как они говорят, их слышать не хотят.
«Пусть вам дети купят жилье. Вот так нам отвечают чиновники на все вопросы. А эти оценщики, которые якобы приходили проводить экспертизу, их никто не видел», — говорят расселяемые из признанных аварийными домов люди.
«Нашла коса на камень?»
Видя то, как на их проблему реагируют представители власти (а Прокуратуры всех уровней, куда за защитой своих прав обращались собственники, отреагировали прохладно), многие закончили борьбу за свои права на втором этапе, когда, как думается, ангажированный администрацией, суд узаконивает решение чиновников. Потерявшие веру в то, что в Краснодаре можно добиться законной справедливости люди не пошли дальше и вынуждены были согласиться с судебными решениями. Некоторые из собственников обжаловали решения судов двух инстанции в кассации. Есть два отмененных и направленных на новое рассмотрение в суд первой инстанции дела. Причина отмены — судами не учтена компенсация за непроизведенный капитальный ремонт, что противоречит закону и нарушает права собственников изымаемой недвижимости.
Со слов представителей администрации, на эти кассационные определения поданы жалобы в Верховный суд РФ и у юристов мэрии нет ни малейшего сомнения в своей победе. Между тем, по одному из дел 29.10.2024 Верховный Суд РФ уже отказал в передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании, то есть определение Четвертого Кассационного суда общей юрисдикции, вставшего на позицию собственников аварийных домов, осталось в силе (кассационное определение от 25.06.2024 и скрин с сайта ВС РФ прилагаю).
Жители 29 домов в г. Краснодаре обращаются во все инстанции, включая суды, в связи с тем, что признание администрацией их домов аварийными ставится под сомнение. Согласно Градостроительному кодексу РФ эти дома не являются многоквартирными. Это дома блокированной застройки (аналогия с таунхаусами). В программах Краснодарского края и г. Краснодара такие дома не подлежат признанию аварийными, они даже не упомянуты в постановлениях мэра и губернатора, не включены в программы по расселению, на них не выделяются деньги ни из одного бюджета. Два суда жильцы дома по ул. Комсомольской, 30 уже проиграли, суды сохранили аварийность, но вопросом занялся СК РФ и сейчас назначена судебная экспертиза в рамках доследственной проверки. Если следственный действия и кассационное обжалование ничего не изменят, жильцы всех этих домов тоже пройдут через описанную выше тяжбу и получат несправедливое возмещение за свое имущество, изымаемое для муниципальных нужд.
«Пока муж исполняет воинский долг на СВО»
Чиновников не смущает ни невозможность купить на представляемую компенсацию жильё пенсионерами и инвалидами, ни то, что может остаться без жилья семья военнослужащего, который сейчас находится на СВО. Предлагаемой семье военнослужащего суммы компенсации не хватит не то что на квартиру, но даже на сарай или гараж.
Так бойцу СВО с позывным «Чума», чью семью, проживающую в аварийном доме по ул. им. Леваневского, 4/2, администрации фактически лишает жилья, пришлось обратиться с видеообращением к А.И. Бастрыкину прямо из зоны боевых действий.
Никаких доводов представители администрации слышать не хотят, отмахиваясь от жильцов той самой непонятно как проведённой экспертизой:
«Их экспертиза прошла с нарушениями. У меня две комнаты, а в экспертизе одна. Оценили в 1,7 миллиона рублей. На эти деньги в городе равноценного жилья не купишь! Не то что равноценного – вообще никакого! Потом была судебная экспертиза. Она вышла 2,8 миллиона. Нас четыре человека прописано – мои дети, моя мама-пенсионерка. За 2,8 миллиона в Краснодаре даже однокомнатную не купишь. Но администрация обжалует эти 2,8 миллиона. Мы судимся и судимся. На последний суд даже прокурор не пришел. Все уже давно решено. Уже никто не поддерживает нас вообще», - говорит супруга военнослужащего Лариса.
Сама администрация, столь «щедро» оценившая двухкомнатную квартиру с землёй в собственности в 1,7 миллиона, искренне верит, что за эти деньги действительно можно купить недвижимость в краевой столице.
«Нам в администрации сказали, что за такие деньги что угодно купить можно - показывали несуществующие квартиры... Я просто остаюсь на улице. Земля у нас в собственности на 25 квартир, 18 соток. Землю в экспертизе учли только под домом, всю землю не учли», - рассказала Лариса.
Не жалеющий своего здоровья и даже жизни воин СВО обратился к председателю Следственного комитета Александру Бастрыкину. Ситуацию действительно взяли под контроль, назначили на 2025 год государственную экспертизу. Но суд, по всей видимости, ставший на сторону чиновников, не хочет останавливать процесс: ходатайство отклонили, а в суде сказали, что это просто затягивает разбирательство…
(ссылки на Телеграм-каналы с видео «Чумы»:
Опубликовано в Телеге в «Краснодар | Телетайп» @tipichkras
видео https://t.me/tipichkras/54035
Это публикация от 14.03.2024 — https://t.me/tipichkras/42398
Красный темник (Александр Сафронов, депутат) https://t.me/redtemnik
Утренний Юг (тут видео бойца тоже размещено) https://t.me/UtrennijYug/31346)
«Можно ли добиться справедливости?»
Уже не веря в справедливость государства, сегодня борьбу продолжают лишь единицы, которые ещё верят в то, что ситуацию возьмёт на личный контроль глава Следственного Комитета России Александр Бастрыкин. А тогда будет надежда на то, что «мутные схемы администрации» (так говорят люди) будут вскрыты, виновные понесут наказание, а люди не будут лишены возможности купить себе другое жильё, ведь в таком случае размер компенсаций, надеются они, будет пересмотрен. В противном случае люди будут вынуждены «скитаться по углам», снимая жильё. Ведь купить они на «подачку» от администрации (это оценочное суждение, высказываемое расселяемыми) другого жилья явно не смогут.
Редакция газеты «Аргументы недели» обращается лично к главе Следственного Комитета России и просит взять происходящую в Краснодаре ситуацию по расселению ветхих и аварийных домов на личный контроль. Редакция «Аргументов недели» просит Александра Ивановича Бастрыкина:
1. Провести проверку фактов невключения в муниципальную программу «Расселение аварийного фонда, расположенного на территории муниципального образования города Краснодар» (утверждена постановлением администрации МО г. Краснодар No4779 от 20.10.2017) и адресную программу Краснодарского края «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2023 годы» (утверждена постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края No186 от 10.04.2019) положений о предоставлении на выбор собственников жилых помещений второго способа обеспечения их жилищных прав, как предоставление другого жилья взамен изымаемого для муниципальных нужд, вопреки федеральному законодательству РФ.
2. Провести проверку действий/бездействий сотрудников администрации МО г. Краснодар, а также сотрудников прокуратуры ЦАО г. Краснодара при даче ими заключений по судебным делам, связанным с выселением из аварийных домов в Краснодаре.
3. Проверить были ли приняты администрациями Краснодарского края и МО г. Краснодар с 2014 года достаточные меры для формирования и пополнения жилищного фонда для расселения жильцов аварийных домов, а также были ли выделены на это ассигнования из федерального бюджета и использовались ли они по целевому назначению.
4. Привлечь к ответственности должностных лиц, причастных к сложившейся ситуации в г. Краснодаре.
С аналогичной просьбой мы обращаемся так же к Генеральному Прокурору России. Редакция просит Игоря Викторовича Краснова не остаться безучастным, разобраться с происходящим и, в случае необходимости, принять исчерпывающие меры прокурорского реагирования.