> Задачи для сенаторов - Аргументы Недели

//Политика

Задачи для сенаторов

1 октября 2014, 13:34 [«Аргументы Недели», Валентина Матвиенко ]

Позвольте еще раз поблагодарить вас за высокое доверие, оказанное мне.  В нем я вижу в первую очередь  оценку нашего совместного труда в предыдущий период. Надеюсь, что и впредь наша палата будет сплоченным, ответственным творческим коллективом.

Мы с вами начали работу осенней сессии несколько необычно, с решения организационных и кадровых вопросов.  Но это и понятно. Такого мощного обновления Совета Федерации у нас еще не было. Выборы, прошедшие в единый день голосования в регионах России фактически ознаменовали собой очередной этап развития российской политической системы.

Однако приступающих к работе сенаторов никак нельзя считать новичками. Это  опытные, прекрасно подготовленные профессионалы, реальные представители своих регионов, семь из которых руководили высшими органами власти регионов, пять были депутатами Государственной Думы. Десять имеют ученые степени. Это представители образования, здравоохранения, иных сфер. И я уверена, что новое пополнение, столь значимое и  авторитетное пополнение, безусловно, окажет положительное влияние на качество нашей работы,  повысит роль нашей палаты в политической системе страны, позволит более эффективно представлять интересы регионов при выработке и принятии государственных решений. А заметное усиление женского представительства,  кроме всего прочего, добавит решениям палаты особой  чуткости и тонкости,  материнской мудрости, а заодно  послужит  и дополнительным стимулом для вас, дорогие мужчины, работать еще лучше.

Разговор о предстоящих нам делах хочу начать с самого злободневного. Это слово здесь, кстати,  подходит как никогда – «злоба дня».

На протяжении летних парламентских каникул мы ни на минуту не ослабляли внимания к событиям на Юго-Востоке Украины. Наша Комиссия по мониторингу ситуации на Украине, Комитет общественной поддержки населения Юго-Востока Украины и впредь будут держать на особом контроле все вопросы, связанные с кризисной ситуацией, с помощью беженцам, всем жителям братского государства.   Сегодня важно задействовать все возможные инструменты, в том числе и парламентской дипломатии, чтобы на основе  хрупкого перемирия на Украине воцарился долгожданный мир, стабильность, были максимально смягчены жестокие последствия гуманитарной катастрофы, восторжествовали правда и справедливость.

Решительные действия Президента России В.В. Путина по мирному прекращению конфликта наглядно продемонстрировали мировому сообществу, что Россия  привержена принципам международного права, является независимой, авторитетной державой, с позицией и интересами которой необходимо считаться.

А применение таких средневековых мер, как незаконные  санкции, является контрпродуктивным и, по сути, бесполезным занятием. Наоборот, мы сейчас концентрируем свои усилия на импортозамещении, на стимулирование экономического роста, использовании внутренних резервов, на  расширение интеграции с нашими надежными  партнерами.  

Сегодня, кстати, нам предстоит ратификация исторического Договора о Евразийском экономическом союзе. Это важнейший шаг на пути углубления сотрудничества с Белоруссией и Казахстаном.
10 октября в Минске на заседании Совета глав государств СНГ, наряду с другими задачами интеграции будет обсуждаться и работа Межпарламентской Ассамблеи СНГ – главной площадки по укреплению межпарламентского диалога на постсоветском пространстве.

На повестке дня и совершенствование связей с коллегами из парламентов стран Азии, Латинской Америки, Африки, создание новых групп дружбы, развитие механизмов двусторонней парламентской дипломатии, углубление взаимодействия в формате международных организаций.

Я прошу вас ещё раз внимательно посмотреть  план межпарламентского сотрудничества. Если у вас будут предложения, замечания они будут учтены при доработке этого плана.

Ключевое внимание мы должны уделить вопросам, связанным с государственным строительством, укреплением конституционного строя, суверенитета нашей страны, обеспечением безопасности российских граждан. Речь идет, прежде всего, о повышении эффективности правоохранительной системы, противодействии терроризму и экстремизму, об укреплении судебной системы, дальнейшей модернизации Вооруженных Сил, проведении грамотной межнациональной политики.

Именно на этих базисных направлениях акцентировал своё внимание Президент страны, выступая на заседании Совета безопасности в июле нынешнего года.  

Сегодняшняя обстановка  требует от всех властных структур предельной четкости, собранности, оперативности и согласованности планов и решений. Замечу, что на нашей осенней сессия только в числе приоритетных предполагается рассмотреть порядка 120 правительственных законопроектов. Более эффективной координации совместной деятельности будет способствовать предстоящая в ближайшие дни встреча Совета палаты с Председателем Правительства России. Такие встречи уже стали традиционными, очень содержательными и результативными.
Доминантой каждой осенней сессии становится бюджет. Сегодня мы будем рассматривать закон об исполнении федерального бюджета за прошедший год. А на повестке дня уже рассмотрение и принятие закона о следующем трехлетнем бюджете. Свою позицию по его концепции, как вы знаете, Совет Федерации изложил в специальном постановлении, принятом ещё в апреле этого года. Еще раз подчеркну, что мы будем внимательно и строго отслеживать достаточность финансовых ресурсов на федеральном и региональном уровнях  для реализации майских указов Президента страны.

В целом же речь надо вести о  разработке комплексной системы мер по оздоровлению региональных финансов с конкретными предложениями по предотвращению  роста дефицита региональных  бюджетов, роста задолженности. Необходимо ускорить принятие новой концепции межбюджетных отношений, над которой работает наша рабочая группа совместно с Министерством финансов и Счетной палатой. Современная бюджетная политика должна быть ориентирована на повышение эффективности управления расходами с одновременным сохранением устойчивости и сбалансированности бюджетной системы России.

Следующая наша совместная с Правительством задача – обеспечение своевременной доработки и  корректировки государственных программ к новому бюджетному циклу. Каждому сенатору, как представителю конкретного региона, я бы посоветовала  на самых ранних стадиях принять участие в этой работе. Это поможет надежнее обеспечить увязку стратегического и бюджетного планирования с интересами регионов, которые вы представляете.
Кстати, прямо накануне встречи с Д.А.Медведевым, 7 октября на традиционных парламентских слушаниях мы всесторонне обсудим представленные Минфином России параметры проекта главного экономического закона страны с участием представителей всех субъектов Федерации.

Безусловно, особую значимость сейчас приобретает мобилизация резервов для пополнения доходной части бюджета. Одной из эффективных составляющих решения этой задачи является, как известно, деофшоризация экономики. В сентябре члены Совета Федерации внесли в Государственную Думу важнейший пакет законопроектов, содержащих  дополнительные меры по деофшоризации. А в Правительство  Минфином России внесён свой основной антиофшорный законопроект – о налогообложении прибыли контролируемых иностранных компаний. Необходимо  уже сейчас, не откладывая, согласовать их основные положения, выработать единую позицию.

Отмечу ещё ряд стратегических законопроектов. Это, прежде всего, долгожданный базовый законопроект о промышленной политике, принятие которого, особенно в нынешних условиях, позволит создать современную промышленность. Вы помните, мы неоднократно и упорно настаивали на необходимости его принятия. Аналогичные документы уже успешно работают в целом ряде регионов.

Нельзя не отметить системный характер для отечественной экономики  и таких законопроектов, как к настоящему моменту принятые в первом чтении - «Об основах государственно-частного и муниципально-частного партнерства», а также «О публично-правовых компаниях».

Учитывая прогрессирующе острое положение в российском кредитном секторе, важное социальное значение приобретают законопроекты о введении института финансового омбудсмена (уполномоченного), а также о банкротстве физических лиц.

Крайне принципиальны для регионального развития  предложения по совершенствованию законодательства об особых экономических зонах, и законопроект о территориях опережающего развития на Дальнем Востоке.
В поле зрения палаты – дальнейшая работа по реформированию местного самоуправления, меры,  направленные на передачу регионам дополнительных полномочий.  В декабре на заседании президиума Совета законодателей мы планируем рассмотреть этот вопрос.

В целом, говоря о Совете законодателей, хочу отметить, что нам удалось достичь на сегодня главного – четко координировать нашу работу с Государственной Думой, по-настоящему заинтересовать регионы  совместной правовой работой.

Надо ли говорить, что особой заботой нашей палаты  остается обеспечение социальной и культурной политики  государства. Поэтому наш первый «правительственный час» 15 октября  мы  посвятим приоритетам в социальной сфере на среднесрочную перспективу.

И, конечно же, ни для кого не секрет, что деятельная забота о детях  всегда была и есть одной из главных  задач нашей палаты. Эта работа, в отличие от самих детей,  каникул не признает.

В августе этого года была утверждена Концепция государственной семейной политики до 2025 года, подготовкой которой  активно занимался наш Координационный совет по реализации Национальной стратегии в интересах детей, а также законодатели всех уровней. Это важный момент. Хотя предстоит еще  поработать над содержательным наполнением Концепции и  планом мероприятий по её реализации.  У нас  состоялись парламентские слушания, посвящённые совершенствованию законодательства в сфере защиты прав детей. В нынешнюю сессию мы должны рассмотреть принципиально важный закон, запрещающий  работать с несовершеннолетними людям, потенциально представляющим для них опасность, актуализировать Семейный Кодекс.

Другая наша важная тема связана с  Годом культуры в России. Вы помните, что инициатива его проведения, поддержанная  Президентом, родилась в наших стенах. У нас за нее поэтому особая ответственность. И здесь снова разговор об эффективности.  Год подходит к концу. Да, повсеместно под его эгидой было серьезно усилено внимание во всех регионах к культуре, проведено немало мероприятий. Но каковы выводы и итоги? Каков вклад этого года в общую государственную политику страны? Каковы принципиальные изменения произошли? Это нужно внимательно проанализировать для того чтобы вопросы культуры не остались только в этом году, их решение продолжилось и в последующие годы.

Кроме того Совет Федерации  должен с повышенным вниманием отнестись к законопроектам о регулировании труда творческих работников, об объектах культурного наследия,  о развитии государственно-частного партнерства в сфере культуры, о меценатстве и других знаковых документов.

И главная наша цель – принятие нового базового закона о культуре.  Члены Совета Федерации вошли в состав рабочей группы по его разработке, уже подготовлены предложения о структуре будущего закона. Планируется, что до конца года он будет внесён в Государственную Думу. И это тоже должно быть на нашем контроле.

Важную роль во всех перечисленных вопросах может и должно играть  гражданское общество. Новации избирательного законодательства  позволили создать все необходимые условия для того, чтобы недавние выборы проходили в открытой, честной и конкурентной борьбе. Власть получила серьёзную поддержку населения, на деле доказав, что граждане всецело поддерживают государственный курс внутренней и внешней политики, проводимой Президентом России.

Напомню, что в прошлую сессию наша палата одобрила закон об основах общественного контроля.  Это серьёзный шаг к усилению взаимодействия в управлении  страной. Но теперь пора посмотреть, как этот закон  работает, организовать мониторинг на местах. Затем, если  будет необходимость, подготовить изменения и дополнения. Мы должны продолжить политику открытости, гласности. Я рассчитываю, что каждый сенатор будет активно принимать участие в большой информационной работе, будет информировать граждан о своей деятельности, работе Совете Федерации, его Комитетов, доносить принимаемые решения, объяснять их.

Хочу еще раз подчеркнуть, что проверка эффективности и действенности всех принимаемых законодательных актов сейчас для нас должна выдвинуться на первый план.

До начала сессии мы уже провели ряд  мероприятий по нашему плану. Прежде всего – Пятый Международный конгресс «Безопасность на дорогах ради безопасности жизни», который состоялся в Санкт-Петербурге.
Форум прошел на высоком организационном уровне, вызвал большой интерес. Мы должны и дальше продолжать и совершенствовать стратегию проведения именно таких, практически полезных, конгрессов и форумов. И соответственно  формировать План мероприятий Совета Федерации на следующий период.  
Уважаемые коллеги! Я кратко остановилась лишь на основных векторах деятельности палаты. Подчеркну, что, несмотря на большой объём законотворческой работы, мы не должны ослаблять всесторонний контроль за ее качеством.  

В завершение, разрешите еще раз поблагодарить вас за избрание меня Председателем, очень рассчитываю на вашу поддержку, что мы и дальше будем работать единым профессиональным коллективом. Я хочу поздравить всех членов Совета Федерации,  помощников и сотрудников Аппарата палаты с началом  осенней сессии.  Пожелать здоровья, настойчивости и творческой энергии.

Нас ведь объединяют не только эти стены, но, главное – чувство ответственности перед гражданами России, стремление сделать их жизнь  достойной и справедливой.



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте