В понедельник, 17 июля, ранним утром был атакован во второй раз знаменитый Крымский мост. Как и в первый раз, повреждены два пролёта. Вице-премьер Марат Хуснуллин уже сказал, что после первого подрыва были смонтированы конструкции пролётов «про запас». Так что новый ремонт моста займёт на этот раз не 9 месяцев, а месяца 2–3. А если работать в три смены, и того меньше.
Кто хоть раз пересекал Керченский пролив по Крымскому мосту, не забудет восторг, который он при этом испытывал. Не забудет и многочасовые очереди, которые приходилось выстаивать, когда шёл ремонт пролётов после первого подрыва моста 8 октября 2022 года. Говорить о политической стороне этого теракта не будем. Оценки даны политическим руководством страны. Но совершенно ясно, что похожие теракты будут продолжаться до тех пор, пока не исчезнут их источник и причина. Или пока не будут созданы условия, при которых такой теракт обойдётся слишком дорого тем, кто его задумал и осуществил, не опасаясь ответных мер. Ясно же, что это война. А на войне – как на войне.
Подробно говорить на эту тему сложно, если ваша профессия никак не связана с планированием и проведением военных действий. Можно обрисовать лишь общую картину. Самое очевидное – оценить, какие и сколько на Украине самых главных мостов через Днепр, от которых зависит существование Украины в её нынешнем положении. Речь о мостах, соединяющих левый и правый берега Днепра.
Начнём с самого начала. Исток Днепра находится в болоте Мшара Валдайской возвышенности в Смоленской области. Из Смоленской области Днепр втекает на территорию Белоруссии, в Полесскую низменность. И уже оттуда, миновав города Оршу и Могилёв, пересекает границу Белоруссии с Украиной в городке Лоев Гомельской области. Мосты через Днепр на территории России и Белоруссии нас не интересуют.
Далее Днепр течёт по таким украинским областям – Черниговская, Киевская, Черкасская, Полтавская, Кировоградская, Днепропетровская, Запорожская и Херсонская.
Как разделён Днепр на всём его протяжении? Верховье – это от истока до Киева. Среднее течение – от Киева до Запорожья. Нижнее течение – от города Запорожье до впадения в Днепровско-Бугский лиман Чёрного моря. Характерно и естественно то, что правый берег Днепра на больших участках значительно выше левого. Это очень заметно в Киеве. На самой высокой приднепровской горе – в 100 метров – находится знаменитая Киево-Печерская лавра. А вообще здесь одних только Лысых гор – шесть.
Немного истории. Гитлер отдал приказ оборудовать на правом берегу Днепра оборонительные сооружения ещё осенью 1943 года. Сооружения назывались «Восточный вал». Его готовили на тот случай, если бы Красная армия перешла в наступление и гитлеровцы должны были его остановить, находясь на высоком правом берегу Днепра.
Гитлеру и его генералам такая мысль пришла на ум после Курской битвы июля-августа 1943 года. После победы в ней Красная армия погнала гитлеровцев на запад. Наступали очень трудно – как раз через те места, где сегодня основная территория проведения СВО. Это Донецкий кряж, на котором расположились ДНР и ЛНР плюс Харьковская область. Когда Красная армия преодолела Донецкий кряж и вышла на оперативный простор – в степи, гитлеровцы начали стремительно отступать к Днепру и возводить на правом берегу реки тот самый «Восточный вал». Как они считали, абсолютно неприступные оборонительные сооружения. Причём концентрировали войска в районах наиболее вероятного форсирования Днепра Красной армией. Но гитлеровцам это не помогло. Уже к концу сентября 1943 года войска Красной армии заняли весь левый берег и два десятка плацдармов на правом берегу. Первый был захвачен в районе слияния рек Припять и Днепр в Чернобыле. И уже 6 ноября был полностью освобождён Киев.
Скорее всего – нынешняя стратегия генштабов СВУ, Лондона и Вашингтона направлена как раз на то, чтобы любой ценой успеть возвести свой «Восточный вал» на правом берегу Днепра. Там мы и увидим британские танки, которые сегодня где-то прячут.
И вот что важно – все мосты через Днепр были гитлеровцами взорваны. Хотя и было их до войны не так много.
А сейчас давайте перейдём к тому, где и сколько мостов через Днепр есть сегодня. Всего известно 29 мостов, включая многострадальный Антоновский мост в Херсонской области. Но начнём с севера, с Киевской области. Так вот – 9 из 29 мостов находятся как раз в районе Киева.
Самый незаменимый и «стрёмный» – это автомобильный мост через плотину Киевской ГЭС. Он связывает северный пригород Киева Вышгород и село Осещина на левом берегу. Севернее этого «плотинного» моста – Киевское водохранилище. После него – Днепр. Чтобы вы представляли себе, о чём речь, вспомните плотину Новокаховской ГЭС, разрушенной ВСУ в ночь на 6 июня этого года. Объём Каховского водохранилища перед разрушением шлюзов ГЭС был 18 кубических километров воды. Объём Киевского водохранилища – всего 4 кубокилометра. Напомню, что разрушить этот мост вместе с Киевской ГЭС планировали как раз в Киеве, когда весной 2022 г. возникла опасность захвата Киева российскими военными частями.e_SClBНапомним, что в районе Киева остаётся ещё 8 мостов. Это автомобильный Северный мост длиной 816 метров, Петровский железнодорожный мост длиной 1480 метров, Подольский автомобильный метромост – 7100 метров. Дальше – Парковый пешеходный мост – 430 метров. За ним ещё один метромост и цельносварной мост Патона длиной полтора километра. Следующий – автомобильный Дарницкий, за которым железнодорожный Дарницкий мост. Ниже по течению – Южный автомобильный и Трипольский мост – часть киевской кольцевой дороги. Он пока в проекте. Из 9 киевских мостов только два были построены после распада Советского Союза.
Далее перемещаемся в Черкасскую область. Здесь, в городе Канев, в 180 километрах по прямой от не построенного пока Трипольского моста, в 1975 году была возведена Каневская ГЭС с автомобильным и железнодорожным мостом. Почти таким же, как на разрушенной Новокаховской и рабочей Киевской ГЭС. Только с железнодорожными путями. Это вторая ступень Днепровского каскада гидроэлектростанций.
Следующий мост – через 80 километров от Каневской ГЭС ниже по Днепру. Здесь построена так называемая Черкасская дамба. Это классический железнодорожный и автомобильный мост, собранный из металлических ферм в 1960 году. На левом берегу Днепра к этому мосту на 10 километров тянется грунтовая плотина. Примерно так же, как по косе Тузла перед Крымским мостом со стороны Тамани. К слову, в Тамани до наземной части Крымского моста ВСУ едва ли дотянутся.
Далее – мост через важнейшую плотину Кременчугской ГЭС, построенной в 1959 г. в городе Светловодске Кировоградской области. Это в 150 километрах ниже по Днепру от Черкасской дамбы. Тоже с автомобильной и железной дорогой. Это третья ступень Днепровского каскада гидроэлектростанций.
Далее в самом городе Кременчуге проложен классический двухъярусный автомобильный и железнодорожный Крюковский мост длиной 1350 метров. Мост важнейший. От него до Харькова через Полтаву всего 480 километров.
Ниже по течению стоит следующее грандиозное сооружение 1964 года рождения – это Среднеднепровская ГЭС с той же мостовой автомобильной и железной дорогой. До 2016 г. называлась Днепродзержинской ГЭС, запирающей Каменское водохранилище.
В 10 километрах ниже в 1996 г. построен так называемый Левобережный автомобильный мост длиной 14 километров.
За ним в городе Днепропетровске, сегодня – Днепре, в 1982 г. построен Кайдакский автомобильный мост, по которому проходит автомобильная трасса Е50 от французского города Брест до российской столицы Дагестана Махачкалы. Отсюда до города Павлодара всего 200 километров. А Павлодар называют последним укреплённым городом на пути из зоны СВО к Днепру. То есть Кайдакский мост – важнейший на этом участке течения Днепра.
Здесь же, в бывшем Днепропетровске, через Днепр проложены Амурский мост, Центральный и Мерефо-Херсонский мосты плюс Южный мост. Часть бетонные, часть – из металлических ферм. Все они, как и Кайдакский мост, являются важнейшими стратегическими оборонительными объектами.
В следующем городе – Запорожье, который по поправкам в нашу Конституцию мы считаем уже российским, построено два моста – по плотине знаменитой ДнепроГЭС плюс так называемый Первый мост Преображенского. Вантовый автомобильный мост ещё строится. От этих мостов до мест самых ожесточённых боёв в районе Орехово на запорожском фронте всего 170 километров. Выводы делайте сами.
В конце списка хорошо известный мост через Новокаховскую ГЭС. Он сегодня разрушен ВСУ. Далее ещё два разрушенных моста – Антоновский железнодорожный и Антоновский автомобильный в Херсонской области, также вошедшей по нашей Конституции в список субъектов Российской Федерации.
Трёх мостов из 29 уже нет. Один – на счету Украины, ещё два – на общем счету. Остаётся ждать того, как будут развиваться события в ближайшие месяцы с учётом опыта Отечественной войны, штурма немецкого «Восточного вала» на правом берегу Днепра и опыта боевых действий в зоне СВО.