Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Политика № 24(566) от 22.06.17 13+

Федеральное собрание не должно быть филиалом конгресса США

, 20:56 , Обозреватель отдела Экономика

Окончание. Начало.

Удар с неба

У России десятки, если не сотни, экономических рычагов, нажав на которые можно резко примять самомнение вашингтонских политиков. Возьмём конкретный пример. Одной из самых болезненных ответных мер может стать запрет на транзитные полёты американских авиакомпаний над нашей территорией. Потому что через российское небо идёт кратчайший, самый выгодный путь из США и Европы в Юго-Восточную Азию, которая давно стала транспортным магнитом для всего мира. Среди тысяч прочих над Сибирью пролегает знаковый авиамаршрут из Вашингтона в Пекин.

Небо в геополитическом плане – сильное оружие, только непосвящённым кажется, будто наверху всё тихо. Стоит взглянуть на данные Росавиации, становится ясно: небеса бурлят, как трассы мегаполиса в разгар рабочего дня. По статистике, в 2016 г. над территорией России состоялось 1,4 млн пассажирских полётов. Это ни много ни мало 160 рейсов каждый час, или почти три рейса в минуту. Из них пятая часть, или 264 тыс. полётов, пришлась на те самые транзитные полёты иностранных компаний над нашей территорией. Причём в 2016 г. их частота выросла на 5%, и подъём продолжился, только в мае 2017 г. было 24 тыс. таких перелётов. Кроме знаменитого транссибирского иностранцы начали осваивать новый кроссполярный воздушный маршрут.

Если перекрыть каналы, ущерб будет очень приличный. О масштабах потерь в своё время проговорилась германская «Люфтганза», у которой 220 транзитных рейсов над Россией. Как только запахло жареным, компания побежала жаловаться политикам в Берлин, мол, из-за отмены транссибирских маршрутов в первые же три месяца убыток превысит 1 млрд долларов. Франко-голландская «Аэйфранс-КЛМ», у которой 270 транзитных маршрутов над Сибирью, говорила о возможном ущербе в 1,5 млрд долл. в первые полгода. Такие убытки – не шутка, могут утопить даже крупную авиакомпанию, примеры были. При этом американские перевозчики потеряют больше европейских. Хотя бы потому, что США – мировой антилидер с точки зрения среднего возраста гражданского авиапарка. У североамериканских «Дельты», «Юнайтед» и «Американ Эйрлайнс» с парками от 700 до 1 тыс. машин много старых и прожорливых лайнеров, если маршруты удлинятся, для них это будет критично.

Вообще идея эмбарго на полёты американских компаний уже обсуждалась кабинетом Дм. Медведева в 2013 г., но тогда тему замяли. Так же как не тронули титановый и другие авиационные контракты, которые формируют передовые мировые технологии, но только зарубежной аэрокосмической индустрии. В первых рядах, конечно, концерн «Боинг» (США), он получает от работы в РФ фантастическую выгоду. Расклад такой: Россия – крупнейший мировой поставщик титана, ежегодно мы выпускаем 30 тыс. т продукции из этого металла. Его охотно берут мировые авиаконцерны, у которых на каждый лайнер уходит по 20–50 т титана, из них пятая часть – на двигатели. Конкретно у «Боинга» на российский титан особые виды, на него приходится треть материалов, закупаемых этой компанией. В том числе наш титан стал ключевым элементом фюзеляжей широко разрекламированного «Дримлайнера» и основой крыла новых моделей широкофюзеляжников, выпуск которых намечен на 2017 год.

Одна незадача – «Боинг» закупает титана много, но дёшево. Трюк простой, в России берут только прокат, проще говоря, титановые чушки. Схема чисто бананово-сырьевая, российских поставщиков не допускают до обработки, не говоря о выпуске готовых элементов конструкций. Это японцы, к которым «Боинг» в своё время потопал за композитами для «Дримлайнера», потребовали закупать только готовые элементы. Наши оказались куда сговорчивее. Эту дурь, от которой за версту воняет коррупцией, надо кончать. Кстати, продажа титана за рубеж является одной из главных причин того, что мы выпускаем свои гражданские авиалайнеры в таком малом количестве – титан продан на 20–30 лет вперёд. Американские санкции – удобный предлог прекратить это коррупционное безумие.

Атака из космоса

В общем схема ничего не даёт для развития нашей промышленности. К тому же «Боинг» подписал сырьевой контракт на огромный срок – договор до 2022 года. Что поразительно, эта чисто сырьевая схема не вызвала возражений у российского поставщика титана – ВСМПО-АВИСМА. При том, что его уже 10 лет держат в руках Ростехнологии, которым отлично известно, насколько сильно в последние годы поднялся спрос на титан внутри страны. Если в 2009 г. это был чисто экспортный металл, из общего выпуска в 19,5 тыс. т три четверти отправили за рубеж, к 2015 г. из общего производства 28,7 тыс. т половина потребовалась внутри России.

В результате контракт с «Боингом» может сработать как ограничитель для развития собственных технологий. Тем не менее Ростех по-прежнему охотно снабжает доступными российскими титановыми чушками не только американцев, но и французский оборонный концерн «Сафран», который помимо прочего делает из нашего металла сверхсекретные лопатки турбин реактивных истребителей. Этому контракту не помешал даже скандал с «Мистралями». Также в очередь за титаном выстроились британский «Роллс-Ройс», давно подвизавшийся на оборонной ниве, и германский концерн PFW Aerospace, на котором держится немалая часть технологий европейской космической программы.

Интересно, что для США наши титановые чушки оказались куда важнее звонкой сенатской ри торики. Тут возник интересный поворот: до 40% концентрата для производства металла «АВИСМА» получает с Демуринского горн о-обогатительного комбината, который работает под Днепропетровском. ВСМПО-АВИСМА приобрели завод ещё в 2012 г., в планах – расширение производства, работает программа с заделом на ближайшие 20 лет. Что характерно, в Вашингтоне по этому поводу даже не пикнули , титановый контракт не попал под санкции. Значит, наш металл США нужен не просто, но очень. Легко представить, какая катастрофа, причём долгосрочная, разразится в западном авиапроме, если Россия перекроет титановый кран. Да и по нашим космическим конкурентам титановый барьер ударит неслабо.

Вообще авиапром – первое, с чем нужно разбираться всерьёз. Североамериканская авиапромышленность давно подминает наш рынок и недурно зарабатывает на РФ. Поразительный факт: даже в 2014 г. Россия потратила на закупку боингов, двигателей и запчастей 2,345 млрд долл., год спустя на это ушло 1,916 млрд долл., в 2016 г. потратили 1,327 млрд долларов. Несмотря на падение – объёмы, ощутимые даже на мировом фоне. Для сравнения: Китай, у которого гражданский авиапарк втрое больше нашего, в 2016 г. закупил американских самолётов на 15 млрд долларов.

Сумма уменьшается не из-за санкций, просто в кризис российские компании почти не заказывали новые самолёты. Хотя был один очень странный контракт. В 2016 г. компания «Волга-Днепр», объявила, что собирается приобрести 20 грузовых лайнеров «Боинг‑747» стоимостью под 350 млн долл. (более 20 млрд руб.) каждый. Эксперты отмечают, если это окажется правдой, «Волга-Днепр» фактически спасёт производство этой устаревшей четырёхмоторной модели, выпуск которой давно упал до пары штук в год.

При этом что получила Россия от «Боинга»? Одни пустые, но громкие заявления. Собственно, в развитие российского производства «Боинг» вложил жалкие 10 млн долл., которые пошли небольшому предприятию «Урал Боинг Мануфакчуринг», занятому ковкой всё тех же титановых чушек. Вообще политика этой корпорации порой вызывает смех. Например, она не придумала ничего лучше, чем объявить высокотехнологическими инвестициями в РФ свой сколковский проект. Хотя на деле это скорее подрыв российских технологий.

История такая: как только с подачи Дм. Медведева появилась налоговая лазейка под названием «Сколково», «Боинг» открыл там якобы исследовательское учреждение, по факту просто учебный центр для пилотов. Поставили четыре тренажёра, на которых, по заявлению корпорации, собираются готовить тысячи человек. Естественно, там учат летать только на боингах, вся сколковская затея нацелена на дальнейший захват нашего рынка.

Иными словами, компания, которая при молчаливом одобрении правительства Дм. Медведева уже продала в Россию 450 лайнеров, собирается сбыть ещё в несколько раз больше. Даже известны конкретные планы. В 2013 г. «Боинг» заявлял, что в ближайшие 1,5 десятилетия поставит РФ 1,17 тыс. лайнеров на 140 млрд долларов. Что при этом останется от собственного авиапрома, премьера и компанию, видимо, не волнует.

Есть у этой корпорации в России и другой примечательный проект. Это громадный инженерный центр «Боинг» в Москве . Мало кто знает, с 1992 г. в РФ работает самый большой за пределами США инженерный и конструкторский узел этой корпорации со штатом 1,5 тыс. человек. Конечно, это стало безумной удачей для «Боинга». Американская корпорация за копейки получила лучших авиаинженеров, оставшихся не у дел в дикие 90-е. Также «Боинг» упоминал работающую на него огромную команду российских программистов, вторую в мире по величине, сложности и объёму задач.

Проще говоря, «Боинг» взял от РФ всё, что мог. Если бы только титан. Как выясняется, создание гражданских лайнеров, на которых североамериканская корпорация делает оборот ни много ни мало 98 млрд долл. в год, во многом заслуга 25-летней работы российских конструкторов. Сколько за эти годы увели решений и технологий, никто не считал. Явно есть о чём задуматься, размышляя над ответными мерами. Также ситуация даёт отличное представление, какую гигантскую сумму, сравнимую со всем злосчастным нефтегазовым потоком, и какое количество светлых умов потеряла страна из-за развала авиапрома. Одним словом – в случае подписания президентом США закона о новых санкциях фирме «Боинг» первой должен быть поставлен запрет как на работу в России, так и на закупку её самолётов. Похоже, после этого Трамп и в самом деле не просидит в своём кресле и пару дней – его свергнут.

Земельный вопрос

Есть и другие примеры крутых возможных ответных ходов в нашем арсенале. Скажем, космос. Тут почти безграничный простор для маневров. Скажем, на территории нашей страны работают ни много ни мало 11 станций системы глобального позиционирования GPS, которая принадлежит США. Наших станций системы ГЛОНАСС в США нет – не пускают. Где принцип взаимности? Кто разрешил такое вредительство? Место этой подлой братвы явно на шконке.

Другой рычаг, несмотря ни на что, российские носители пока по-прежнему массово выводят на орбиту зарубежные спутники. Что далеко ходить, 8 июня 2017 г. российский «Протон-М» вывел на расчётную орбиту американский спутник связи «ЭхоСтар-21» массой 6,8 тонны. В прошлом году запускали французов и два аппарата Европейского космического агентства. В 2015 г. первым космическим запуском РФ стала доставка британского «Инмарсата-5», в августе того же года наш «Протон-М» отправил с Байконура ещё один «Инмарсат».

Это только то, что лежит на поверхности. Кроме прямых запусков есть знаменитый контракт на двигатели РД-180. Их ставят на североамериканские тяжёлые ракеты «Атлас-5», прямое назначение которых – вывод на орбиту крупных аппаратов, в основном военных. С 1999 по 2013 г. Россия поставила в США 64 таких ракетных двигателя, из них 45 были использованы для запусков, остальные – в запасе. США сильно зависят от РД-180, поскольку без них Пентагон останется без космических крыльев, не сможет нормально выводить спутники на орбиту. Вот почему в 2014 г. американский Сенат экстренно вывел этот контракт из-под санкций. Выводит его и сегодня. Вот что значит высший уровень американского «хитрожопия»! А «медведевские» это глотают и не морщатся. И президент. Чего ждут?

При этом России такие поставки не слишком выгодны. В общей сложности, по давнему договору 20-летней давности, мы должны собрать для США 101 ракетный двигатель. Сумму тогда определили за всё про всё 1 млрд долл., с тех пор она не менялась. В итоге сейчас стоимость, по которой РД-180 достаётся США, выходит для аппарата такого класса смешная – около 10 млн долларов. Производство, скорее всего, влетает дороже. Не движок, а просто космический подарок. В 2013 г. в США за него даже разразилась нешуточная борьба, когда компания «Орбитал Сайенс» объявила, что хочет устанавливать РД-180 на свои носители «Антарес». Она начала тяжбу, обвинив в монополизме альянс, у которого эксклюзивный контракт на поставки РД-180 с российским Энергомашем.

Понятно почему в Вашингтоне так держатся за эти поставки. На собственный двигатель, со всей обкаткой и разработкой, пришлось бы ухнуть немало миллиардов, при этом ждать не менее пяти лет и без всяких гарантий. Куда выгоднее дёшево покупать надёжнейший, проверенный российский космический движок. И регулярно запускать на нём на орбиту военные спутники-шпионы. Так что вот ещё готовый мощнейший канал для возмездия, на сей раз из космоса. Но молчит Русь, как всегда, как ещё при Гоголе, не даёт ответа. Ей в рожу плюют, а она блаженно улыбается лицами своих министров, премьеров, директоров госкорпораций. На кого работаем?

Наконец, есть внутренние рычаги. Особенно интересен земельный вопрос. Недавно в России прошла долгожданная сельхозперепись, данных пока мало, но одна тревожная цифра известна точно. Оказалось, иностранные компании скупили уже 3 млн га российских сельхозземель. Это без учёта приграничных территорий, на которых правительство щедро раздаёт наделы в 49-летнюю аренду новым азиатским друзьям. При этом всего девять крупнейших зарубежных владельцев контролируют 2 млн га, тогда как крупнейшие российские агрохолдинги собрали 5,5–6 млн гектаров.

Главная интрига в том, что иностранцам вообще запрещено владеть российской сельхозземлёй. В аренду – пожалуйста, в собственность – нет. Это не остановило новоявленных латифундистов, которые вовсю используют серые схемы и мутных посредников. Если копнуть, во многих случаях обнаружатся уши крупных заокеанских фондов, контролируемых правительством США. Чем не отличный способ ответить на санкции, вывести их на чистую воду, заодно заставить уважать российский закон. Тем более земли скупили далеко не завалящие, стоимость угодий такого размера – сотни миллиардов рублей. Кто закрывает глаза на этот захват? Кто работает на Госдеп США в российских правительственных структурах?

Надо всего ничего: принять закон о контрсанкциях с перечислением того, что указано в нашей статье. Глядишь – и сенатор Маккейн выздоровеет головой. Или окончательно свихнётся и исчезнет навсегда в психдоме родного штата Аризона.

 Холодная торговая война

РОССИЙСКО-американские торговые отношения всегда были слабые, в последние три года их окончательно приморозило. В целом в 2016 г. РФ наторговала на 471 млрд долл. со всеми странами мира, вместе взятыми. При этом оборот с Соединёнными Штатами составил 20 млрд долл., то есть менее 5%. Мало того, даже в лучшие для отношений времена цифра не поднималась выше 31 млрд долл., при этом за три последних года показатель рухнул на треть.

Примерно такой же объём торговли у России с Италией, сопоставимые цифры, по 15 млрд долл. в год, с Францией и Южной Кореей. Для сравнения: торговля с КНР в 2016 г. поднялась до 66 млрд долл., с Германией наторговали на 40,7 млрд долл., с Белоруссией – 26 миллиардов. В итоге в списке стран – покупателей российской продукции США – на 10-м месте. Правда, в списке поставщиков – третьи. Во многом это объясняется крупными закупками оборудования со стороны российских нефтегазовых компаний. В прошлом году они завезли его на 1,85 млрд долларов. Также в США закупили на 558 млн долл., пластиков и химии – на 700. Остальное – по мелочи, но много. Например, племенных животных купили на 1,2 млн долл., взрывчатки – на 2,4 млн долл., ковров – на миллион.

Зато продовольствия в США в 2016 г. не закупали почти никакого. Мяса завезли только на 4,2 млн долл., рыбы и прочих даров моря – только на 79 тысяч. Самая смешная статья – российский импорт из США фруктов и орехов. Если верить данным таможенной статистики, за весь минувший год их купили на 34 доллара. Да пробки, и той купили на 82 тысячи. Правда, кофе, чая и пряностей из США за год завезли на 307 тысяч. Конечно, по продовольствию объёмы совершенно смешные, на уровне российской торговли с самыми малыми странами.

Особая, самая крупная статья в импорте из США – торговля под секретным кодом SS. Под ним прячутся некие российские закупки в США на 2,995 млрд долларов. Это явно не оружие, особая электроника или что-то подобное. Некоторые эксперты намекают, возможно, под двумя секретными буквами спрятаны закупки самолётов и подобной техники.

Что касается российского экспорта, в целом в прошлом году мы отгрузили в Северную Америку товаров на 9,5 млрд долларов. Традиционно более 60% пришлось на продукцию ТЭК, нефть, битумы и т.д. отгрузили на 3,3 млрд долларов. Редкоземельных металлов, включая изотопы, поставили почти на 1 млрд долл., разнообразных драгоценностей – на 690 миллионов. Из других крупных статей: чёрных металлов в США отправили на 816 млн долл., алюминия – на 1,68 миллиарда.

Что забавно, довольно крупной статьёй, на 15 млн долл., оказался экспорт верёвок и канатов. Также на 13 млн долл. в США продали железнодорожных локомотивов. Что особо приятно, наш продуктовый экспорт в США явно превысил импорт. Муки за год продали на 16 млн долл., рыбы – на 6,7 млн, мёда – почти на 800 тысяч. Даже поставки чая из РФ в США, которого у нас купили на 740 тыс. долл., и те превысили обратный поток.

Понятно – всё перечисленное может пополнить список американских санкций. Но мы что – паровоз у себя не пристроим?

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram