27 марта Законодательному собранию Нижегородской области исполнилось 27лет. Накануне дня рождения регионального парламента состоялась встреча председателей Законодательного собрания всех созывов с журналистами.
Нынешний председатель регионального парламента Евгений Люлин и его предшественники – председатель ЗСНО I и II созывов Анатолий Козерадский, председатель II созыва Дмитрий Бедняков, председатель IV созыва Виктор Лунин и председатель V и VI созывов Евгений Лебедев рассказали о том, как развивался парламент с момента его основания, о наиболее важных законах, принятых в то или иное время, и об отношениях законодателей с исполнительной властью.
Анатолий Козерадский отметил принятый депутатами первого созыва Устав региона и закон области «О местном самоуправлении», который предвосхитил соответствующий федеральный закон.
Дмитрий Бедняков напомнил про вклад Нижегородской области в формирование концепции строительства законодательных органов в новой России еще до появления Законодательного собрания: «С 1991 по 1994 год у на существовал координационный совет, который состоял из председателя областного Совета, губернатора, мэра Нижнего Новгорода и главы городского Совета (им тогда был Александр Николаевич Косариков). И мы в этот сложный период 1992–1993 годов активно сотрудничали. И когда увидели очень острую ситуацию противостояния между Верховным Советом и президентом России в феврале–марте 1993 года, мы подготовили в рамках нашего координационного совета предложение об образовании при Верховном Совете Российской Федерации некоего органа, который мы назвали Советом Федерации. Эта идея была поддержана и в регионах, которым разослали наш проект, и в Верховном Совете, главой администрации президента Сергеем Филатовым, а также Юрием Лужковым и Анатолием Собчаком. Потом в Конституции 1993 года эта идея была использована – была создана верхняя палата парламента России. Позднее оригинал документа с нашими предложениями был переда в музей парламентаризма России, где с тех пор и хранится».
Евгений Лебедев напомнил о важном региональном законе, призванном обеспечить возможность для законотворческой деятельности рядовых граждан:
«У нас есть закон о законодательной инициативе граждан, принятый одним из предыдущих созывов Заксобрания. Но он, к сожалению, не работал. Основными положениями этого закона было: граждане могут выйти с законодательной инициативой, но для этого было необходимо собрать 50 000 голосов. Потом мы сделали 10 000 голосов, потом мы сделали 2000 голосов. И для того чтобы спровоцировать (в хорошем смысле) нижегородцев на законотворческую активность, мы попросили наш молодежный парламент, и они выступили инициаторами и после поддержки нижегородцами по этой процедуре был принят Закон об общественном контроле».
Евгений Лебедев призвал нижегородцев не забывать, что этот закон действует и парламентарии готовы помочь в подготовке предлагаемых гражданами законопроектов.
Анатолий Козерадский к этому добавил, что «чаще всего на практике все законопроекты (в том числе и создаваемые в соответствии с пожеланиями граждан) проходят через депутатов Законодательного собрания. При этом «многие поправки депутатов из регионов учитывались напрямую в документах, которые готовило правительство РФ, и не было нужды голосовать по ним в Госдуме».
О важности совместной работы законодательной и исполнительной власти говорили все спикеры. Евгений Лебедев по этому поводу сказал об удивлении своих коллег из других регионов: «Что, у вас губернатор ходит на заседания Законодательного собрания? У нас он даже на принятие бюджета не приходит…»
Принятие бюджета в Нижегородской области не является формальной процедурой, утверждает Виктор Лунев:
«Мы придумали нулевое чтение бюджета. Не во всех регионах оно есть. В Госдуме сейчас еще только-начинают задумываться над этим. А мы давно поняли, что это полезно. Я приведу пример. Когда Глеб Сергеевич был еще и. о., мы собирались в Балахнинском районе, и депутаты на этой встрече сказали, что все школы обветшали до такой степени, что пора уже в следующем году заложить средства на капитальный ремонт школ. Министр образования Сергей Васильевич Злобин сказал, что это возможно только через год (на следующий год бюджет уже сверстан). Но депутаты – один, другой, третий – настаивали, что начинать решать проблему надо уже со следующего года. И тогда Глеб Сергеевич принял решение, пообещал включить этот вопрос в повестку правительства и изыскать источники финансирования. Это пример нулевого чтения и роли депутатов. У нас нулевое чтение не зафиксировано никаким документом, но есть такая договоренность, и оно у нас работает».
Необходимость постоянного диалога между законодательной и исполнительной властью не ограничивается только вопросами бюджета, считает Евгений Люлин:
«Когда пришел Валерий Павлинович Шанцев с новыми представлениями и новыми идеями, тоже было непросто. Потому что взаимодействие исполнительной и законодательной власти в Москве происходило совсем по-другому, чем у нас, с абсолютной доминацией исполнительной власти. А в Нижнем Новгороде всегда был “рассадник демократии” и нужно было договариваться. Для Валерия Павлиновича сначала это было очень непривычно. И у нас возникали споры дискуссии и даже рабочие конфликты. Но, когда люди занимаются делом, все это постепенно уходит. Поэтому мы с Шанцевым начинали с объятий, потом наступило определенное охлаждение отношений, а потом поняли, разобрались и достаточно спокойно и хорошо с ним работали. Сегодня с Никитиным у нас абсолютно уважительные и доверительные отношения. Но это не значит, что мы с ним не спорим».
В случае, когда общий знаменатель найти не удается и разногласия о путях развития региона сохраняются, нижегородские законодатели умеют донести свою позицию и до президента России, как это было накануне завершения первого срока губернатора Геннадия Ходырева.
Как вспоминает Дмитрий Бедняков:
«У нас у Законодательного собрания было совершено определенное отношение к возможному продлению полномочий Геннадия Максимовича Ходырева, и мы официально высказали президенту свое мнение на тот счет. Я с трудом представляю себе, чтобы какой-нибудь законодательный орган власти в другом субъекте посмел бы высказаться против губернатора таким образом. Я считаю, что это было абсолютно правильное решение, и последующие кадровые изменения пошли исключительно на пользу нижегородцам, на пользу региону».