Не пора ли пассажирским артериям городов вновь забиться в едином ритме государственного сердца?
6 декабря 2025, 11:37 [«Аргументы Недели», Игорь Глуховский ]
Работа общественного транспорта, этой кровеносной системы мегаполиса, нередко дает сбои, отравляя жизнь горожан. Даже в столице, где, казалось бы, все должно быть отлажено, пассажиры сталкиваются с грубостью и равнодушием. И в эпицентре народного недовольства, судя по жалобам наших читателей, — компания-перевозчик ООО «Стартранс».
«2 ноября 2025 года автобус 338 пронесся мимо остановки 15-я Парковая в 13.31, оставив на обочине томиться в ожидании десятки пенсионеров. Теперь им коротать лишние полчаса в томительном ожидании следующего рейса. И это не единичный случай, а злая закономерность!»;
«Автобус 353, курсирующий между Переделкино и станцией метро „Юго-Западная“, — призрак, чей график существует лишь на бумаге. Утро рабочего дня превращается в лотерею: повезет ли сегодня добраться вовремя? А в ответ на жалобы — лишь бюрократические отписки о „дорожной ситуации“ или „поломке“. Но дороги-то свободны, автобусы — с иголочки, а тендеры эта компания выигрывает с завидным постоянством! Не пора ли сменить заигравшегося перевозчика?»;
«Маршрут 319 — это аттракцион невиданной щедрости: можно полчаса прождать автобус, чтобы потом увидеть вереницу из двух-трех машин. Водители, словно бояре на пиру, собираются на конечной у „Динамо“, ведут неспешные беседы, а затем, разом сорвавшись с места, повергают пассажиров в хаос. Дозвониться до компании — миссия невыполнима, там царит глухое молчание»;
«Сегодня, 25.11.2025, с самого утра автобус 329 маршрута Давыдково — метро „Юго-западная“ решил проигнорировать расписание, оставив замерзающих людей на остановке!» — это лишь эхо народного гнева, доносящееся из жалоб читателей нашего издания.
Когда-то пассажирские перевозки были отданы в частные руки под флагом «ответственности и заинтересованности в развитии общественного транспорта». Но, увы, вместо развития мы видим лишь неутолимую жажду наживы. Иначе как объяснить нескончаемый поток жалоб на работу частных перевозчиков? Частные перевозчики, получив карт-бланш на обслуживание столичных маршрутов, зачастую забывают о своей главной задаче — безопасной и комфортной перевозке пассажиров. В погоне за прибылью они пренебрегают графиком движения, экономят на обслуживании техники и порой нанимают персонал, не отвечающий требованиям профессиональной этики. Не потому ли все чаще россияне задаются вопросом: не пора ли вернуть бразды правления пассажирским транспортом в руки государства? «Может, пора передать маршрут Мосгортрансу?» — вопрошают пассажиры.
И в качестве контрольного выстрела — вопиющая жалоба от москвича Андрея Шепелева:
«Перевозчик — компания ООО „Стартранс“, гос. номер у313вт 790, бортовой номер 1786011. Я ехал от метро „Авиамоторная“. В салоне автобуса — африканская жара, вентиляторы отопления работают на полную мощность. Мне стало плохо. В 12:05 я подошел к кабине водителя и на остановке постучал в стекло, умоляя убавить температуру. В ответ — хамский жест, средний палец, демонстративно показанный мне через стекло. А затем — резкий старт со светофора, от которого я рухнул на сиденье, повредив спину. Во время поездки водитель устраивал гонки, резко тормозил, без нужды разгонялся. Такое ощущение, что он перепутал автобус с гоночным болидом! Прошу принять меры, установить личность этого горе-водителя и привлечь его заслуженному наказанию. Видеокамеры в салоне зафиксировали весь этот беспредел. Пусть лучше навоз возит, чем людей калечит!» — негодует Шепелев, добавляя, что его попытки связаться с компанией-перевозчиком и Дептрансом разбиваются о стену молчания.
Не пора ли отправить на заслуженный отдых незаменимых «иностранных специалистов», которые летом экономят на кондиционерах, а зимой топят как в сауне, прикрываясь дежурной отговоркой: «Автобус сломался»? Возможно, пришло время пересмотреть условия контрактов с частными компаниями, ужесточить контроль за их деятельностью? Ведь общественный транспорт — это не просто бизнес, а важнейшая социальная функция государства, направленная на обеспечение комфортной жизни граждан. И если частные компании не справляются с этой задачей, государство обязано вмешаться и навести порядок. Иначе пассажирские артерии наших городов рискуют превратиться в источник постоянного раздражения и социального напряжения...