Продолжают обостряться отношения России и Украины из-за решения Константинопольского патриарха Варфоломея предоставить автокефалию Украинской православной церкви. Некоторые эксперты уже уверенно говорят, что дело идёт к настоящей войне. Ещё недавно такие формулировки казались преувеличением, но Киев постоянно накаляет ситуацию. Перед президентскими выборами Петро Порошенко из-за отсутствия экономических и военных успехов решил использовать церковный вопрос для повышения своего упавшего ниже плинтуса рейтинга. В постоянном повышении давления на Кремль заинтересован и Вашингтон, от милости которого во многом зависит Вселенский патриарх. В итоге вся эта тройка постоянно подливает бензин в религиозный костёр Украины.
БОЛЬШОЙ резонанс в Москве вызвали слова архиепископа Иова (Гечи),который является представителем Вселенского патриархата при Всемирном совете церквей. Этот канадский украинец заявил буквально следующее: «Решением синода (Константинопольской церкви. – Прим. «АН») от 11 октября отменён акт 1686 года (о присоединении Киевской митрополии к Московскому патриархату. – Прим. «АН»). С канонической точки зрения это означает, что сегодня на Украине церкви Московского патриархата больше не существует.Все архиереи на Украине де-факто, согласно решению этого синода, являются архиереями Вселенского престола, и теперь они должны ждать директивы Вселенского патриархата относительно своего дальнейшего функционирования». Что и говорить – заявление очень дерзкое. Фактически некий чиновник мелкой по нынешним временам церкви говорит Москве: «Было ваше – стало наше».
Уже найден и новый предстоятель новой церкви на Украине. Скорее всего, им станет митрополит винницкий Симеон (Шостацкий).Винница – вотчина «шоколадного короля» Порошенко. Именно из этого города президент Украины постоянно перетягивает людей на высокие должности в Киев. Так что церковь тут не будет исключением. Кстати, по словам Иова, называться новая организация будет просто – «Православная церковь в Украине» (ПЦУ). Само это название как бы подразумевает, что другим православным церквям в Незалежной теперь не бывать.
При этом обращает на себя внимание тот факт, что константинопольские иерархи и украинские власти постоянно обвиняют Россию в использовании военной силы для насаждения духовной власти. Тот же Иов специально обратил внимание на поддержку Антиохийским патриархатом (Дамаск) Русской православной церкви. Мол, в Константинополе рассчитывают, что «в конечном счёте он не станет поддерживать РПЦ по украинскому вопросу, даже с учётом присутствия российских войск в Сирии». Также, по его словам, одной из причин предоставления автокефалии Украине стали «аннексия» Крыма и война на Донбассе, из-за которых много украинских верующих «не хотят иметь связей» с РПЦ. Досталось от этого украинца-грека-канадца и самому Путину: «Чтобы остановить кровопролитие в Донбассе, хватит решения одного человека в Москве, потому что ясно, кто какую землю желает захватить».
Но сами киевские хлопцы, греки и западные партнёры готовы действовать именно при помощи военных. Хорошо понятно, что без поддержки украинских силовиков у Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) никак не отобрать многочисленные монастыри, церкви и соборы. Без силовой составляющей процесс ликвидации РПЦ на Украине может затянуться на годы или десятилетия. Причём его итог выглядит очень неоднозначно. По имеющейся у «АН» информации, добровольно переметнуться к Киеву захотят не многие священники и прихожане УПЦ МП.
Хорошо известен исторический анекдот, согласно которому Сталин в ответ на рассуждения Черчилля о том, что Польша – католическая страна и важно не осложнить отношения с Ватиканом, спросил британского премьера: «А сколько дивизий у папы римского?» Говорят, что Черчилль осёкся и не нашёл что сказать. Якобы ответ позднее придумал сам понтифик: «Можете сообщить моему сыну Иосифу, что с моими дивизиями он встретится на небесах». Что ж, с этим никто не спорит – все там будем. Но, судя по складывающейся ситуации, сейчас можно сколько угодно потрясать историческими документами, доказывающими или опровергающими принадлежность Украины какой-либо церкви – точку в этом вопросе может поставить только армия. Либо украинская, либо российская. Константинопольский патриарх, как и римский папа, своих дивизий не имеет.