Где-то в Средней Азии, отделённая от великой и могучей России бескрайними степями, расположилась небольшая, но такая знакомая нам республика – Таджикистан. Долгое время мы были тесно связаны с колоритом коренных жителей этой республики и связаны по сей день. Однако россияне практически столь же долго относились к таджикам высокомерно, даже снисходительно, незаслуженно смешивая их с другими коренными народами различных «-станов» где-то в Средней Азии. И, казалось бы, говоря о Таджикистане, как-то неуместно говорить о США. Причем здесь США? А оказалось, сегодня США и Таджикистан связывает очень многое. Как минимум, деньги, как максимум, интересы «враждебного запада».
8 миллионов долларов – вот стоимость партии военной техники и оборудования, поставленной Соединенными Штатами в Таджикистан 5 октября 2018 года. Целью этой поставки было укрепление границ республики от наркотрафика и террористической угрозы со стороны Афганистана. Ситуация вокруг границы между государствами с каждым годом только ухудшается: виной тому господство на территории Афганистана запрещённых в России террористических группировок ИГ и радикального движения «Талибан». На первый взгляд, именно попытка этих группировок проникнуть в Таджикистан мотивировала оказание военной поддержки со стороны США. Но возникает вполне очевидный вопрос – почему Россия не может удовлетворять запросы дружественной республики? Когда дело касается безопасности и суверенитета, Россия всегда готова оказывать своевременную помощь. Так, почему не Россия?
Есть одна занятная странность в том, какими способами США сближается с Таджикистаном: все финансирование проходит через Центком. Эта структура занимается планированием операций американских войск в Центральной Азии, Восточной Африке и на Ближнем Востоке. Именно эта структура также занимается финансовым обеспечением различных информационных проектов, которые созданы для дискредитации Российской внешней политики. Проще говоря, Центком принимает участие в информационной войне с Россией, а теперь ещё и помогает Таджикистану в борьбе с оккупированной войсками США территорией.
Однако присутствие США в Афганистане можно объяснить террористической угрозой, а вот для влияния на Таджикистан нужны веские причины. Иначе мировая общественность поймёт это как-то превратно. Как-то в духе противостояния с Россией… Выход нашёлся – чтобы поставлять в республику свою технику, нужно напугать таджиков афганскими наркотиками и терроризмом. Тогда и Россия начнёт ослаблять свои позиции в регионе, а свободная Америка постепенно будет становиться монополистом и в Средней Азии.
Пока Москва все ещё держится за Душанбе, и при этом весьма крепко. США проводят совместные военные учения с республикой – мы тоже проводим. США поставляют оружие – и мы поставляем. Но проблема, к сожалению, кроется не в поставках и не в том, что русская техника ломается, а в политическом настроении страны, которая почему-то начала выбирать альтернативу нашей помощи. Реальность в глазах таджиков скоро начнёт трансформироваться и выглядеть примерно так: пока Россия обеспечивает таджиков рабочими местами, Соединённые Штаты обеспечивают Таджикистан суверенитетом, безопасностью и процветанием.
Насколько бы странно это не прозвучало, но Запад волнует не только снабжение региона военной техникой, но и культурная ориентация страны. Под культурой здесь подразумевается все, что может быть связано с жизнью простых граждан Таджикистана: начиная с точек общепита и заканчивая языком. Западные страны в прямом смысле обеспокоены культурной замкнутостью республики, в которой преобладают исключительно традиционные коренные ценности и ценности постсоветской и советской культуры.
На первый взгляд, сфера развлечений для таджиков, как и для всего мира, в первую очередь «западная»: это голливудские блокбастеры, сериалы, компьютерные игры и многое другое. Однако для ментального сближения с Таджикистаном Европейским странам и США нужно более глубокое культурное взаимодействие. Пока в школах республики до сих пор отдают предпочтение русским классикам, а значит западные настроения и ценности для таджиков – что-то непонятное и даже негативное. Избыточная толерантность, феминизм кажутся для них факторами, разрушающими их традиционный быт и состояние общества. Поэтому пока Россия для таджиков ближе и перевоспитать их не получится.
Но культура – это не только способ подружиться, но и заработать или, как минимум, отбить вложенные деньги в развитие военного потенциала. Одной из главных задач по экономическому взаимодействию с Таджикистаном для США на сегодня является распространение точек общепита с американским фастфудом по региону. Пока «Теремок» и «Крошка Картошка» не захватили абсолютную власть в республике, американские компании ищут все возможные способы продвижения своей продукции для создания здоровой конкуренции. Существует, правда, один фактор, изрядно мешающий осуществить эти грандиозные планы – это традиции таджиков. Традиционная таджикская кухня и сегодня играет важную роль в их жизни. Macdonald’s, KFC и даже «Теремок» не заменят таджикам плов или сумаляк. Поэтому продвижение западных брендов идёт очень и очень туго.
Но для чего Соединённым Штатам вообще понадобился Таджикистан? Ответ на этот вопрос очень прост и банален: оторвать всеми способами республику от России в своих целях. Пока между Россией и западом идёт открытое политическое и экономическое противостояние, США будут использовать все возможные рычаги давления на Москву. Один из них – Таджикистан, недостающее звено в цепи, окружающей Россию. В цепи, снабжённой оружием и картошкой фри. В цепи, которая в случае военного конфликта между Россией и Америкой выберет Америку в качестве союзника. Выберет картошку фри, а не крошку-картошку.
Изолировать Москву от внешних контактов и сотрудничества – это задача первостепенной важности для запада. Действовать для этого нужно точечно, по странам и республикам, тесно связанным с Россией. А события, которые происходят в мире, вынуждают Россию принимать решения и отвечать, иначе будет поздно.
Пока Москва контролирует Душанбе членством в ОДКБ, заработком в России, финансовыми инвестициями и спонсированием. Западная конкуренция может все это разрушить. Поэтому для России является приоритетной задачей этого не допустить. А вот что выберет Таджикистан – пусть и не очевидный, но факт: сегодня Таджикистан консервативен, сегодня он не сильно хочет что-то менять. Главное, не пропустить момент, когда республика начнёт задумываться.
Анастасия Газизова