Аргументы Недели → Политика

Подлодочные миражи Швеции

, 19:28

Поиск российской подводной лодки недалеко от берегов Швеции результатов не дал. Скандинавы в итоге признали, что её то ли уже нет, то ли вообще не было. Однако даже из этого мыльного пузыря шведы ухитрились сделать недружественные нам выводы, отражающие крайнюю степень напряжения в двусторонних отношениях. А вот это уже малоприятно.

История длилась неделю. 16 октября шведские военные вроде бы зафиксировали переговоры, ведущиеся по-русски на частотах, используемых ВМС России при бедствиях с подлодками. Спустя день скандинавы начали поисково-разведывательную операцию. 19 октября информация о ней попала в шведские СМИ, где авторы не стеснялись на нелицеприятные эпитеты в адрес России. Смысл статей сводился к следующему: «Русские нас пугают!», «Холодная война идёт». И прочее в том же духе.

Министерство обороны России категорически отрицало, что в Балтийском море происходили какие-то ЧП с субмаринами. И предположило, что шведы могли засечь подлодку, принадлежащую ВМС Нидерландов. Мол, голландцы-то как раз проводили учения. Однако голландцы также отказывались от потери лодки. После такого многим вспомнилась трагедия 2000 года с «Курском». Подумали, что военные в очередной раз что-то скрывают.

К счастью, всё оказалось не трагедией, а полной фикцией. 20 октября ВМС Швеции объявили, что не могут доказать российское происхождение подлодки. Однако прекращать поисковую операцию скандинавы не спешили. 23 октября власти королевства объявили о приостановке военного сотрудничества с Россией. Все ждали доказательств наличия в водах недалеко от Стокгольма российского корабля, но его не последовало.

До бесконечности поиски лодки-призрака продолжаться не могли. И 24 октября терпение лопнуло даже у славящихся им шведов. Они объявили, что прекращают операцию, ибо, видимо, подлодка уже отошла от Стокгольма на безопасное расстояние. Попутно шведские военные признали, что потратили на борьбу с этим «летучим голландцем» 20 млн крон (примерно 3,5 млн евро).

На остановку поисков откликнулся пресс-секретарь Минобороны России Игорь Конашенков, пытавшийся сочетать серьёзный настрой с новомодным у наших чиновников стёбом. «Подобные ничем не обоснованные действия шведского военного ведомства, подогреваемые риторикой в духе холодной войны, сегодня ведут лишь к эскалации напряженности в регионе… Шансов обнаружить «русский след» не больше, чем было у Филле и Рулле в поимке Карлсона, который живет на крыше», - подчеркнул представитель военного ведомства РФ.

Что ж, воспоминание о знаменитой сказке Астрид Линдгрен – штука довольно удачная. История действительно нереальная. Чем дольше она длилась, тем нелепее выглядели все эти поиски. Конечно, по части сокрытия информации наши военные - большие специалисты, однако на сей раз они действительно излучали спокойствие и уверенность. Шведы же поставили себя в довольно глупое положение. Насмешили всех, но смех этот звучит сквозь напряжение.

Как и в России, в Швеции сейчас идут споры о параметрах бюджета на будущий год. И местные военные делают всё, чтобы их «не обделили». За последние годы военные расходы Швеции выросли в разы. Однако пришедшая недавно к власти левоцентристская коалиция во главе с премьером Стефаном Лёвеном традиционно в меньшей степени ориентирована на рост военных ассигнований, нежели правоцентристы. И военные должны были лишний раз показать свою значимость.

Зачем для этих целей понадобилась Россия? Более традиционного противники для Швеции просто не найти. Можно вспомнить ещё о сражении 1240 года, когда новгородский князь Александр разбил северян на Неве, за что его и прозвали Невским. В дальнейшем войны шли с переменным успехом. В XVII веке шведы продвинулись на восток, отрезали Русскому государству выход к Балтике. Его-то и отвоевал Пётр Великий в Северной войне 1700-1721 гг.

Последний раз Россия и Швеция воевали друг с другом в 1808-1809 гг. Тогда скандинавы потеряли Финляндию, окончательно (как казалось) утратили великодержавные амбиции, и через пять лет объявили о нейтралитете. Впрочем, обида никуда не делась. Многие представители знатных шведских родов (например, род Бильдтов) лелеяли надежду когда-нибудь взять реванш. Отношения между Россией и Швецией бывали с тех пор то более, то менее недружественными, но союзниками мы не были точно.

В годы холодной войны Швеция не вошла в НАТО, но сотрудничала с альянсом весьма тесно. Нейтралитет у неё был весьма своеобразный. Шведы построили у себя мощный военно-промышленный комплекс, и сегодня занимают 7-е место в мире по экспорту вооружений. Самолёты, корабли, подлодки, танки, бронемашины, оптика, средства связи… Трудно назвать вид вооружений, который шведы не производят. И, ясное дело, воспринимают Россию как соперника в вопросах сбыта всего этого добра.

Шпионские скандалы и поиски подлодок не являются чем-то новым. В годы холодной войны такое случалось, и не единожды. Советская разведка активно работала в скандинавской стране, и там было, что искать. Да и шведы у нас не сидели, да и не сидят, сложа руки. Страны, претендующие на хорошее место под солнцем, всегда будут друг за дружкой шпионить. И они за нами, и мы за ними. История не стоила бы выеденного яйца, если бы не последние восемь лет.

В 2006-2014 гг. у власти в Швеции находилась правоцентристская коалиция, где центральной фигурой оставался бывший премьер, глава МИДа Карл Бильдт. Он снискал себе славу одного из главных противников России в Европе. Он поддерживал Грузию в ходе войны в Южной Осетии. При нём в Швеции расположился сайт чеченских боевиков «Кавказ-центр». Он в прошлом году выступал на Майдане, он же имел отношение к программе ЕС «Восточное партнёрство». При нём посольство Швеции в России активизировала контакты с российской оппозицией.

Именно в эти годы военный бюджет Швеции начал быстро расти – и расти именно со ссылкой на российскую угрозу. Шпионские скандалы происходили не раз, и порой шпиономания доходила до абсурда. Некоторые в Швеции всерьез уверяли, что Россия строит газопровод «Северный поток» для того, чтобы шпионить за шведскими военными объектами. Сегодня в стране открыто обсуждается вопрос о присоединении к НАТО. А совместные учения с альянсом уже идут вовсю.

Камень можно бросить и в российский огород. Швеция – страна относительно небольшая, и должного внимания ей давно не уделяли. Как-то не видно, чтобы наши тесно работали с представителями шведского гражданского общества, приглашали бы в посольство РФ в Стокгольме военных, даже политиков. Или приглашали, но весьма дежурно. Экономика Швеции входит в число 15-ти крупнейших в мире, а её флот сопоставим с нашим Балтийским. Комедия – комедией, а наши отношения сейчас действительно сильно запущены.

Ложкой мёда в бочке дёгтя кажется то, что новый премьер Швеции Стефан Лёвен пока общей антироссийской атмосфере не поддался. Он пообещал увеличить военные расходы, но грубыми русофобскими высказываниями злоупотреблять не стал. Приехав в Эстонию, он даже отказался отвечать на вопрос о том, что сделает Швеция, если Россия нападёт на прибалтийскую страну. Отказался, сочтя его провокационным. Значит, с ним можно иметь дело. От Бильдта он явно отличается.

А пока же российско-шведские отношения таковы, что в них запросто могут возникать такие истории, как нынешняя с подлодкой.

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram