Аргументы Недели → Политика № 31(272) от 11.08.2011

Грядет время «железного занавеса»

, 16:24

Ровно год назад, 4 августа 2010 года, «АН» опубликовали прогноз известного экономического аналитика из Томска Михаила Муравьева. В то время Михаил считал, что вторая волна мирового экономического кризиса грядет в первом квартале 2011 года. Но обвал мировых  финансовых рынков начался 8 августа, так что он ошибся всего на несколько месяцев. Поэтому «АН» решили еще раз опубликовать выдержки из его обширного прогноза. 

Проспит ли Россия вторую волну

Начало мирового экономического кризиса (середина 2007 г.) в России все проспали – и правительство, и бизнес, и население. То, что и у нас существуют серьезные проблемы в экономике, всем стало понятно только летом 2008 года. Началась паника, но паниковать было уже поздно – к тому времени пора было иметь готовую программу действий. Первое, что случилось тогда в России, – кризис ликвидности. Банки вдруг выяснили, что перекредитоваться им негде, и они находятся в состоянии дефолта.

В этих условиях правительство России повело себя не самым худшим образом. Решение было принято правильное – вкачать огромные деньги в финансовую систему страны. Но если сегодня проанализировать ситуацию, можно сказать, что сделано это было грязно и неграмотно. Так получилось, скорее всего, неспециально – просто никто не был готов, никто не понимал, как нужно поступить. Поэтому за образец взяли действия Европейского центрального банка (ЕЦБ) и Федеральной резервной системы США (ФРС).

Деньги были розданы нескольким крупнейшим одиозным корпорациям и банкам. Через банки правительство попробовало перекачать их на все уровни иерархии, но выяснилось, что в России это не работает. В 2008 г. банки, решив свои проблемы, начали активно играть на валютном и фондовых рынках, чем только усугубили проблемы всем остальным. К сожалению, система передачи денег на нижний уровень экономики не отработана до сих пор.

Как же надо было поступить? Правительство должно выдавать деньги, к примеру, тому же ВТБ, только установив четкие параметры и четкие сроки, когда и кому их надо передать дальше. Не должно быть так – вот тебе деньги, а ты сам постарайся найти, кому они нужны. Минфин и ЦБ должны сказать – вот тебе 50 млрд. рублей, они должны пойти на финансирование корпораций и компаний конкретного сегмента экономики. Сделать это надо за четыре месяца. Если не успеваешь – лишаешься программы государственного финансирования. Либо ты бегаешь с этими деньгами и ищешь, как их протолкнуть на нижний уровень, либо ты больше никогда их не увидишь.

Но этого не сделано до сих пор. Поэтому, к сожалению, когда начнется основная волна мирового кризиса, Россия опять может вернуться в ситуацию 2008 года. Мы снова увидим кризис ликвидности, возможно, и не такой сильный, как тогда. Однако нужно понимать, что в 2011 г. опять будут проблемы с деньгами, платежами и получением кредитов.

Краткосрочная перспектива

В краткосрочной перспективе России будет неприятно. Как ни повернись ситуация, у нас все равно очень сильно зашкалит уровень безработицы. В ближайшие два-три года в результате падения цен на нефть и металлы очень сильно достанется сервисному бизнесу. Это деловые, потребительские услуги и торговля. Здесь уже ничего не сделаешь, нужна переквалификация большей части дизайнеров, специалистов по рекламе, работников турбизнеса.

На границе тучи ходят хмуро

Времени у нас очень мало. Нефть уже этой осенью будет стоить 40–45 долларов (возможно, ошибка на год. – Прим. ред.). И скорее всего, в течение 4–6 лет так и останется на этом уровне (в пересчете на нынешние доллары). Больших движений от этой цены не будет.

Как же Россия сможет защититься от всей этой напасти? Что у нас сейчас происходит, условно говоря, на «российской границе»? А ничего у нас там нет. Нет у нас сейчас никакого механизма, который позволит локализовать кризис, ни в Центральном банке (ЦБ), ни в Минфине.

Что будет делать Россия, когда начнется разнос валютной системы, абсолютно не понятно. Каким образом мы будем получать в этих условиях расчеты за нефть? Российский ЦБ пока не придумал альтернативного механизма. Вот и неясно, сколько дней или недель наша сырьевая экономика сможет находиться в относительно спокойном состоянии, прежде чем начнутся полный хаос и кризис неплатежей?

Следующий вопрос – как будет действовать наш ЦБ, когда все основные мировые валюты начнут гипердевальвацию или гиперинфляцию? Если он продолжит работать на автомате и будет держаться за них, то мы не обойдемся простой девальвацией рубля. Она неизбежно спровоцирует гиперинфляцию. Увидеть ее в России второй раз никому не пожелаешь. В каком веке она тогда закончится, представить очень сложно.

Центральный банк должен сразу же отвязаться от мировых валют и вывести рубль в самостоятельное плавание. В ЦБ должны сказать: рубль теперь – самостоятельная резервная валюта, она ни от чего не зависит. Технически мы к этому готовы, но будет ли это сделано – посмотрим.

Первый кандидат в морг

В мире существует разделение труда. Россия, например, поставщик ресурсов – нефть, газ, лес и т.д. Китай – это фабрика. Штаты – управление чужими капиталами, хай-тек, образ жизни, образ мысли. В этом смысле Европа является 100%-ным конкурентом США. С точки зрения американцев, первый, кто должен лечь и не встать, – это Евросоюз.

Нас спасет «железный занавес»

В правительстве до сих пор не осознают природу нынешнего кризиса и не понимают, что это кризис перепроизводства. Проще говоря, кризис избыточных производственных мощностей, которые были построены под производство избыточного объема товаров. На него нет спроса, обеспеченного не кредитами, а реально зарабатываемыми населением деньгами. Для наших «западных партнеров» это финальный кризис перепроизводства. Количество предприятий, продукцию которых они способны потребить внутри своих стран, чрезвычайно избыточно.

В результате кризиса перепроизводства в Россию хлынет огромное количество товаров. Мы должны встретить их встречной волной – занять своих людей, занять свой бизнес, нагрузить собственную экономику производством собственного продукта. В противном случае даже ту промышленность, что еще осталась, нам угробят дешевыми товарами, которые рванут сюда на волне кризиса.

Сейчас в России очень мало делается для того, чтобы ограничить импорт западной промышленной продукции. Правительство установило запретительные пошлины на иномарки, возится с курятиной – по большому счету все.

Остается надеяться, что желание нашей страны вступить в ВТО – шутка. Это прямо противоположно тому, что необходимо делать. Как бы на Западе ни кричали и ни убивались, что Россия тоталитарное государство – в торговле должен упасть «железный занавес». Свободная торговля в условиях разрушения мировой валютной системы ничем хорошим для нас не закончится.

Если перед таким импортом и трансграничным движением капитала не упадет «железный занавес», нашу недоразвитую промышленность вынесут вперед ногами сразу и всю целиком.

Русские BMW и Hitachi

Готово ли наше правительство в этой ситуации на очень жесткий разговор в первую очередь с нашими европейскими партнерами?

Этот диалог должен быть построен так – все, что мы потребляем, должно производиться в России. В том числе, к примеру, BMW на 100%, телевизоры Hitachi на 100%. На это вам дается два года. Через это время Россия введет запретительные пошлины. Хотите зарабатывать, хотите выживать – вы должны перенести ваш бизнес в Россию. Сейчас реальная ситуация такова – через два-три, максимум четыре года наш внутренний рынок может оказаться больше, чем весь совокупный европейский. Присутствие на нем будет фактором выживания.

Почему сегодня к нам лезут немцы, отпихивая ногами итальянцев и французов? Они понимают – в России главное не заработать прибыль, а просто продержаться. Хотя бы на три месяца дольше своего конкурента. Конкурент сдохнет, а я съем его долю рынка.

В Европе умрет большая часть корпораций. По результатам этого кризиса в мире останется не больше четырех, а возможно, две крупные автостроительные корпорации. Существующие сегодня 15–20 просто никому не нужны. Поэтому тот, кто банально пересидит и выживет, будет в будущем контролировать весь европейский рынок. На 2–3 страны российского рынка не хватит. Немцы это очень четко понимают и отталкивают остальных.

Кто инициатор такой политики – Медведев, Путин или Меркель – сказать сложно. Но на данный момент это единственный хороший показатель, который несколько успокаивает в том, что нас ждет в среднесрочной перспективе.

Кто пострадает сильнее всех

В Великобритании кризис начался раньше, чем у всех, практически вместе с Японией. По большому счету экономическое положение Лондона гораздо хуже, чем у американцев, а политической и военной мощи в разы меньше. Поэтому Британия сейчас находится прямо на пути на кладбище.

Чтобы выжить, твердой валюты недостаточно

Евросоюз уже не жилец. Германия производит больше всех в ЕС, помимо этого она главный кредитор Европы. Но сейчас европейцы предъявляют ей претензии – дайте нам еще больше кредитов и перестаньте так много импортировать. Мы сами хотим вам продавать. Получается, что Европа уже начинает раскалываться.

В 2013-м мы наверняка увидим первых вылетевших из Евросоюза. ЕС в том виде, в котором мы его знаем, существовать не будет. Возможно, его разделят на два уровня Германия, Франция, Италия и все остальные. Возможно, ведущие страны просто выйдут из ЕС.

У Евросоюза для обеспечения долгосрочной стабильности евро нет ничего, что есть у США. У них нет глобальных финансовых инструментов, которыми бы они умели пользоваться. Вот, к примеру, США свою игру с сильным и слабым долларом с 60-х годов проводили как минимум шесть раз. Они сначала накачивали весь мир дешевыми долларами. Доллар начинал падать, и казалось, что экономика США уходит в коллапс. Все радостно кричали: «Ура, ура! Надо брать кредиты в долларах! Потому что завтра их не придется отдавать».

После этого выяснялось, что отдавать-то все-таки придется, а доллар уже подорожал в два раза. В результате начинали взрываться Латинская Америка, Юго-Восточная Азия, Турция, Балканы и т.д. Европа ни разу такого не выкидывала. Она просто не умеет этого делать.

США, безусловно, способны обеспечить доминирование не только своей военной мощью, но и всей своей силовой машиной. Там, где им не нравится чья-то президентская морда, эта морда очень быстро меняется. Вот этой готовности и желания обеспечивать свое доминирование в мире у ЕС нет вообще. Они его не объявляют, а просто говорят: «А у нас есть хорошая денежка». Но этого недостаточно.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram