5 марта в Москве прошли массовые политические акции, организованные как сторонниками Владимира Путина (их собралось около 15 тысяч на Манежной площади), так и противниками. Оппозиция, считающая президентские выборы нелегитимными, митинговала на Пушкинской площади. Однако отмечающих победу премьера на выборах оказалось в разы больше, чем его противников. Политологи считают это закономерным.
Митинг радикальной оппозиции против результатов президентских выборов на Пушкинской площади собрал, по данными ГУ МВД по Москве, около 14 000 человек. Даже организаторы, рассчитывающие провести многотысячную акцию протеста, признали, что собралось не более 20 000.
Этот факт, впрочем, нисколько не смутил выступающих с трибуны. «Мы - народ, мы - Россия, а они - жалкая кучка маргиналов», - заявил с трибуны Илья Яшин, под маргиналами, видимо, подразумевая миллионы граждан страны, проголосовавших за Путина. «Мы здесь власть, мы не претендуем на монополию, но у нас есть голоса», - вторил Алексей Навальный, пообещав непременно занять все улицы столицы и больше не уходить.
В свою очередь, один из лидеров незарегистрированной «Партии народной свободы» Владимир Рыжков потребовал досрочных парламентских и президентских выборов. «Мы продолжим нашу мирную, ненасильственную борьбу, основанную на свободе и справедливости, до тех пор, пока не добьемся исполнения наших требований. Их выбор - фарс», - заявил оппозиционер.
Кандидат в президенты РФ бизнесмен Михаил Прохоров, набравший почти 8 процентов голосов избирателей на выборах, также выступил на митинге и пообещал «бороться за свободную страну». Однако не успел он подняться на трибуну, как тут же был освистан собравшимися...
В заключение митинга Владимир Рыжков зачитал резолюцию митинга, в которой помимо требований проведения «комплексной политической реформы» и проведение досрочных парламентских и президентских выборов, значилось обращение к гражданам России «продолжать акции протеста до тех пор, пока наши требования не будут выполнены». Ближайшую такую акцию оппозиционеры наметили на 10 марта. «Мы должны вывести как можно больше людей в центр Москвы. Мы придём ещё», - пообещал Рыжков.
По окончании санкционированного митинга оппозиции «За честные выборы» часть митингующих остались на Пушкинской площади, несмотря на призывы полицейских разойтись. Блогер Алексей Навальный, координатор Левого фронта Сергей Удальцов и коллега Удальцова по Левому фронту, депутат Госдумы Илья Пономарев попытались провести импровизированную акцию. Ради этого они, а вместе с ними еще несколько десятков человек, забрались в фонтан на Пушкинской площади.
Уговоры полицейских разойтись действия не возымели. После чего начались задержания участников акции. В числе задержанных оказались, собственно, все призывающие к противоправным действиям - Илья Яшин, Алексей Навальный и Сергей Удальцов. В общей сложности полиция задержала около 250 человек. Впрочем, к утру все задержанные были отпущены из отделений полиций.
Как ни крути, но собравшиеся на Пушкинской площади оппозиционеры на фоне многотысячных акций оппозиции в декабре 2011-го и феврале 2012 года, а тем более, почти двухсоттысячных митингов сторонников Владимира Путина выглядели неубедительно. Большинство участников митингов на Болотной площади и проспекте Сахарова не откликнулись на призывы оппозиционных вожаков не признавать результаты голосования и выходить протестовать на улицу.
По словам директора Фонда исследований проблем демократии Максима Григорьева, в провале организаторов митинга «За честные выборы» нет ничего удивительного. «Надо различать реакцию после парламентских и после президентских выборов, - говорит политолог. - Что касается президентских выборов, то отрыв Путина настолько значителен, настолько подтвержден оценками всех людей… Даже сама оппозиция последнее время уже смирилась с тем, что Путин выиграет в первом туре. Поэтому рассматривая какие-то гипотетические самые фантастические невозможные нарушения фальсификации, очевидно, что Владимир Путин все равно выигрывает и в первом туре».
«Поэтому для всех - говорю не о лидерах несистемной оппозиции, а об определенных группах населения, критически настроенных к власти и Владимиру Путину - это было так или иначе очевидно, - уверен Григорьев. - Именно понимание того, что в любом случае Путин выиграет выборы - при все любви или нелюбви к Путину - для части граждан сделало бессмысленным выход на улицу и продолжение той же протестной повестки дня без каких-то видоизменений».
Эксперт уверен, что выступления со старой повесткой дня - требования отмены результатов парламентских или президентских выборов - стали бесполезными и бессодержательными.
«Поэтому действия и требования лидеров несистемной оппозиции в некоторой степени повисают в воздухе. Ни о каких сотнях тысяч (участников акций протеста) речи не идет и не пойдет», - говорит политолог, все же отмечая, что протестная активность сохранится.
«В условиях изменения и модернизации политической системы протестная активность стала не только постоянной приметой последних месяцев, но и стала одним из трендов современной политической картины, - считает Григорьев. - Однако если оппозиции не удастся поменять свою лозунговую и содержательную повестку дня, не удастся придумать что-то новое, то (протест) пойдет на спад и вряд ли что-нибудь содержательное из этого получится».
«Однако если им удастся найти новую повестку, то определенная часть населения из городского среднего класса, можно предположить, продолжит выходить на улицу, хотя и в меньшем масштабе», - заключает политолог.