В Латвии неожиданно вновь был поднят вопрос о негражданах — политики ЛР решили высказаться.
На сегодняшний день, неграждан в Латвии более 200 тысяч — это люди, которые родились в ЛР, имели паспорт СССР, а в 90-х, когда страна стала независимой, увы, оказались негражданами, но находящиеся под юрисдикцией Латвии, имеющие права, как и граждане, но... Они не могут голосовать на выборах, не имеют право работать, например, в полиции, министерствах, быть депутатами и т. д. Иными словами, эти люди и «свои» и «чужие».
Сразу хочу пояснить, что паспорт негражданина не включает в себя ВНЖ, как, например, у граждан РФ, проживающих в Латвии — человек не должен продлевать ВНЖ, поскольку данный паспорт негражданина дает ему право жить в Латвии без всяких условностей, да и «поменять» паспорт негражданина можно в любой момент, если человек пройдет процедуру натурализации — сдаст экзамен по латышскому языку, принесет клятву верности Латвии.
Но... Все дело в том, что многие латвийские неграждане не хотят проходить процедуру натурализации — почему? Справедливости ради отмечу, что правительство Латвии серьезно озаботилось этим вопросом и проводит политику по принципу — негражданин ЛР стань гражданином!
Сперва разберемся, почему возник институт негражданства? В 90-х Сейм Латвии долго решал — быть негражданину или нет? В Литве, например, неграждан нет, потому как местное правительство определило правильную позицию — все те, кто к моменту независимости Литвы, проживал в стране, мог получить гражданство, а вот Латвия и Эстония решили иначе — разделили людей, которые родились на одной земле, в одной стране, имели одинаковый паспорт времен СССР. Как разделили? Законом! Совершенно неважно было, что человек родился в Латвии, прожил большую часть жизни, считал эту страну своей Родиной, родил детей и продолжает жить. Главное, чтобы его родственники проживали в Латвии до 1940 года! Вот на этом основании и «раздавалось» гражданство ЛР.
Удивительно для меня, можно понять было бы, если гражданство «раздавалось» по национальному признаку — латыш! Человек, чьи предки с незапамятных времен проживали на территории Латвии, были носителями латышского или латгальского языков, да и просто не представляли свою жизнь без Латвии. Реальность оказалась куда прозаичней — например, гражданином Латвии мог стать человек, который совершенно не владел латышским, имел другую национальность, особого ничего не сделал для Латвии, но он — гражданин. Как так? Просто! Жил некий мужчину, у которого родители приехали, например, в 1938 году в Латвии, по национальности русский (со звучной фамилией, например, Маслов), а в 60-м женился на приезжей украинке — родились дети, которые и знать не знают государственный язык, а разговаривают только на русском и украинском (с характерным акцентом), но им выдали гражданство ЛР. Неприятно и то, что папа Маслов был пропащим выпивохой, который бил детей, жену, а мама Маслова — уборщица, потому как в СССР эта профессия давала много преимуществ — например, квартиру. Я понимаю, что держать в чистоте страну — прекрасно, но где справедливость, когда в статусе негражданина находится потомок военного юриста и кандидата медицинских наук, которые Латвии принесли огромную пользу — например, спасали людей на операционном столе, да и не делили их по «непонятному» признаку. Но их потомок стал негражданином, потому что один из родителей был военным! И совсем неважно, что предки были высланы из Латвии, прошли круги адовой депортации. Вот такая справедливость! В те 90-е никто не разбирался в нюансах, да и многие справки из архивов были утеряны - «паспортистка» решала сама — кому дать гражданство, а кого, простите, послать! Были и те, кто покупал себе гражданство, но об этом не любят вспоминать чиновники, политики — мол, ничего не знаем. Ложь! Знают!
А теперь мне скажите, есть ли обида в душе у тех, кто верой и правдой, честно отстаивал независимость Латвии в 90-х, а правительство их кинуло? Да, я утверждаю, что кинуло, потому что была свидетелем, как члены движения Атмода обещали всем в Латвии небо в алмазах — демократию, равенство, а после обретения независимости, увы, просто забыли. Скажите мне, все ли неграждане хотят утереться от плевка, позабыть унижения и бегом проходить процесс натурализации? Точно — нет! Я знаю многих таких людей — да, они живут в Латвии, кто-то работает в стране, кто-то за рубежом, но они платят налоги, знают латышский язык, не были замечены в антигосударственной деятельности, желают Латвии добра и процветания — это же Родина, но «сбегать» на натурализацию не желают. Почему? Есть такое понятие — человеческое достоинство! Да и голосовать за тех, кто их кинул в 90-е, конечно, нет желания.
Я иногда размышляю — почему наши политики такие пассивные в этом вопросе? Латвийские политики. Я знаю многих неграждан, которые принесли огромную пользу Латвии, как в экономическом, в социальном аспекте, в сфере благотворительности, да и в международном — например, за пределами ЛР отстаивали Латвию, когда ее «поливали» - пытались донести до людей правду о стране, в которой они родились, выступали дипломатами, я бы так сказала. Почему же латвийским политикам не выступить с предложением — за особые заслуги перед Латвией наградить гражданством? Во-первых, подняли бы свой имидж, выполнили бы директиву ЕС - решить вопрос с институтом неграждан, да и уменьшили бы пропасть между людьми. Я не говорю о всех оставшихся негражданах, а о тех, кто реально достоин. К сожалению, ни одному политику в Латвии в голову не пришла такая мысль — это же «мелочь». Есть вопросы важные — например, почему это экс-премьер Латвии Кришьянис Кариньш столько денег истратил на свои поездки?
Не я одна так рассуждаю — совсем недавно услышала речь латвийского политика, экс-главы Управления натурализации, депутата Рижской думы Эйжении Алдермане — судите сами...
«Спустя тридцать с лишним лет независимости в Латвии, до сих пор насчитывается более 200 неграждан. Причин, почему эти люди не проходят процесс натурализации, несколько, но одна из доминирующих — то, что их достоинство было уязвлено, принятым в 90-е законом о гражданстве. Да, очень много обиженных людей! Я живу в очень большом доме, и ко мне обращаются люди, заговаривают на улице, в магазине, везде... «Почему так? Почему я должен доказывать это — я говорю на латышском, живу, не уезжаю из страны, работаю — почему должен доказывать?» Чувствуется внутренняя боль. Это обида! Эти люди знают много языков, историю Латвии, но эта обида в них еще горит, и это не так просто... Есть люди, которые по экономическим причинам не могут пройти натурализацию. И есть часть неграждан, которым все равно. Понимаете, для каждого государства, я считаю, самые опасные две вещи в политике — это крайне левые и крайне правые. Радикализм! Самая высшая его ступень. И когда эти люди говорят: «Только мы! Только для нас и наших единомышленников!» - остальные не существуют... Важна и обида — часто мы слышим слова - «мы» и «они»... Это плохие слова... Они больно бьют по человеку. Я слышала, как на Празднике песни, президент Вайра Вике-Фрейберга, обращалась к людям - «Милые латыши...» А на празднике сколько людей разных национальностей... Обращение не к ним... Я считаю, что обращение умного политика такое - «Дорогой латвийский народ!» Что касается натурализации, то сегодня поток иссяк — в год где-то 200 человек...» - высказала свое мнение депутат Рижской думы.
Умница! Я полностью поддерживаю эту мудрую женщину!
Да, вопрос в обиде... Есть, конечно, люди, которые вынуждены были пройти натурализацию — личные причины... Я разговаривала с такими людьми - «Мне необходимо было получить гражданство — уезжаю на работу в Германию, а так бы не пошел...»
Конечно, есть и те, кто желает получить гражданство ЛР по патриотичным принципам — хорошо!
А есть те, кто не желает проходить путь натурализации. В основном, это люди образованные, думающие, имеющие человеческое достоинство — они много сделали добра Латвии, своей стране, даже больше, чем нацпатриоты с идеями обыкновенного фашизма, которые только разжигают межнациональную рознь и называют себя — титульными...
Знаете, на Руси о таких говорили - «Жаль мне таких...» Нет, у меня нет ненависти к таким, например, потому что я точно знаю — зло порождает зло, а ненавидеть своих соотечественников — глупость...
Я очень люблю стихи Евгения Евтушенко «Дай Бог!» - «Дай Бог, чтобы твоя страна тебя не пнула сапожищем...»
Так пнула ли Латвия сапожищем неграждан?
Мне хочется верить, что... Впрочем, не хочу рассуждать всуе о вере, но закончу — мы есть то, во что верим...
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции